Слайд 1Чередование звуков.
Учитель русского языка и литературы
Павлюченкова Наталья Петровна
МКОУ «Андринская СОШ»
Слайд 2Цель: познакомить учащихся с чередованием гласных и согласных звуков, правописанием
корней, на которых отразилось чередование.
Слайд 3Задачи:
1.Знать и понимать определение основного понятия «чередование звуков», историю
чередования звуков.
2. Узнать основные чередования гласных и согласных звуков в
корнях слов.
3. Уметь правильно выделять корень слова.
4. Уметь находить слова с чередующимися звуками в предложениях, текстах.
5. Развивать мотивацию к познавательной деятельности.
6. Развивать навыки работы в парах, в группе, самостоятельно.
7. Воспитывать любовь к родному языку.
Слайд 4Задание: вспомните слова, состав которых соответствует схемам:
¬∩□
¬∩^□
¬ ¬∩^□
Слайд 5- Какие части слова вы знаете?
Как называются части слова?
Какая морфема идет за приставкой?
-Какая морфема используется для образования
форм слова?
- Какая морфема сохраняет главный смысл слова?
Слайд 6 Проверьте себя!
Для этого откройте учебник на странице 23,
прочитайте теорию § 78 .
Слайд 7Чередование звуков – это закономерное различие звуков в вариантах одной
и той же морфемы. Например: робок – робкие имеется чередование
в корне звуков [б] и [п]. Позиционными чередованиями являются и чередование [р`] / [р]: токарь – токарный, дверь – дверной- в связи с законом ассимиляции мягких согласных по твердости), и чередование [ш] и [с]: сшить - скрутить (в связи с законом ассимиляции зубных перед передненёбными).
Слайд 8Когда -то в русском языке действовал закон перехода звуковых сочетаний
[кт] и [чт] в [ч], что дало слова НОЧЬ из
НОКТЬ, МОЧЬ из МОГТЬ, ПЕЧЬ из ПЕКТИ
Слайд 9Упр. 421.
1. Словарная работа: найдите значение слов в толковых
словарях: ходоки, насыпь, разграфить (по парам).
2. Задание: выпишите из таблицы
в две группы слова с чередованием:
1) при образовании слов;
2) при изменении слов. Обозначьте корни, в которых есть чередования. Буквы, обозначающие чередующиеся звуки, подчеркните.
Слайд 10Физкультминутка
Мы – весёлые мартышки,
Мы играем громко слишком
Все ногами топаем,
Все
руками хлопаем,
Надуваем щёчки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесём к
виску
И друг другу даже язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
Слайд 11Задание: запишите предложение, поставив знак препинания (если он нужен), составьте
схему; найдите слова с чередованием звуков, подберите к ним однокоренные
слова и формы слов.
ДНЁМ ПТИЦ БЫЛО МНОГО И ОНИ РЕДКО ПЕЛИ.
Слайд 12ДНЁМ ПТИЦ БЫЛО МНОГО, И ОНИ РЕДКО ПЕЛИ.
Схема: [ –
=], и [ – =].
Слова с чередованием звуков: птиц, много,
редко.
Однокоренные слова к словам с чередованием звуков: птиц – птичий (ц//ч), много – множество (г//ж), редко – реже (д//ж).
Слайд 13Упр. 422 (комментированное письмо, 1 ученик работает у доски, остальные
пишут в тетради).
Задание: подберите и запишите слова с чередующимися согласными
и гласными в корне. Составьте с глаголами 4 словосочетания.
Упр. 423 (устно).
Задание: участвуют две команды. Представитель первой команды называет слово, в котором возможны чередования. Представитель второй команды называет нужное слово и чередующиеся звуки, затем загадывает слово с чередованием для первой команды и т. д.
Слайд 14Дополнительные задания:
Выделить все морфемы в слове ИЗУЧИЛИ.
Указать чередование в словах:
1)БЕГ
– БЕЖАТЬ,
2) СВЕЧА – ОСВЕЩАТЬ,
3) ХОЖУ – ХОЖДЕНИЕ,
4) ИЗЛОЖЕНИЕ –
ИЗЛАГАТЬ,
5) У ОПУШЕК – ОПУШКА.
Слайд 151. Какая тема была на сегодняшнем уроке?
2. Какую цель перед
собой ставили?
3. Достигли ли цель? Каким способом?
4. Какие получили результаты?
5.
Над чем ещё нужно поработать? Что трудно было на уроке?
6. Где можно применить новое знание?
7. Что на уроке у вас хорошо получилось? За что бы вы себе поставили «5»?
Слайд 16Домашнее задание:
Повторить материал § 78.
Упр. 424
Слайд 17Источники:
1. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс / Сост. Н.В.
Егорова. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2015.
2. Русский
язык: учеб для 5 кл. общеобразоват. учреждений / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
3. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 5-й кл.: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс»/ Т.В.Раман.- М.: Экзамен, 2006.