Слайд 1
ПРОБЛЕМА НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА
У ОБУЧАЮЩИХСЯ
МЛАДШИХ КЛАССОВ
Слайд 2
Дисграфия- частичное нарушение формирование процесса письма, вызывающее стойкие специфические ошибки,
возникновение которых не связанно с незнанием грамматических правил, а обусловленные
недоразвитием или частичным повреждением мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письменной речи
Слайд 3Причины дисграфии
-Органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе
чтения и письма- минимальная мозговая дисфункция (ММД), родовые травмы.
-Запаздывание
созревания этих систем мозга или нарушение их функционирования вследствие длительных соматических заболеваний детей в ранний период их развития;
-Неблагоприятные внешние факторы (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье).
- Леворукость (особенно переученная).
- Раннее освоение грамоты по методикам слогового чтения без этапа звукобуквенного анализа.
Слайд 4
Чтобы отличать дисграфические ошибки от орфографических надо помнить о принципах
русского письма:
Слайд 5
1. фонетический - слово пишется так, как оно слышится, сохраняя
все звуки (для этого необходим очень хороший слух и биологический
и фонематический, сформированность зрительного гнозиса и буквенного анализа).
Слайд 6
2. морфологический - каждая морфема в любой позиции пишется единообразно (этот
принцип письма требует очень хорошей памяти).
Слайд 7
3. традиционный (исторический) - например, написание всех словарных слов; правило «жи
- ши» пиши с буквой «и», хотя мы слышим «ы».
Слайд 8
Собственно письмо включает в себя ряд специальных операций:
Слайд 9
1. записываемое слово должно быть правильно услышано (необходимо хорошее состояние фонематического
слуха, т.е. полноценная работа речеслухового анализатора). А, если у ребенка,
например, при родах было даже небольшое кровоизлияние в височном отделе мозга, то ему будет сложно дифференцировать звуки речи (различать согласные звонкие-глухие, мягкие-твёрдые, свистящие-шипящие).
Слайд 10
2. буква (или слог, или слово), которая записывается, должна быть проговорена
ребёнком, т.е. в работу включается речедвигательный анализатор. Для этого устная
речь ребёнка не должна иметь дефектов (нарушений звукопроизношения). Особенно важно проговаривание речевого материала в 1 классе, когда идёт процесс освоения письменной речи.
Слайд 11
3. таким образом: «услышал слово», «проговорил» - теперь
в работу включается речезрительная функциональная система, т.е. идет процесс перевода
фонемы в графические знаки - «буквы», с учётом пространственного расположения их элементов. Ребёнок должен вспомнить и узнать букву, соответствующую данному звуку. А все буквы состоят из небольшого количества одинаковых элементов. У детей с нарушениями оптико-пространственного гнозиса, зрительно-пространственной памяти, оптико-пространственных представлений будут ошибки в написании сходных букв.
Слайд 12
4. теперь букву надо записать, т.е. включается «моторика» - движение
руки и пальцев. Этот процесс очень сложный, т.к. включает
в себя ещё две функции: - кинестетические ощущения (ощущения в пространстве); - кинетические ощущения (ощущения во времени). При нарушении деятельности теменных отделов мозга возникают самые разнообразные нарушения почерка и расположение букв вне строки.
Слайд 13
5. для нормального протекания процесса письма необходим центральный языковой анализ и
синтез, т.е. необходимо определить noрядок звуков или слогов в слове,
место звука (буквы) в слове (позиционный анализ), количество звуков в слове.
Слайд 14
Если эта функция у ребёнка не сформирована, то будут наблюдаться
следующие виды ошибок:
- пропуск гласных и согласных;
- перестановка слогов в слове;
- добавление букв
или слогов;
- недописывание окончаний слов;
- слитное написание слов, предлогов со словами;
- неумение производить анализ текста на предложения.
Слайд 161. Ошибки, обусловленные неправильным звукопроизношением - артикуляторно-акустическая дисграфия
Суть ее состоит
в следующем:
Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное
произношение, фиксирует его на письме.
Нарушенное звукопроизношение.
Пример: нарушено произношение [ш]:
Наса скола самая лучсая на свете.
Слайд 17Ошибки, обусловленные нарушением фонемного распознавания - акустическая
Причины: недифференцированность слухового восприятия;
недостаточное развитие звукового анализа и синтеза;
Пример: нарушена дифференциации звуков по
звонкости-глухости:
Непольшой домиг стоял ф самом тсентре опужки. В этой реке запрещаеца купаца.
Нарушено различение сходных звуков С-Ц, Ч - Щ: К нам прилетели птисы. У меня есть щасы.
Слайд 183. Ошибки, обусловленные нарушением языкового анализа и синтеза – дисграфия
на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Причина: Нарушение различных форм
звукового анализа и синтеза: трудности деления предложения на слова, выполнения слогового или фонематического анализа и синтеза слов.
Примеры:
Ошибки при стечении согласных: диктант-дик?а?т
Пропуск гласных: Собака-с?бака
Добавление букв: Таскали-тасакали;
Пропуски, перестановки, искажения слогов: Литература – лиратетура.
Слайд 194. Ошибки, обусловленные недоразвитием грамматического строя речи – морфологических, синтаксических
обобщений – аграмматическая дисграфия
Причины: - недоразвитие грамматического строя речи: морфологических,
синтаксических обобщений; -нарушение синтаксического оформления речи; - билингвизм (двуязычие).
Примеры: Захлестнула - нахлестнула; козлята – козленки; над столом – на? столом; много деревов; дети бежит.
Слайд 205. Ошибки, обусловленные недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений- оптическая дисграфия
Причины: Недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений;
Проявления:
Замены
и искажения графического и моторного образа буквы;
Зеркальное письмо;
Слайд 21
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов
/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.