Слайд 1«ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ПУНКТУАЦИИ. ЗАПЯТАЯ ПЕРЕД СОЮЗОМ И»
27.11.2014
Урок русского языка в
11 классе
Слайд 2ВСТАВЬТЕ В СЛОВАХ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ И РАСКРОЙТЕ СКОБКИ:
Мец..нат,
беспр..страстный, т..л(е,и)рантность, к..нс..лидация, (о,а)льтернатива, (в)расплох, (в)одиночку, (во)вторых, (по)неволе, ап..ляция, интел..гентный,
пац..фист
Слайд 3ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
Меценат, беспристрастный, толерантность, консолидация, альтернатива, врасплох,
в одиночку, во-вторых, поневоле, апелляция, интеллигентный, пацифист.
Слайд 4ОПРЕДЕЛИТЕ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ:
Беспристрастный
Во-вторых
Поневоле
Слайд 5
Терпимость к чужим взглядам, мнению, поведению.
(толерантность)
Укрепление, сплачивание чего-нибудь.
(консолидация)
Необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями
(альтернатива)
Человек, осуждающий всякие войны и требующий мира на земле
(пацифист)
Меценат – ?
Слайд 6ОБРАЗУЙТЕ С ЛЮБЫМИ ИЗ ЭТИХ СЛОВ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ (ПО ОДНОМУ РАЗНОГО
ТИПА)
Меценат, беспристрастный, толерантность, консолидация, альтернатива, врасплох,
в одиночку, во-вторых,
поневоле, апелляция, интеллигентный, пацифист.
Слайд 7СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ
1) соединительные: и, да=и, тоже, также, не только…но и,
как…так и, ни…ни;
2) разделительные: или, либо, то…то, не то…не то;
3)
противительные: а, но, да=но, однако, зато
Слайд 8ЗАПЯТАЯ ПЕРЕД СОЮЗОМ И СТАВИТСЯ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ
ЧЛЕНАМИ
ПЕРЕД ПОВТОРЯЮЩИМИСЯ СОЮЗАМИ
Ты мне пой, ведь моя
отрада –
Что вовек я любил не один
И калитку осеннего сада,
И опавшие листья с рябин.
(С.Есенин)
Слайд 9ЗАПЯТАЯ ПЕРЕД СОЮЗОМ И
В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ СТАВИТСЯ
- МЕЖДУ ЧАСТЯМИ ССП:
Вот уж осень улетела, и примчалася
зима.
Соловей не поёт, и дергач не кричит. (С.Есенин)
- МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ПРИДАТОЧНЫМИ ПЕРЕД ПОВТОРЯЮЩИМСЯ СОЮЗОМ И:
Старайтесь жить так, чтобы руки ваши были чисты, и совесть была чиста, и помыслы были чистыми.
Слайд 10ЗАПЯТАЯ ПЕРЕД СОЮЗОМ И НЕ СТАВИТСЯ
В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
-
МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ С ОДИНОЧНЫМ СОЮЗОМ:
Люблю я ропот
буйных вод И на волне звезды сиянье. (С.Есенин)
Запрокинулась И отяжелела золотая моя голова. (С.Есенин)
Слайд 11ЗАПЯТАЯ ПЕРЕД СОЮЗОМ И НЕ СТАВИТСЯ
В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
-
МЕЖДУ ЧАСТЯМИ ССП, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ
ОБЩИЙ ВТОРОСТЕПЕННЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Там синь
и полымя воздушней
И легкодымней пелена.
(С.Есенин)
Слайд 12ЗАПЯТАЯ ПЕРЕД СОЮЗОМ И НЕ СТАВИТСЯ
В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
-
ЕСЛИ ОДНОРОДНЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ СОЕДИНЯЮТСЯ НЕПОВТОРЯЮЩИМСЯ СОЕДИНИТЕЛЬНЫМ СОЮЗОМ:
Приезжая сюда,
я видел, как разрастается сад и как старятся дом и его хозяйка.
(К.Паустовский)
Слайд 13
Мелколесье. Степь и дали.
(С.Есенин)
ЗАПЯТАЯ ПЕРЕД СОЮЗОМ И НЕ СТАВИТСЯ
В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
- ЕСЛИ СОЮЗ И СОЕДИНЯЕТ ДВА НАЗЫВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Слайд 14РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ И ПОСТРОЙТЕ
СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ:
1. Эта улица
мне знакома и знаком этот низенький дом.
2. Душно
в кузнице угрюмой
И тяжел несносный жар.
3. Шелестят зелёные серёжки
И горят серебряные росы.
4. Брожу по улицам и лужам
Осенний день пуглив и дик.
5. Ручей волной гремучею все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею ей песенки поёт.
6. Сердцу снится душистый горошек
И звенит голубая звезда.
(С.Есенин)
Слайд 15АНАЛИЗ ТЕКСТА
(1) Большой художник, Есенин зажег публику свежестью и яркоцветностью
своего творчества. (2) Первых своих читателей поэт пленил тем, что
повёл по забытой ими прекрасной земле, заставляя ощутить шёлк трав, запомнить шёпот и тишину природы, всем существом впитать её запахи.
(3) Есенин залил голубизной рязанские пейзажи, наполнив и поля, и чащобы то нежной, то почти чёрной синью, по которой мы отчётливо узнаём его руку. (4) Стремясь придать пейзажу звучность, поэт насыщал его малиновым и кумачовым цветами, но пользовался ими редко. (5) Сбережённые рябиновые и алые краски делали стихотворные образы чёткими и ощутимыми.
(6) Очень характерно для палитры Есенина пристрастие к жёлто-золотому цвету. (7) В этой гамме выдержаны все его автопортреты. (8) И это не случайно. (9) В образе, затушёванном словом его языческой фамилии, образе, который расшифровывался как осень, Есенин ощущал свое предназначение в мире. (10) Поэтому своя судьба виделась поэту в «золототканом цветенье». (11) В жёлто-золочёном цвете видел Есенин рожок над крышей, долину, освещённую солнцем, и даже зелень деревьев.
(12) Часто пейзаж у поэта был решён в два цвета: синяя полоса близкой реки и жёлтое пятно дальней рощи, алые, словно зажжённые светом огня, одежды Руси и шаль с зелёной каймой, красно-шерстяная верблюдица и жёлтый горб зари.
(13) Красный, жёлтый, зелёный и, конечно, синий цвета составили основной колорит пейзажной лирики Есенина. (14) Врождённая точность художественного зрения поэта служила ему эстетическим камертоном. (15) Его звук не позволял поэту не заметить удивительного цвета освещённой заходящим солнцем печи, напряжённо синего плата небес, гаснущей желтизны вечера, густо-чёрного крыла глухарки.
(16) Среди этого буйного многоцветья яснее и легче становилась словесная походка Есенина.
(А. Марченко)
Слайд 16ВЫБЕРИТЕ НАИБОЛЕЕ ПОДХОДЯЩЕЕ
НАЗВАНИЕ ДЛЯ ЭТОГО ТЕКСТА:
1) Природа
в поэзии Есенина
2) Певец Весны
3) Мир
есенинских красок
4) Последний поэт деревни
Слайд 17НА КАКОЙ ВОПРОС НЕЛЬЗЯ
НАЙТИ ОТВЕТ В ТЕКСТЕ?
1)
Чем покорил своих читателей Есенин?
2) Каковы характерные черты
есенинского стиля?
3) С какой целью Есенин использовал цветовые эпитеты в своих лирических произведениях?
4) Почему Есенин никогда не изображал зимние пейзажи?
Слайд 18В КАКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ СРАВНЕНИЕ?
А) 2
Б)
4
В) 9
Г) 12
Слайд 19В ПРЕДЛОЖЕНИИ №14 АВТОР ИСПОЛЬЗУЕТ МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ
«ЭСТЕТИЧЕСКИЙ КАМЕРТОН».
КАКОЕ ТОЛКОВАНИЕ НАИБОЛЕЕ ТОЧНО ВЫРАЖАЕТ
СМЫСЛ ЭТОГО ВЫРАЖЕНИЯ?
А) Особый «душевный прибор», позволяющий нарисовать такие образы,
которые наиболее полно передают мысли и чувства поэта.
Б) Образное обозначение читательской молвы, мнением которой всегда
руководствовался поэт, работая над своими произведениями.
В) Так автор текста называет наиболее известные произведения Есенина о
природе.
Г) Этим выражением автор обозначил способность Есенина угадывать
насущные социальные проблемы.
Слайд 20
Среди предложений 12 – 16 найдите предложение с
вводным словом. Укажите его номер.
Определите основную функцию союза
И в предложениях №1 – 5.
Слайд 21УКАЖИТЕ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЕ
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Читая стихи Есенина,
А)
открываешь для себя чарующую прелесть мира, который прежде не замечал.
Б) у нас в душе рождается чувство горячей любви к родной земле.
В) к тебе в сердце приходит какое-то волнующее, трепетное чувство.
Г) перед нами предстают яркие картины родной природы.
Слайд 22ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте
и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного
цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт. Объем сочинения – не менее 150 слов.