Слайд 1УСТАРЕВШИЕ СЛОВА
Дергачёва О.М.
МКОУ «Боголюбовская СОШ» Омская обл. Любинский р-он.
Слайд 2ПРАВИЛА ПИСЬМА
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас друзья
не скрою
Ручку, я, вот так держу
Сяду прямо не согнусь
За работу
я возьмусь.
Слайд 3
ЦАРСКИЙ УКАЗ
В славном царстве тридевятом,
В государстве тридесятом
За Кудыкиной горой
Живёт царь
Горох Второй
Надоело царю батюшке на завалинке сидеть,
Да под гусли яровчатые
песенки петь.
Отправил он матушку царицу по амбарам поскрести, по сусекам помести
Пироги, пышки, булки, ватрушки испечь.
Пригласить всех да на пир честной, под широкой сосной
Пир не простой:задания выполнять, хитрость и смекалку проявлять
Слайд 4Устаревшие слова
Цель нашего урока – познакомиться с некоторыми устаревшими словами.
Чтобы
добиться этой цели мы поставим перед собой задачи:
( научиться понимать
смысл устаревших слов, правильно объяснять их значение, подбирать к ним синонимы и грамотно, умело пользоваться словарями).
Слайд 5Среди устаревших слов выделяются две группы: историзмы и архаизмы.
Слайд 6Архаизмы - это устаревшие синонимы современных слов, называющие те понятия,
признаки, действия, которые и сейчас существуют, но обозначаются новыми словами
(выя – шея, рамена´ – плечи, чело´ – лоб, глаголить – говорить).
Слайд 7Историзмы - это слова, которые обозначают прежние, не существующие сейчас
понятия (латы, кокошник, повойник, кольчуга, боярин).
Слайд 9Несмеянкина полянка
Я ревела то и дело.
Женихов я не хотела,
А теперь
хочу, но вот
Никто замуж не берет.
Один письмо вот мне прислал,
Загадку
мне здесь загадал.
Авторучку нужно взять
И парами слова написать
Слайд 10Запиши слова парами
.очи
губы
уста глаза
перст лоб
брадобрей палец
чело парикмахер
Изгородь забор
рать неряха
изба Войска
Замарашка дом
губы
уста глаза
брадобрей палец
перст лоб
чело парикмахер
Изгородь забор
РАТЬ неряха
ИЗБА ВОЙСКА
Замарашка дом
Слайд 12ЛЕС ДРУЗЕЙ
Я веселый Колобок
У меня румяный бок.
Вот лиса меня схватила,
Но
до обеда отпустила.
Велела что-то тут исправить
Тогда и есть меня не
станет.
Слайд 13Спишите,выделите устаревшие слова
Всякий Еремей дело разумей.
Где сшито кое-как,
там жди прорехи.
Пословица не даром молвится.
Стоит стар старичок среди
рати одинок —
В сером сюртучке, в белом колпачке.
У избы он побывал – все окно разрисовал;
У реки погостил – во всю реку мост мостил.
(Мороз.)
Слайд 14ПРОВЕРЬ
РАЗУМЕЙ
ПРОРЕХИ
МОЛВИТ
РАТЬ
СЮРТУК
МОСТИЛ
Слайд 15ФИЗМИНУТКА
Пощелкайте перстами,
Улыбнитесь устами,
Наклоните выю вперёд, назад.
Погладьте свои
ланиты.
Поднимите очи вверх, вправо, влево, вниз.
Слайд 16Золушкой зовут меня,
Тружусь с утра до ночи:
Подметаю, убираю,
Шью, зерно перебираю.
А
здесь Мачеха сказала,
Что она слова смешала.
Нужно в тексте их расставить.
Прочитать
и объяснить.
Золушкой зовут меня,
Тружусь с утра до ночи:
Подметаю, убираю,
Шью, зерно перебираю.
А здесь Мачеха сказала,
Что она слова смешала.
Нужно в тексте их расставить.
Прочитать и объяснить.
ЗОЛУШКИН САД
Слайд 17Вставьте пропущенные слова
Жили – были старик со старухой. Попросил старик
старуху испечь колобок. Но муки в ……..не было. Что делать?
Пошла старуха, по …….. поскребла,по ……помела и набрала муки. Замесила она тесто, испекла колобок и положила его остывать на окно. Надоело колобку лежать. Соскочил он с окошка на ……, с завалинки на дорожку – и убежал…
Слова для справок: изба, сусек, амбар, завалинка.
Слайд 18Крестьянская изба
Сусек-ларь, большой деревянный ящик, в котором хранили муку, зерно
Амбар
сооружение для хранения зерна, муки и др. Строится из брёвен.
Деревянный пол с двойным настилом устраивают на столбиках из брёвен для доступа воздуха снизу.
Слайд 21
1.Да ещё рожу конька
Ростом только в три вершка,
На спине
с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
Слайд 22
2. …И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И пощёлкивать
перстами…
Слайд 23
3.«На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду
В этом возрасте своем
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрешь во цвете лет» (В.
Жуковский «Спящая царевна»)
Слайд 24
4.«Еду ловлю, их вода прибывает
Вижу один островок небольшой –
Зайцы на нем собрались гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам, уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину». (Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»)
Слайд 25
5.. "Говорит Дадон, зевая –
А?...Кто там?... Беда какая?
Воевода говорит:
«Петушок опять кричит»".
(А.С. Пушкин «Петушок золотой гребешок»)
Слайд 26
6. «Нарядился кот в кафтан, красные сапожки, шапочку.
Взял гусли, пришел к лисицыной норе, да и запел: Стрень-брень
гусельки, золотые струнушки.»
(Русская народная сказка «Кот и Лиса»)
Слайд 27проверка
Вершок, перст, веретено, аршин,
воевода, кафтан, гусельки.
Слайд 28
-. Чему мы научились на этом уроке?
- Кто
запомнил, что такое историзмы, архаизмы?
- Где мы можем применить
наши знания?
- В случае затруднения кто придет к вам на помощь? (Словарь)
Слайд 29
Русский язык — самый лучший на свете!
Он самый великий и
самый богатый,
И много секретов хранит он, ребята!
Все эти секреты должны
разгадать
И с радостью русский язык изучать.
Тогда очень грамотным станет ваш класс,
И русский язык станет другом для вас!