Разделы презентаций


Проблема нарушения письма у обучающихся младших классов

Содержание

Дисграфия- частичное нарушение формирование процесса письма, вызывающее стойкие специфические ошибки, возникновение которых не связанно с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письменной

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


ПРОБЛЕМА НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА
У ОБУЧАЮЩИХСЯ
МЛАДШИХ КЛАССОВ





ПРОБЛЕМА НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Слайд 2

Дисграфия- частичное нарушение формирование процесса письма, вызывающее стойкие специфические ошибки,

возникновение которых не связанно с незнанием грамматических правил, а обусловленные

недоразвитием или частичным повреждением мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письменной речи
Дисграфия- частичное нарушение формирование процесса письма, вызывающее стойкие специфические ошибки, возникновение которых не связанно с незнанием грамматических

Слайд 3Причины дисграфии
-Органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе

чтения и письма- минимальная мозговая дисфункция (ММД), родовые травмы.
-Запаздывание

созревания этих систем мозга или нарушение их функционирования вследствие длительных соматических заболеваний детей в ранний период их развития;
-Неблагоприятные внешние факторы (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье).
- Леворукость (особенно переученная).
- Раннее освоение грамоты по методикам слогового чтения без этапа звукобуквенного анализа.

Причины дисграфии-Органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма- минимальная мозговая дисфункция (ММД),

Слайд 4
Чтобы отличать дисграфические ошибки от орфографических надо помнить о принципах

русского письма:

Чтобы отличать дисграфические ошибки от орфографических надо помнить о принципах русского письма:

Слайд 5
1. фонетический - слово пишется так, как оно слышится, сохраняя

все звуки (для этого необходим очень хороший слух и биологический

и фонематический, сформированность зрительного гнозиса и буквенного анализа).


1. фонетический - слово пишется так, как оно слышится, сохраняя все звуки (для этого необходим очень хороший

Слайд 6
2. морфологический - каждая морфема в любой позиции пишется единообразно (этот

принцип письма требует очень хорошей памяти).

2.	морфологический - каждая морфема в любой позиции пишется единообразно (этот принцип письма требует очень хорошей памяти).

Слайд 7
3. традиционный (исторический) - например, написание всех словарных слов; правило «жи

- ши» пиши с буквой «и», хотя мы слышим «ы».

3.	традиционный (исторический) - например, написание всех словарных слов; правило «жи - ши» пиши с буквой «и», хотя

Слайд 8
Собственно письмо включает в себя ряд специальных операций:

Собственно письмо включает в себя ряд специальных операций:

Слайд 9
1. записываемое слово должно быть правильно услышано (необходимо хорошее состояние фонематического

слуха, т.е. полноценная работа речеслухового анализатора). А, если у ребенка,

например, при родах было даже небольшое кровоизлияние в височном отделе мозга, то ему будет сложно дифференцировать звуки речи (различать согласные звонкие-глухие, мягкие-твёрдые, свистящие-шипящие).
1.	записываемое слово должно быть правильно услышано (необходимо хорошее состояние фонематического слуха, т.е. полноценная работа речеслухового анализатора). А,

Слайд 10
2. буква (или слог, или слово), которая записывается, должна быть проговорена

ребёнком, т.е. в работу включается речедвигательный анализатор. Для этого устная

речь ребёнка не должна иметь дефектов (нарушений звукопроизношения). Особенно важно проговаривание речевого материала в 1 классе, когда идёт процесс освоения письменной речи.
2.	буква (или слог, или слово), которая записывается, должна быть проговорена ребёнком, т.е. в работу включается речедвигательный анализатор.

Слайд 11
3. таким образом: «услышал слово», «проговорил» - теперь

в работу включается речезрительная функциональная система, т.е. идет процесс перевода

фонемы в графические знаки - «буквы», с учётом пространственного расположения их элементов. Ребёнок должен вспомнить и узнать букву, соответствующую данному звуку. А все буквы состоят из небольшого количества одинаковых элементов. У детей с нарушениями оптико-пространственного гнозиса, зрительно-пространственной памяти, оптико-пространственных представлений будут ошибки в написании сходных букв.

3. таким  образом:  «услышал слово», «проговорил» - теперь в работу включается речезрительная функциональная система, т.е.

Слайд 12
4. теперь букву надо записать, т.е. включается «моторика» - движение

руки и пальцев. Этот процесс очень сложный, т.к. включает

в себя ещё две функции: - кинестетические ощущения (ощущения в пространстве); - кинетические ощущения (ощущения во времени). При нарушении деятельности теменных отделов мозга возникают самые разнообразные нарушения почерка и расположение букв вне строки.
4. теперь букву надо записать, т.е. включается «моторика» - движение руки и пальцев. Этот процесс очень сложный,

Слайд 13
5. для нормального протекания процесса письма необходим центральный языковой анализ и

синтез, т.е. необходимо определить noрядок звуков или слогов в слове,

место звука (буквы) в слове (позиционный анализ), количество звуков в слове.

5.	для нормального протекания процесса письма необходим центральный языковой анализ и синтез, т.е. необходимо определить noрядок звуков или

Слайд 14
Если эта функция у ребёнка не сформирована, то будут наблюдаться

следующие виды ошибок:

- пропуск гласных и согласных;
- перестановка слогов в слове;
- добавление букв

или слогов;
- недописывание окончаний слов;
- слитное написание слов, предлогов со словами;
- неумение производить анализ текста на предложения.
Если эта функция у ребёнка не сформирована, то будут наблюдаться следующие виды ошибок:-	пропуск гласных и согласных;-	перестановка слогов

Слайд 15
КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСГРАФИИ

КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСГРАФИИ

Слайд 161. Ошибки, обусловленные неправильным звукопроизношением - артикуляторно-акустическая дисграфия

Суть ее состоит

в следующем:
Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное

произношение, фиксирует его на письме.
Нарушенное звукопроизношение.

Пример: нарушено произношение [ш]:
Наса скола самая лучсая на свете.

1. Ошибки, обусловленные неправильным звукопроизношением - артикуляторно-акустическая дисграфияСуть ее состоит в следующем: Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь

Слайд 17Ошибки, обусловленные нарушением фонемного распознавания - акустическая
Причины: недифференцированность слухового восприятия;

недостаточное развитие звукового анализа и синтеза;
Пример: нарушена дифференциации звуков по

звонкости-глухости:
Непольшой домиг стоял ф самом тсентре опужки. В этой реке запрещаеца купаца.
Нарушено различение сходных звуков С-Ц, Ч - Щ: К нам прилетели птисы. У меня есть щасы.

Ошибки, обусловленные нарушением фонемного распознавания - акустическаяПричины: недифференцированность слухового восприятия; недостаточное развитие звукового анализа и синтеза;Пример: нарушена

Слайд 183. Ошибки, обусловленные нарушением языкового анализа и синтеза – дисграфия

на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Причина: Нарушение различных форм

звукового анализа и синтеза: трудности деления предложения на слова, выполнения слогового или фонематического анализа и синтеза слов.
Примеры:
Ошибки при стечении согласных: диктант-дик?а?т
Пропуск гласных: Собака-с?бака
Добавление букв: Таскали-тасакали;
Пропуски, перестановки, искажения слогов: Литература – лиратетура.

3. Ошибки, обусловленные нарушением языкового анализа и синтеза – дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтезаПричина:

Слайд 194. Ошибки, обусловленные недоразвитием грамматического строя речи – морфологических, синтаксических

обобщений – аграмматическая дисграфия
Причины: - недоразвитие грамматического строя речи: морфологических,

синтаксических обобщений; -нарушение синтаксического оформления речи; - билингвизм (двуязычие).
Примеры: Захлестнула - нахлестнула; козлята – козленки; над столом – на? столом; много деревов; дети бежит.
4. Ошибки, обусловленные недоразвитием грамматического строя речи – морфологических, синтаксических обобщений – аграмматическая дисграфияПричины: - недоразвитие грамматического

Слайд 205. Ошибки, обусловленные недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений- оптическая дисграфия


Причины: Недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений;
Проявления:
Замены

и искажения графического и моторного образа буквы;
Зеркальное письмо;

5. Ошибки, обусловленные недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений- оптическая дисграфия Причины: Недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза,

Слайд 21
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов

/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит.

изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ: Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика