Слайд 1
Урок по русскому языку
1
курс
Орфоэпические нормы:
произносительные и нормы ударения
Автор: Пономарёва О.В., преподаватель ГБПОУ
«Шадринский политехнический колледж»
Слайд 2На уроке должны
Повторить материал по ранее изученной теме «Фонетические единицы
языка»,
Повторить и обобщить материал по теме «Орфоэпические нормы: произносительные
и нормы ударения»,
Подготовиться к итоговому экзамену по дисциплине.
Слайд 3 Цели деятельности студентов
Закрепить ранее изученный материал о фонетических единицах
языка;
Повторить и закрепить материал об орфоэпических нормах: нормах произношения и
ударения русского языка;
Обогащать словарный запас;
Совершенствовать навыки самостоятельно делать выводы и составлять опорный конспект;
Совершенствовать навыки работы со словарями русского языка.
Слайд 4Ответьте на следующие вопросы
1. Что изучает раздел «Фонетика»?
2. Какую функцию
выполняют звуки речи?
3. Что такое фонема?
4. Что такое слог?
5. Сколько
слогов в слове?
6. Какой слог называется открытым, какой закрытым?
Слайд 5Игра
«Определи количество слогов в слове»
Математический, рассудительный,
пурпуровая, огненное, дремлющее, акцентологическое, чудная, полотняный, пронизанные, самоотверженный.
Слайд 6Ударение
Ударение – это выделение одного слога с большей силой голоса.
Пример: кольцо́,
ру́сский, поря́дочный,
сло́во, со́лнце.
Слайд 7Функции ударения
1. Выделяет слово в потоке речи и способствует его
узнаванию
2. Играет роль смыслоразличительного средства
3. Участвует в ритмической организации речи.
Слайд 8Русское ударение разноместное
дОмик,
вЫнес,
облегчИть,
кладовАя,
позвонИшь.
Слайд 9Ударение может быть подвижным
ВЫбежать – выбегАть, травА – трАвы, слОво
– словА, прАвить – правИтель.
Слайд 10Слова с вариантным ударением
ПодрОстковый – подросткОвый
Иначе – инАче
кЕта – кетА
Слайд 11Место ударения зависит от происхождения слова.
ДиспансЕр, жалюзИ, абажУр,
абсУрд,абрикОс.(франц.)
Слайд 12Часто ударение определяется конечным сочетанием гласных и согласных.
-Ал: пенАл, финАл;
-
лОг (неодушевленные предметы) каталОг, монолОг, некролОг;
- провОд (в сложных словах) бензопровОд,
мусоропровОд, водопровОд, но: электропрОвод.
Слайд 13Логическое ударение
Я люблю читать книгу в папином кресле.
Я
люблю читать книгу в папином кресле.
Я люблю читать книгу
в папином кресле.
Слайд 14Ошибка в ударении
Граничит с
преступлением,
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни
молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить под удар.
Возил не шо́фер, а шофёр.
Не фа́рфор, а фарфо́р.
Был оглашён не при́говор —
Судебный пригово́р.
Строгал не сто́ляр, а столя́р,
Но до́ску — не доску́.
И слушал в одиночестве
Не «То́ску», а тоску́».
(Ф.Кривин)
Слайд 15Омографы
Омографы – слова, одинаковые по написанию, но разные по звучанию,
называются омографами.
крУжки – кружкИ, мУка – мукА, зАмок – замОк
Слайд 16Лингвистическая загадка
Хлопок, трусить, избегать.
Слайд 17Рефлексивный экран
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял
задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Слайд 18Русский язык в умелых руках и опытных
устах – красив, певуч,
выразителен, гибок,
послушен, ловок и вместителен.
А.И Куприн
Слайд 19Домашнее задание
1.Тест на сайте: http://russkiy-na-5.ru/articles/525
2.Подготовка к экзамену. Справочник Д.Э. Розенталя
http://evartist.narod.ru/text1/48.htm
Задание по выбору:
«3» - [6] упражнение 55, с.34.
«4»
,«5» }1. [6] упражнение 58 , с.35. 2. Выписать из орфоэпического словаря 10 слов, имеющих вариантное ударение, расставить ударение в словах.