Слайд 1Понятие о
функциональных стилях
учитель русского языка и литературы высшей
квалификационной категории Дадатченко Т.В.
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа
№1 р.п.Степное Советского района
Саратовской области
Слайд 2Понятие о функциональных стилях
Функциональные стили.
Классификация стилей.
Книжные стили.
Разговорный стиль.
Слайд 3Функциональные стили.
Стилистика – раздел языкознания, в котором исследуются закономерности использования
языка в процессе речевой коммуникации, функционирование языковых единиц и категорий
в рамках литературного языка в соответствии с его функциональным расслоением в различных условиях речевого общения, а также функциональная система, или система стилей литературного языка.
Слайд 4В зависимости от целей и анализа выделяют:
Функциональная стилистика (взаимодействие стилей,
процессы их развития)
Практическая стилистика (языковые единицы)
Стилистика текста (закономерности организации языковых
единиц в текстах)
Стилистика художественной речи
Слайд 5«стиль»
А) стили языка
Б) стили речи, или функциональные стили
В)
индивидуально-авторские стили
Слайд 6Стилистические средства
А) эмоционально-экспрессивные слова и фразеол. единицы: восхитительный, очаровательный, очи,
гляделки и др.
Б) слова используемые преимущественно в книжных или разговорных
функционально-стилевых разновидностях: водрузить, соглашательство, кручина,замухрышка, кануть в лету, лелеять, брехать.
В) суффиксы субъективной оценки: дружище, мальчонка, читалка, голубонька и др.
Г) стилистически маркированные формы слов: договоры и договора, слесари и слесаря и др.
Слайд 7К речевым стилистическим средствам относятся:
А) тропы – эпитет, метафора, метонимия,
гипербола, синекдоха;
Б) синтаксические фигуры, основанные на параллелизме конструкций, инверсии, эллипсисе,
парцеляции;
В) фонетические средства, основанные на созвучии, различных типах интонации.
Слайд 8Стили речи:
Разговорный
Научный
Официально-деловой
Публицистический
Художественный (язык художественной литературы)
Слайд 9Т е к с т 1.
Гроза – атмосферное явление, заключающееся
в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между
облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды-молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром...
Т е к с т 2.
До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает, откуда, без малейшего ветра, но быстро продвигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка, вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в раскаты, обнимающие весь небосклон…
Т е к с т 3.
Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами. Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молний…
Т е к с т 4.
Доводим до Вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром и прилегающей к нему местностью пронеслась сильная гроза, которая продолжалась около часа. Скорость ветра достигала 30-35 метров в секунду. Причинен значительный ущерб собственности нескольких колхозов, исчисляемый сотнями тысяч рублей.
Т е к с т 5.
Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, да и то испугался насмерть. Сначала все было тихо, нормально, я уже собрался было лечь спать, как вдруг сверкнет ослепительная молния и бабахнет гром, да с такой силищей, что весь наш домишко задрожал...
Слайд 10Домашнее задание
Упражнение 1. В толковых словарях найдите слова, имеющие не
менее трех лексических значений, и составьте с ними предложения.
Упражнение 2.
Сделайте этимологический, словообразовательный анализ одного из глаголов, используя при этом следующие словари: Краткий этимологический словарь русского языка./М., 1975/; Словарь русского языка /в 4-х томах под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1984/; Словарь русского языка /под ред. С.И.Ожегова, М., 1972/; Школьный словообразовательный словарь /М., 1991/ и другие. Общий текст должен быть написан в форме небольшого эссе.
Слайд 11Каждое слово в языке проживает свою жизнь, как человек, долгую
или короткую. Оно порой существует в языке веками, не меняя
своей формы и значения, а порой умирает и рождается вновь, но уже в иной семантике. И часто это новое значение так прочно входит в наш обиход, что первоначальное, исконное забывается.
Как человек оставляет после себя потомство, так и одно слово рождает другие, которые затем начинают жить самостоятельной жизнью. Этот процесс оживляет словарный запас языка, пополняет его, и русскому языку, пожалуй, нет равных по словообразовательным возможностям. Неслучайно его считают одним из самых богатейших, образных языков мира. Каждое слово в языке достойно своего определенного места, каждое имеет свою историю.
Глагол, БРОСАТЬ в современной форме и значении является собственно русским словом. Однако в памятниках, начиная с ХVIII века, встречается древнерусское слово БР СНУТИ в значении – брить, скрести. Предполагаемое развитие значений этого слова следующее: оголять, сбивать головки у льна, заставлять их лететь прочь – бросать.
В современном русском языке имеется несколько значений этого слова. «Словарь русского языка» под ред. Е. П. Евгеньевой / М., 1984/ дает пять основных. БРОСАТЬ: I. Взмахом заставлять лететь, падать что-либо. /Бросать гранату/. 2. Быстро перемещать, направлять, посылать куда-либо. /Бросать войска в бой/. 3. Устранять как ненужное, выбрасывать./Бросать старые газеты/. 4. Уходить от кого-либо. /Бросать семью, работу/. 5. В сочетании с существительными жар, холод. /Бросать в жар/.
Если, попытаться сделать словообразовательный анализ глагола БРОСАТЬ, то увидим, что он образован от глагола БРОСИТЬ при помощи суффикса -А- /брос – а – ть/.
Только от одного глагола БРОСАТЬ в русском языке образовано 43 слова /по данным «Школьного словообразовательного словаря»/. Новые слова образованы префиксальным способом /забросить, набросать/, а также суффиксально-префиксальным /добрасывать, набросок/.
С глаголом БРОСАТЬ в языке функционируют 13 фразеологических оборотов, среди них наиболее распространенные и широко употребляемые: бросать перчатку; бросать камешек в чужой огород; бросать деньги на ветер. Глагол БРОСАТЬ может быть заменен синонимами, и тогда возникают новые словообразовательные ряды.