Разделы презентаций


Схемы орфографии

Содержание

Немного теории Актуальной проблемой школы является низкая орфографическая грамотность учащихся. Это вызвано рядом причин. Одной из них методисты и учителя-практики считают отсутствие целостного представления о системе русской орфографии. Попытки систематизировать орфографический

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Схемы орфограмм по русскому языку
Подготовила учитель начальных классов
МОУ ОГ

№ 21 г. Архангельска Зуева Т.В.
Из опыта работы

Схемы орфограмм по русскому языкуПодготовила учитель начальных классов МОУ ОГ № 21 г. Архангельска Зуева Т.В.Из опыта

Слайд 2Немного теории

Актуальной проблемой школы является низкая орфографическая грамотность учащихся.

Это вызвано рядом причин. Одной из них методисты и учителя-практики

считают отсутствие целостного представления о системе русской орфографии. Попытки систематизировать орфографический материал , составить некую схему, опору предпринимались неоднократно. И такая система появилась и даёт свои плоды.
См. www.yamal.org/ook.
Но эта система должна быть не просто представлена ученику в готовом виде. Важно, чтобы ученик «сделал открытие» самостоятельно.
И здесь надо остановиться на таком термине как «когнитивность»





Немного теории 				Актуальной проблемой школы является низкая орфографическая грамотность учащихся. Это вызвано рядом причин. Одной из них

Слайд 3
Когнитивность – способность к умственному восприятию и переработке информации.
С

этим понятием связано ещё одно - «когнитивизм».
Вот какое определение даёт

этому понятию большой толковый словарь: «Когнитивизм – теория, которая утверждает, что люди не просто машины, механически реагирующие на внешние или внутренние факторы, а именно то, что разуму человека доступно нечто большее, чем информация, поступающая извне».
В психологии когнитивизм - это теоретический подход к пониманию ума, который утверждает, что функционирование ума может быть понято при помощи количественных, позитивистских и научных методов. Эти функции могут быть названы моделями обработки информации.





Немного теории

Когнитивность – способность к умственному восприятию и переработке информации. 		С этим понятием связано ещё одно - «когнитивизм».		Вот

Слайд 4 Усвоить навык грамотного письма младшему школьнику весьма непросто… Правила

забываются… Ошибки повторяются…
Значит, необходимо научить детей особым образом перерабатывать информацию.
Уже

несколько лет подряд я со своими детьми «открываю» новую орфограмму, а результатом этого открытия является схема, опора. Иногда таких схем одновременно появляется несколько. И тогда мы вместе их анализируем , выбираем самую-самую… Ученик, будучи автором схемы, легко узнаёт орфограмму, воспроизводит материал, вспоминает правила проверки.
Подобная когнитивная (посредством составления схем) переработка материала способствует прочному усвоению знаний.

Немного теории

Усвоить навык грамотного письма младшему школьнику весьма непросто… Правила забываются… Ошибки повторяются…		Значит, необходимо научить детей особым

Слайд 5Гласные после шипящих
ж
ш
ч
щ
ч
щ
и
а
у
В сочетаниях ЖИ-ШИ
Только И всегда пиши.

Сочетанья ЧА и ЩА
Пишем только

с буквой А.
Сочетанья ШУ и ЩУ
только с буквой У.

Гласные после шипящихжшчщчщиауВ сочетаниях ЖИ-ШИТолько И всегда пиши.		    Сочетанья ЧА и ЩА

Слайд 6Безударные гласные в корне
?
?


изменение
Если буква

гласная вызвала сомнение –
Ты её немедленно ставь под ударение.

Безударные гласные  в корне??				    изменение Если буква гласная вызвала сомнение – Ты её

Слайд 7Парные и непроизносимые согласные


изменения
?
Звук согласный проверяй,
Следом гласный

подставляй.

Парные и непроизносимые согласные				   изменения?Звук согласный проверяй,Следом гласный подставляй.

