Разделы презентаций


Презентация по русскому языку "Чередование звуков" ( 5 класс)

Содержание

Цель: познакомить учащихся с чередованием гласных и согласных звуков, правописанием корней, на которых отразилось чередование.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Чередование звуков.
Учитель русского языка и литературы
Павлюченкова Наталья Петровна
МКОУ «Андринская СОШ»

Чередование звуков.Учитель русского языка и литературыПавлюченкова Наталья ПетровнаМКОУ «Андринская СОШ»

Слайд 2Цель: познакомить учащихся с чередованием гласных и согласных звуков, правописанием

корней, на которых отразилось чередование.

Цель: познакомить учащихся с чередованием гласных и согласных звуков, правописанием корней, на которых отразилось чередование.

Слайд 3Задачи:
1.Знать и понимать определение основного понятия «чередование звуков», историю

чередования звуков.
2. Узнать основные чередования гласных и согласных звуков в

корнях слов.
3. Уметь правильно выделять корень слова.
4. Уметь находить слова с чередующимися звуками в предложениях, текстах.
5. Развивать мотивацию к познавательной деятельности.
6. Развивать навыки работы в парах, в группе, самостоятельно.
7. Воспитывать любовь к родному языку.

Задачи: 	1.Знать и понимать определение основного понятия «чередование звуков», историю чередования звуков.	2. Узнать основные чередования гласных и

Слайд 4Задание: вспомните слова, состав которых соответствует схемам:
¬∩□
¬∩^□
¬ ¬∩^□

Задание: вспомните слова, состав которых соответствует схемам:¬∩□ ¬∩^□ ¬ ¬∩^□

Слайд 5- Какие части слова вы знаете?
Как называются части слова?


Какая морфема идет за приставкой?
-Какая морфема используется для образования

форм слова?
- Какая морфема сохраняет главный смысл слова?

- Какие части слова вы знаете? Как называются части слова? Какая морфема идет за приставкой? -Какая морфема

Слайд 6 Проверьте себя!
Для этого откройте учебник на странице 23,

прочитайте теорию § 78 .

Проверьте себя! Для этого откройте учебник на странице 23, прочитайте теорию § 78 .

Слайд 7Чередование звуков – это закономерное различие звуков в вариантах одной

и той же морфемы. Например: робок – робкие имеется чередование

в корне звуков [б] и [п]. Позиционными чередованиями являются и чередование [р`] / [р]: токарь – токарный, дверь – дверной- в связи с законом ассимиляции мягких согласных по твердости), и чередование [ш] и [с]: сшить - скрутить (в связи с законом ассимиляции зубных перед передненёбными).
Чередование звуков – это закономерное различие звуков в вариантах одной и той же морфемы. Например: робок –

Слайд 8Когда -то в русском языке действовал закон перехода звуковых сочетаний

[кт] и [чт] в [ч], что дало слова НОЧЬ из

НОКТЬ, МОЧЬ из МОГТЬ, ПЕЧЬ из ПЕКТИ
Когда -то в русском языке действовал закон перехода звуковых сочетаний [кт] и [чт] в [ч], что дало

Слайд 9Упр. 421.
1. Словарная работа: найдите значение слов в толковых

словарях: ходоки, насыпь, разграфить (по парам).
2. Задание: выпишите из таблицы

в две группы слова с чередованием:
1) при образовании слов;
2) при изменении слов. Обозначьте корни, в которых есть чередования. Буквы, обозначающие чередующиеся звуки, подчеркните.

Упр. 421. 1. Словарная работа: найдите значение слов в толковых словарях: ходоки, насыпь, разграфить (по парам).2. Задание:

Слайд 10Физкультминутка
Мы – весёлые мартышки,
Мы играем громко слишком
Все ногами топаем,
Все

руками хлопаем,
Надуваем щёчки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесём к

виску
И друг другу даже язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!

ФизкультминуткаМы – весёлые мартышки, Мы играем громко слишкомВсе ногами топаем,Все руками хлопаем,Надуваем щёчки,Скачем на носочках.Дружно прыгнем к

Слайд 11Задание: запишите предложение, поставив знак препинания (если он нужен), составьте

схему; найдите слова с чередованием звуков, подберите к ним однокоренные

слова и формы слов.

ДНЁМ ПТИЦ БЫЛО МНОГО И ОНИ РЕДКО ПЕЛИ.

Задание: запишите предложение, поставив знак препинания (если он нужен), составьте схему; найдите слова с чередованием звуков, подберите

Слайд 12ДНЁМ ПТИЦ БЫЛО МНОГО, И ОНИ РЕДКО ПЕЛИ.
Схема: [ –

=], и [ – =].
Слова с чередованием звуков: птиц, много,

редко.
Однокоренные слова к словам с чередованием звуков: птиц – птичий (ц//ч), много – множество (г//ж), редко – реже (д//ж).

ДНЁМ ПТИЦ БЫЛО МНОГО, И ОНИ РЕДКО ПЕЛИ.Схема: [ – =], и [ – =].Слова с чередованием

Слайд 13Упр. 422 (комментированное письмо, 1 ученик работает у доски, остальные

пишут в тетради).
Задание: подберите и запишите слова с чередующимися согласными

и гласными в корне. Составьте с глаголами 4 словосочетания.
Упр. 423 (устно).
Задание: участвуют две команды. Представитель первой команды называет слово, в котором возможны чередования. Представитель второй команды называет нужное слово и чередующиеся звуки, затем загадывает слово с чередованием для первой команды и т. д.

Упр. 422 (комментированное письмо, 1 ученик работает у доски, остальные пишут в тетради).Задание: подберите и запишите слова

Слайд 14Дополнительные задания:
Выделить все морфемы в слове ИЗУЧИЛИ.
Указать чередование в словах:
1)БЕГ

– БЕЖАТЬ,
2) СВЕЧА – ОСВЕЩАТЬ,
3) ХОЖУ – ХОЖДЕНИЕ,
4) ИЗЛОЖЕНИЕ –

ИЗЛАГАТЬ,
5) У ОПУШЕК – ОПУШКА.
Дополнительные задания:Выделить все морфемы в слове ИЗУЧИЛИ.Указать чередование в словах:1)БЕГ – БЕЖАТЬ,2) СВЕЧА – ОСВЕЩАТЬ,3) ХОЖУ –

Слайд 151. Какая тема была на сегодняшнем уроке?
2. Какую цель перед

собой ставили?
3. Достигли ли цель? Каким способом?
4. Какие получили результаты?
5.

Над чем ещё нужно поработать? Что трудно было на уроке?
6. Где можно применить новое знание?
7. Что на уроке у вас хорошо получилось? За что бы вы себе поставили «5»?
1. Какая тема была на сегодняшнем уроке?2. Какую цель перед собой ставили?3. Достигли ли цель? Каким способом?4.

Слайд 16Домашнее задание:
Повторить материал § 78.
Упр. 424

Домашнее задание:Повторить материал § 78.Упр. 424

Слайд 17Источники:

1. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс / Сост. Н.В.

Егорова. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2015.
2. Русский

язык: учеб для 5 кл. общеобразоват. учреждений / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
3. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 5-й кл.: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс»/ Т.В.Раман.- М.: Экзамен, 2006.
 

Источники: 1. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс / Сост. Н.В. Егорова. – 2-е изд., перераб. –

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика