Слайд 1«Русской речи Государь по прозванию Словарь»
Слайд 2«Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке»
Анатоль Франс
«Определите
точно значение каждого слова, и вы избавитесь от половины заблуждений».
Декарт.
Слайд 3Цели урока:
Повторить и закрепить знания учащихся по теме «Лексика» (о
лексическом значении слова, синонимах, антонимах, исконно – русских и иноязычных
словах);
Совершенствовать навыки работы со словарями;
Воспитывать интерес к книге.
Слайд 8«Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика
вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался
к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».
Слайд 9«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я
съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».
Слайд 10Аллея [фр. alle’e] — дорога (обычно в парке или саду) с
деревьями, посаженными по обеим её сторонам.
статья
пункт, параграф, условие; сочинение, часть;
публикация, оттиск, наказание, артикул, дело, персоналия, занятие, послесловие, сторно, статеечка, статья-обзор, фельетон, статьишка, раздел, разряд, предисловие, глава, статейка, некролог, передовица
Долгий — короткий
Долгие вечера — короткие вечера. Долгий разговор — короткий разговор. О Долог летний день, да коротка неделя. А месяц мелькнёт, и не заметишь. Лаптев, Заря. Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток. Пословица. Он верит: для его солдат И долгий путь вперёд короче Короткого пути назад. К. Симонов, Суворов.
Долгий — краткий (см.)
Продолжительный — краткий (см.)
Долго — коротко (см.)
Слайд 11В 6 часов началось моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в
комментарий Сергея Ческидова. В его речи то и дело мелькают
слова: слалом, биатлон, фристайл. Я что они означают? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».
Слайд 12«Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну все, пора а
работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».
Слайд 13Физкультминутка.
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки
вниз, вперёд смотри - это три,
Руки в сторону пошире
Развернули на
четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть - это шесть
Слайд 14 Итог урока.
– Чему был посвящен наш урок?
– С какими
словарями встречались мы сегодня?
– Какие еще словари вы знаете?
– К
каким словарям мы обращались чаще всего? Почему?
– В каких случаях словари приходят к нам на помощь?
Слайд 15Домашнее задание.
Перечислите, какие виды словарей вы знаете? Кто их
автор?
Как вы думаете, каково значение толкового словаря для
человека? Ответ обоснуйте.
Слайд 17Сегодня мы узнали о….
Теперь я могу….
Я научился….
Мне было трудно….
Своей работой
я ….
Слайд 18Спасибо за урок
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Бестаева
З.С.
МБОУ СОМШ №44