Слайд 1«Урок русского языка в 5 классе»
Ухтверова Л.Л.
Учитель русского языка и
литературы
МОУ СОШ № 36
Слайд 2Русский язык – язык, созданный для поэзии,
он необычайно богат
и
примечателен главным образом тонкостью оттенков.
Проспер Мериме
Слайд 3Лес тянет ветви тонкие к рассвету,
Восход весны приветствуя душОй.
И колокольца
ландышеЕй приветом
Звенят над зеленеющей межОй!*
(Межа – это нераспаханная узкая
полоса между полями. Пример: Прямая линия ярко-зеленой межи…уходила вдаль. Л.Толстой “Детство” из Акад. словаря русского языка).
Слайд 4Проблемный вопрос
Почему при совершенно одинаковых условиях пишутся разные буквы?
Слайд 5Тема урока
Правописание О – Е
в окончаниях существительных
после шипящих
и Ц
Слайд 6Цели урока:
Изучить правило о написании букв О-Е после шипящих и
ц в окончаниях существительных.
Научиться правильно писать слова с изучаемой орфограммой
Научиться
графически обозначать орфограмму, объяснять правописание букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
Слайд 7Тема урока
Правописание О – Е
в окончаниях существительных
после шипящих
и Ц
Слайд 8Лес тянет ветви тонкие к рассвету,
Восход весны приветствуя душОй.
И колокольца
ландышеЕй приветом
Звенят над зеленеющей межОй!
Слайд 9Внимательно слушаешь – многому научишься
Слайд 10Решение проблемы:
Зубов много, а ничего не ест.
(расчёска)
В золотой клубочек спрятался дубочек.
(жёлудь)
Ягоды сорвёшь – всю руку обдерёшь.
(крыжовник)
Слайд 11Страница учебника
Чтение теории.
V – уже знал
+
новое
думал иначе
? не понял, есть вопросы
Слайд 12Цели урока:
Изучить правило о написании букв О-Е после шипящих и
ц в окончаниях существительных.
Научиться правильно писать слова с изучаемой орфограммой
Научиться
графически обозначать орфограмму, объяснять правописание букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
Слайд 13Исключи лишнее слово:
Продавцом пейзажем
рощей
Кирпичом репортажем душой
Товарищем
этажом задачей
Багажом пляжем улицей
Слайд 14Поставьте ударение в словах:
ДУШОЙ
МЕЖОЙ
ЛАНДЫШЕЙ
Слайд 15Цели урока:
Изучить правило о написании букв О-Е после шипящих и
ц в окончаниях существительных.
Научиться правильно писать слова с изучаемой орфограммой
Научиться
графически обозначать орфограмму, объяснять правописание букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
Слайд 16Человек без памяти не был бы человеком. Это волшебная шкатулка,
которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего.
А.М.Леонтьев
Слайд 17Памятка для работы с орфограммой «Правописание о - е в
окончаниях существительных после шипящих и ц»
Часть речи
Часть слова –
окончание
После шипящих и Ц
Под ударением – пишем О
Без ударения – Е
кирпич..м, рощ..й, продавц..м
Слайд 18Цели урока:
Изучить правило о написании букв О-Е после шипящих и
ц в окончаниях существительных.
Научиться правильно писать слова с изучаемой орфограммой
Научиться
графически обозначать орфограмму, объяснять правописание букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
Слайд 19физкультминутка
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай,
не жалей!
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!-----2 раз
Дождик, дождик
пуще -
Будет зелень гуще.
Только нас не замочи,
К нам в окошко не стучи!
Слайд 20Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли,
а не памятью.
Л. Н. Толстой
Слайд 21Страничка учебника
упражнение № 207
Крыша, гараж, крыльцо, шалаш, юноша,
улица, луч,
туча, солнце, блюдце, творец.
Слайд 22Цели урока:
Изучить правило о написании букв О-Е после шипящих и
ц в окончаниях существительных.
Научиться правильно писать слова с изучаемой орфограммой
Научиться
графически обозначать орфограмму, объяснять правописание букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
Слайд 23Задание№ 1. О или Е? Спишите, обозначьте орфограмму «О –Е
в окончаниях существительных после шипящих и Ц».
(Еж…м, туч…й шалаш…м, танц…м,
луч…м, рощ..й).
Задание№ 2. О или Е? Запишите в два столбика слова, в первый – с буквой О в окончании, во второй – с буквой Е. Обозначьте орфограмму.
(Еж…м, туч…й шалаш…м, танц…м, луч…м, рощ..й).
Задание№ 3. О или Е? Запишите в два столбика слова, в первый – с буквой О в окончании, во второй – с буквой Е. Обозначьте орфограмму. Подберите к выделенным словам эпитеты.
(Еж…м, туч…й, шалаш…м, танц…м, грач…м, рощ...й, туч…й.
Слайд 24Прочитайте текст, обозначьте орфограмму.
Над крыш…й птиц…й вьется,
В оконце бьет луч…м,
В
нем отражаясь солнц…м,
Как золотым меч…м.
С метелиц…ю споря - ненужным багаж…м,
Ее
оставит в поле - за дальним рубеж…м.
Пожарищ…м – зарниц…й так управлять он рад,
В зеленой колеснице к нам катит месяц март.
Сигнальная карточка:
Е – жёлтая, О – красная.
Слайд 25Цели урока:
Изучить правило о написании букв О-Е после шипящих и
ц в окончаниях существительных.
Научиться правильно писать слова с изучаемой орфограммой
Научиться
графически обозначать орфограмму, объяснять правописание букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
Слайд 26Инструктаж домашнего задания
Параграф № 26, правило стр. 143, упр. №208
Слайд 27Творческая страница
Стихи рождаются не на бумаге.
Их родина – душа, и
сердце – их приют.
Быть может, хватит вам отваги, сердечной щедрости…
И
вдруг…
Придут стихи, нелепые, смешные, Пусть пара строк, зато свои…
Как первая весна, живые
О молодой весне и к ней любви.