Слайд 1Сложносочиненное предложение
Тренировочные задания к урокам.
Слайд 3 Расставьте знаки препинания в предложениях.
То светило солнце то
шел дождь.
На горе то расстилался лес малахитового оттенка то
тянулись курчавые заросли то блестели на солнце травянистые поляны.
Разговор то смолкал то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости речная волна лениво перебирала береговую гальку.
Слайд 4Проблемная ситуация.
Объясните, почему в данном предложении не нужно ставить
запятую.
В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду
желтые бабочки.
Слайд 5Комментарий . В сложносочиненном предложении запятая не ставится:
Если его части
объединены общим второстепенным членом.
Если все его части являются вопросительными, побудительными,
восклицательными предложениями.
Например:
-Это кто такие и что им надобно?
-Как хороша эта девушка и как она умна!
-Гармонь, играй и веселитесь, люди!
Слайд 6 Укажите номер сложносочиненного предложения, в котором не нужна запятая.
Объясните почему.
1. Становилось жарко и я поспешил домой.
2. Сумерки приближались
и надо было торопиться.
3. Вот крик и снова все затихло.
4. От кого письмо и что в нем сообщается?
Слайд 7
Найдите сложное предложение.
А. По всей округе ливни льют, веревки
из дождинок вьют.
Б. Сыпучий снег летит на плечи, над головою
сучья гнет.
В. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.
Г. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.
Найдите, в каком примере части ССП связывает противительный союз.
А. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы.
Б. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить.
В. Месяца не было, звезды тоже не светили.
Г. Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.
Слайд 8Укажите ССП, между частями которого не нужна запятая.
А. Я гашу
лампу и ночь начинает медленно светлеть.
Б. Здесь краски не ярки
и звуки не резки.
В. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.
Г. Солнышко село и зорька погасла.
4. Найдите ССП, в котором есть пунктуационная ошибка.
А. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.
Б. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет.
В. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.
Г. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.
Слайд 9 Укажите предложение, соответствующее схеме:
[ ], и [ ]
(знаки препинания не расставлены).
А. Все разнообразие и вся прелесть и
вся красота жизни слагается из света и тени.
Б. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни.
В. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.
Г. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.
Слайд 10Найдите, в каком примере части ССП связывает противительный союз.
А. Не
то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы.
Б.
Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить.
В. Месяца не было, звезды тоже не светили.
Г. Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.
Слайд 11. Найдите ССП, в котором есть пунктуационная ошибка.
А. Всю ночь
бушевала буря и хлестал громко дождь.
Б. Гремела атака и пули
свистели, и ровно строчил пулемет.
В. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.
Г. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.
Слайд 12Найдите сложное предложение.
А. По всей округе ливни льют, веревки из
дождинок вьют.
Б. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья
гнет.
В. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.
Г. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.