Слайд 1Русский язык
Урок в 9 классе
Учитель русского языка
I категории
Степанова
Т.И.
Слайд 2Тема урока:
Обучение сжатому изложению.
Цель урока:
Выявить принципиальные
различия между подробным и сжатым изложением.
Задачи урока:
Формирование знаний способов и приёмов сжатия текста.
Формирование навыков работы с текстом.
Прививать интерес к научным исследованиям.
Слайд 3
Выделяют три способа сжатия текста:
1.Объединение.
2. Замена.
3.Удаление.
Слайд 4
1. Этап определения темы текста.
Ответ на вопрос:
«О чем текст?»
Как определить тему?
Тема определяется различными
способами:
- по началу текста;
- по ключевым словам;
- по ключевым эпизодам;
- по поступкам или размышлениям героев (автора)
- по заглавию текста
Слайд 5
2. Этап определения идеи текста.
Ответ на вопрос:
«Зачем автор его написал?»,
«Какую мысль хотел
выразить?»
Что нам помогает сформулировать идею?
Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)
Слайд 6
3. Этап определения
структуры текста.
Назовите композиционные
части текста.
Композиция текста -
построение текста.
Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.
Нужно из нескольких предложений составить одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.
Формулирование тезиса –
один из приемов сжатия.
Слайд 7
4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как
частей общей темы
Определите количество абзацев в тексте
по количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их.
Определите микротему каждого абзаца. Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию.
Слайд 8
5. Этап моделирования
сжатого изложения
Как соединить содержание микротем в текст?
Использовать лексические и
лексико-грамматические средства соединения частей текста:
лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы;
лексико-грамматические средства
Слайд 9Текст.
Географические названия .
(1)Имена рек – старейшины в мире географических названий;
я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли.
(2)Древние люди, гонимые голодом, холодом, свирепостью зверей и двуногих соседей, всё время перебирались с места на место, всё время как бы расталкивали локтями своих современников в борьбе за самые удобные для жизни места.
(3)Бывало по-разному. (4)То племя натекало на племя, как шумная река, ворвавшееся в малое озерко: вода озера сливалась с могучим потоком, растворяясь в нём без следа. (5)То пришельцы растекались по новому месту, как по болоту или песчаной пустыне, теряясь в её песках, смешиваясь со старым населением. (6)Но почти всегда они, принося с собой свои новые имена для холмов и лесов, для посёлков и пустошей, названия больших потоков сохраняли благоговейно, принимая их от своих предшественников.
(7)Мы не знаем в точности, почему они так поступали. (8)Может быть, боялись обидеть богов этих чужих рек переименованием. (9)Может быть, просто реку труднее перекрестить по-новому: её имя так же длинно, как она сама; оно течёт вместе с нею через области и страны; поди замени его на всём протяжении его пути! (10)Так или иначе - великие водные дороги всюду и везде постоянно носят и сегодня имена, созданные в глубочайшей древности. (11)Они переходят от народа к народу, от эпохи к эпохе. (12)Первоначальный их смысл забывается тысячекратно, а они всё живут.
Слайд 10
Задания,
которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста.
1.
О чём говорится в этом тексте?
а) о страхе древних людей
перед богами;
б) о переселении древних людей;
в) о названии рек;
г) о завоевательных войнах древности.
2. Чем отличаются имена крупных рек от названий других географических объектов?
а) почти невозможно установить их происхождение;
б) они почти никогда не менялись;
в) многие из них по значению связаны со сменой времён года;
г) в них отражена история древних междоусобиц.
3.Почему автор называет СТАРЕЙШИНАМИ имена рек в этом тексте (предложение №1)?
а) от названия рек происходили названия других географических объектов: гор, хребтов, озёр;
б) названия рек занимают особое, почётное место в ряду других географических названий;
в) названия рек невозможно перевести на другой язык;
г) право называть реки давали наиболее почитаемым представителям древних племён.
Слайд 11Правильные ответы.
1. О чём говорится в этом тексте?
а) о страхе
древних людей перед богами;
б) о переселении древних людей;
в) о названии
рек;
г) о завоевательных войнах древности.
2. Чем отличаются имена крупных рек от названий других географических объектов?
а) почти невозможно установить их происхождение;
б) они почти никогда не менялись;
в) многие из них по значению связаны со сменой времён года;
г) в них отражена история древних междоусобиц.
3.Почему автор называет СТАРЕЙШИНАМИ имена рек в этом тексте (предложение №1)?
а) от названия рек происходили названия других географических объектов: гор, хребтов, озёр;
б) названия рек занимают особое, почётное место в ряду других географических названий;
в) названия рек невозможно перевести на другой язык;
г) право называть реки давали наиболее почитаемым представителям древних племён.
Слайд 12
4.Закончите план этого текста.
1) Названия рек - _______________________________________.
2) Древние
люди боролись за _____________________________ .
3) Пришельцы почему-то никогда __________________________ .
4)
Два предположения о том, почему_______________________ .
Слайд 13
5.Дополните этот фрагмент примерами из текста.
Автор сочетает информативную насыщенность с эмоциональной выразительностью, использует слова
высокого стиля («__________» из предложения № 6), подчёркнутой анафорой синтаксический параллелизм(предложения № 4 и ____ ), __________ («как шумная река»). Слово разговорного стиля («____________» из предложения № 9) придает тексту интонацию доверительно-непринуждённой беседы.
Слайд 14
Примерный вариант выполнения задания №5.
Автор сочетает информативную насыщенность эмоциональной выразительностью,
использует слова высокого стиля («благоговейно» из предложения № 6), подчёркнутой анафорой синтаксический параллелизм (предложения № 4 и № 5), сравнение («как шумная река»). Слово разговорного стиля («поди » из предложения № 9) придает тексту интонацию доверительно-непринуждённой беседы.
Слайд 15Работа по написанию сжатого изложения.
1.(Запишите главную часть первого предложения.)
________________
___________________ _______________________
2.Древние люди, пытаясь найти (какое?)________ место для _________
, (что делали?) ___________ .
3. Пришельцы, захватывая ______________ , меняли названия почти всех ____________ , но всегда сохраняли (что?) __________ .
4.Мы не знаем, почему ________ .
5.Может быть, они __________ _____________ _____________ .
6. Может быть, реку трудно _________, потому что она протекает через __________ .
7.Так или иначе названия рек сохраняются __________ , переходя от __________ к ___________
Слайд 16Примерный вариант выполнения задания.
Имена рек –
старейшины в мире географических названий.
Древние люди, пытаясь найти удобное для жизни место, боролись со своими современниками.
Пришельцы, захватывая новые места, меняли названия почти всех пунктов, но всегда сохраняли названия больших рек.
Мы не знаем, почему они так делали. Может быть, они боялись обидеть богов. Может быть, реку трудно переименовать, потому что она протекает через многие страны. Так или иначе - названия рек сохраняются и ныне , переходя от поколения к поколению.
Слайд 17Повторение грамматики.
Синтаксис сложного предложения.
Тогда напрасно вы
прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы
не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь.
Составьте схему и определите вид предложения по
строению.
Кто автор строк, как называется произведение?
Слайд 18Проверим.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно
вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей
черной кровью
Поэта праведную кровь.
[ – = ]1 : [ – = ]2, и [ – = ]3
Предложение с разными видами связи: бессоюзной
(2-е предложение указывает на причину того,
о чем сказано в 1-м; средство связи – интонация)
и сочинительной (средство связи – соединительный союз и).
Слайд 19Повторение грамматики.
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь.
Определите вид предложения по строению.
Кто автор строк, как называется произведение?
Слайд 20Проверим.
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь.
Сложноподчиненное предложение с придаточными
обстоятельственным образа действия.
Средства связи – подчинительный союз чтоб.
Слайд 21
Домашнее задание:
Повторить теоретический материал урока, написать сжатое
изложение по упр.187.