Слайд 8Гласные после Ц



Исключения:
цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц
Ц И
Ы

Гласные после ЦИсключения: цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыцЦ ИЫ

Слайд 9Правописание Ъ
Ъ пишем после приставок, оканчивающихся на согласный, перед гласными

корня Е, Ё, Ю,Я.
Ъ
е
ё
ю
я

Правописание Ъ	Ъ пишем после приставок, оканчивающихся на согласный, перед гласными корня Е, Ё, Ю,Я.Ъеёюя

Слайд 10Роль и правописание Ь






Разделительный мягкий знак


Ь
е
ё
ю
и
я






Показатель мягкости согласного


Ь

Роль и правописание Ь							Разделительный  мягкий знак			 Ьеёюия						Показатель мягкости согласного			 Ь

Слайд 11Правописание О и Ё после шипящих в корне слова
Исключения:

крыжовник, капюшон, чащоба, чопорный,

обжора, чокаться, трещотка, шов …

Если в корне после шипящего под ударением слышится [О], то надо писать Ё.

[О] = Ё

Правописание О и Ё после шипящих в корне слова						Исключения:				    	крыжовник, капюшон,

Слайд 12Правописание Ь





глагол 2 лица имя

сущ. 3 скл.
-ишь
-ешь
-ёшь
-чь
-жь
-шь

Правописание Ь   глагол 2 лица		   имя сущ. 3 скл.-ишь-ешь-ёшь-чь-жь-шь

Слайд 13Правописание Ь в наречиях



наречие

Исключения:
уж, замуж, невтерпёж
ш (ч,

ж) Ь

Правописание Ь в наречиях			наречие		 Исключения:	  уж, замуж, невтерпёжш (ч, ж)  Ь

Слайд 14Суффиксы наречий





Исключения:
связно, доверчиво

из-
до-
с-
в-
на-
за
А
О

Суффиксы наречийИсключения:связно, доверчивоиз-до-с-в-на-заАО

Слайд 15Правописание приставок

или
В приставках, оканчивающихся на -З

перед гласными и звонкими согласными пишется З, перед глухими -

С.

Приставки З- в русском языке нет.

…з

…с

з

Правописание приставок			    или	В приставках, оканчивающихся на -З перед гласными и звонкими согласными пишется З,

Слайд 16Правописание И, Е в суффиксах имён существительных



Суффикс -ек- пишется в

словах, при склонении которых, гласный Е выпадает.
Суффикс -ик- пишется в

словах, которые при склонении сохраняют И.

ек(а)

ик(а)

Правописание И, Е  в суффиксах  имён существительных	Суффикс -ек- пишется в словах, при склонении которых, гласный

Слайд 17Правописание О и Ё в суффиксах некоторых частей речи

В

суффиксах существительных, прилагательных и наречий под Исключение: ударением пишется

ещё О, без ударения - Е.

ч, щ, ж, ц

О
Е

Правописание О и Ё  в суффиксах некоторых частей речи						 В суффиксах 						существительных, 					прилагательных и 					наречий под

Слайд 18Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени



глагол пр.вр

начальная форма

?

Чтобы узнать, какую гласную следует писать в суффиксе глагола прошедшего времени, надо поставить глагол в начальную форму. Какая гласная пишется перед –ТЬ, та же гласная пишется и перед –Л, т.к. основы прошедшего времени и начальной формы совпадают.

л

ть

Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени								        глагол пр.вр

Слайд 19И в заключение…
Подобных схем много. Здесь представлена лишь часть.
В

1 классе я показываю детям, как можно «зашифровать» наш секрет.

Мы вместе «договариваемся» об особых значках и символах. В дальнейшем дети сами делают схемы.
Эти схемы являются результатом работы моих учеников разных лет…А так как я – учитель начальных классов и «открывать новые знания» мне доводится каждые четыре года - схемы могут несколько видоизменяться, но суть остаётся. Я не исправляю то, что получилось у детей – ведь это – их труд
По такому же принципу мы создаём схемы и на уроках математики.
Ученики заносят их в ТЕТРАДЬ СЕКРЕТОВ и пользуются ими в дальнейшем.
Как строится работа по «Открытию» новой орфограммы показано на примере фрагмента урока русского языка.


И в заключение…		Подобных схем много. Здесь представлена лишь часть. 		В 1 классе я показываю детям, как можно

Слайд 20Желаю творческих успехов!

Желаю творческих успехов!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика