Слайд 1
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине
волшебный русский язык».
К. Паустовский
Слайд 2«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после
весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как
песня над колыбелью».
А. Толстой
Слайд 3Язык, великолепный наш язык!
Речное и степное в нём раздолье,
В нём
клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
К.
Бальмонт
Слайд 4Особенности художественного стиля
Слайд 5ЦЕЛЬ УРОКА:
выявление особенностей художественного стиля речи, определение значимости художественного
слова.
Слайд 6
Задачи:
повторить и обобщить изученный за курс основной школы материал
по теме;
уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи;
развивать логическое мышление, творческие способности;
- понимать содержание и проблематику прочитанного текста;
- комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;
- выражать и аргументировать собственное мнение;
- последовательно и логично излагать свои мысли.
Слайд 7Особенности художественного стиля
Название презентации
Слайд 9
За все Тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь
мне вечернюю зарю,
Простор полей и кротость синей дали.
Я одинок и
ныне — как всегда.
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в нём Вечерняя Звезда
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.
И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю — с Тобой!
И. Бунин
Слайд 10
За все Тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь
мне вечернюю зарю,
Простор полей и кротость синей дали.
Я одинок и
ныне — как всегда.
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в нём Вечерняя Звезда
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.
И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю — с Тобой!
И. Бунин
Слайд 11
За все Тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь
мне вечернюю зарю,
Простор полей и кротость синей дали.
Я одинок и
ныне — как всегда.
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в нём Вечерняя Звезда
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.
И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю — с Тобой!
И. Бунин
Слайд 12Гамлет
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю
в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
***
Но продуман распорядок действий,
И
неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Б. Пастернак
Слайд 13Гамлет
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю
в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
***
Но продуман распорядок действий,
И
неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Б. Пастернак
Слайд 15
Драчены
дежка
попелиц
ухват
махотка
скатые
кудлатые
Слайд 17
Нами
лирика
в штыки
неоднократно атакована,
ищем речи
точной
и нагой.
Но поэзия -
Пресволочнейшая штуковина:
существует
–
и ни в зуб ногой.
В. Маяковский «Юбилейное»
Слайд 18
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что
смеянствуют смеяльно,О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных –
смех усмейных смехачей!
О,
иссмейся рассмеяльно,
смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево!
Усмей, осмей, смешики, смешики!
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
В. Хлебников «Заклятие смехом»
Слайд 19
«Рукописи не горят»
«Каждому будет дано по его вере»
«Все будет
правильно, на этом построен мир»
«Злых людей на свете нет,
есть люди несчастливые»
«Всякая власть является насилием над людьми…»
«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!» (Воланд)
«Правду говорить легко и приятно» (Иешуа)
«Факт — самая упрямая в мире вещь»
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Слайд 20Особенности художественного стиля
Название презентации
Слайд 21
И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что
я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю
— с Тобой!
И. Бунин «За все тебя, Господь, благодарю»
Слайд 22
И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье…
И.
Бунин «За все тебя, Господь, благодарю»
Слайд 23
«За все тебя, Господь, благодарю!»
И. Бунин
Слайд 24
«Отчего люди не летают? Я говорю,
отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда
кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?»
А. Островский «Гроза»
Слайд 26
Я тебя отвоюю у всех других
— у той, одной,
Ты не будешь ничей жених, я —
ничьей женой,
И в последнем споре возьму тебя — замолчи! —
У того, с которым Иаков стоял в ночи.
М. Цветаева «Я тебя отвоюю…»
Слайд 27
Мой товарищ спросил у меня без затей:
- Отчего в
Междуреченске много детей?
- Отчего? Оттого, что красивы места,
Оттого,
что вода родниково-чиста…
***
Мой товарищ спросил у меня без затей:
- Отчего в Междуреченске много детей?
Я плечами пожал, отмахнулся рукой:
- Отчего? Да, наверное, климат такой!...
В. Измайлов
Слайд 28
Впрямь не город в тайге,
А сплошной детский сад!...
***
А черемуха!
Вся побелеет
гора!...
И не спит молодежь,
И поет до утра.
***
А когда напоются, когда
замолчат…
Ожидай, старики, голосистых внучат!
В. Измайлов
«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные
удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».
А.И. Куприн
«Вспухшее веко приподнялось, подернутый дымкой страдания глаз уставился на арестованного.
Другой глаз остался закрытым».
«Теперь уже оба больные глаза смотрели на арестанта».
«Он смотрел мутными глазами на арестованного».
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
В. Маяковский
«А вы могли бы?»
В. Маяковский
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я
показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Слайд 33Особенности художественного стиля
Название презентации
Слайд 34
1-я строфа
За все Тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и
печали,
Даруешь мне вечернюю зарю,
Простор полей и кротость синей дали.
Последняя строфа
И
счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю — с Тобой!
И. Бунин
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
«В белом плаще
с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».
Слайд 36Особенности художественного стиля
Название презентации
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет
ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
А. Фет
Слайд 39Особенности художественного стиля
Название презентации
Слайд 40Особенности художественного стиля
Название презентации
Слайд 41
Подведем итоги:
Какие факторы влияют на правильное понимание содержания художественного произведения?
Какие
языковые особенности нужно учитывать при анализе художественного произведения?
Чем отличаются тропы
и синтаксические фигуры?
Для чего нужно уметь анализировать художественный текст?
Где вам пригодятся знания, умения и навыки, приобретенные в ходе данного урока?