Разделы презентаций


Синонимы: высокие, стилистически нейтральные и сниженные

Содержание

Почему я не слушал на уроках про синонимы?

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «СИНОНИМЫ: ВЫСОКИЕ, СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ И СНИЖЕННЫЕ»
Выполнили ученицы 8

А класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №24»
Дёмышева Алина Дмитриевна и

Самигуллина Диана Джамильевна Руководитель: учитель русского языка и
литературы Воробьёва Л.В.

Подольск
2013 год
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА  «СИНОНИМЫ: ВЫСОКИЕ, СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ И СНИЖЕННЫЕ»Выполнили ученицы 8 А класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа

Слайд 2Почему я не слушал на уроках про синонимы?

Почему я не слушал на уроках про синонимы?

Слайд 3Цели и задачи нашей работы
Цель работы: помочь учащимся 9-классов подготовиться

к заданию В 1 тестовой части ГИА.
Для достижения этой

цели были поставлены следующие задачи:
1) вспомнив изученное по теме «Синонимы», глубже освоить данную тему;
2) провести лингвистическое исследование и сделать выводы на основании его результатов;
3) собрать и проанализировать языковой материал;
4) создать конечный продукт – небольшой словарь синонимов.

Цели и задачи нашей работы	Цель работы: помочь учащимся 9-классов подготовиться к заданию В 1 тестовой части ГИА.

Слайд 4Синонимы – это слова одной и той же части речи,

которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг

от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Синонимы

Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но

Слайд 5бегемот
гиппопотам

бегемотгиппопотам

Слайд 6 Группа слов, объединённых синонимическими отношениями, называется синонимическим рядом. Например: спать

– почивать – дрыхнуть.

Группа слов, объединённых синонимическими отношениями, называется синонимическим рядом. Например: спать – почивать – дрыхнуть.

Слайд 7Не являются синонимами слова, обозначающие родо-видовые отношения: цветок – ромашка.

Не являются синонимами и слова, обозначающие смежные понятия: дом –

квартира.

Не являются синонимами слова, обозначающие родо-видовые отношения: цветок – ромашка. Не являются синонимами и слова, обозначающие смежные

Слайд 8 Синонимы могут различаться:
1) компонентами лексического значения (например, жадный

– скупой: общий компонент смысла – «одержимый страстью к деньгам»,

но жадный имеет ещё компонент «стремящийся захватить чужое», а скупой – «неохотно отдающий своё»); ср. также слова идти – брести, открыть – распахнуть;

Синонимы могут различаться:1) компонентами лексического значения (например, жадный – скупой: общий компонент смысла – «одержимый

Слайд 92) стилем употребления: у стилистически нейтрального слова могут быть книжные,

высокие или, наоборот, сниженные синонимы, например: спать – почивать –

дрыхнуть, есть – вкушать – жрать, здравствуй – привет – здорово;

2) стилем употребления: у стилистически нейтрального слова могут быть книжные, высокие или, наоборот, сниженные синонимы, например: спать

Слайд 103) и тем и другим одновременно (например, разговор и болтовня:

слово болтовня имеет оценочный компонент значения «пустой, несерьёзный», не содержащийся

в слове разговор, при этом болтовня имеет сниженную по сравнению со словом разговор окраску); ср. также идти – тащиться – шествовать – переться;

3) и тем и другим одновременно (например, разговор и болтовня: слово болтовня имеет оценочный компонент значения «пустой,

Слайд 114) сочетаемостью с разными словами: сочетаемость может не совпадать частично

(открыть глаза, рот, книгу и т. д. – разинуть рот)

или полностью (позиционные синонимы – слова с одинаковым понятийным содержанием, но с полным несовпадением лексической сочетаемости): совокупность животных в языке называется по-разному в зависимости от того, о каких животных идёт речь: стадо коров; отара овец, стая птиц, волков, косяк рыб, свора собак, табун лошадей;

4) сочетаемостью с разными словами: сочетаемость может не совпадать частично (открыть глаза, рот, книгу и т. д.

Слайд 125) степенью современности: шея – выя, рыбак – рыбарь, вертолёт

– геликоптер;

5) степенью современности: шея – выя, рыбак – рыбарь, вертолёт – геликоптер;

Слайд 136) сферой употребления: повар – кок (проф.), петух – кочет

(диал.), родители – предки, шнурки (жарг.). Некоторые исследователи не считают

слова, различающиеся степенью современности и сферой употребления, синонимичными.
6) сферой употребления: повар – кок (проф.), петух – кочет (диал.), родители – предки, шнурки (жарг.). Некоторые

Слайд 14 Синонимы, между которыми нет указанных различий, называются

полными (абсолютными) синонимами, или дублетами (языкознание – лингвистика, бросать –

кидать, тушить – гасить, в течение – в продолжение). Полных синонимов в языке не очень много.

Синонимы, между которыми нет указанных различий, называются полными (абсолютными) синонимами, или дублетами (языкознание –

Слайд 15 Слова могут иметь синонимичные им устойчивые сочетания

– фразеологизмы: умереть – отдать богу душу. Фразеологизмы могут вступать

в синонимические отношения не только со словами, но и между собой: отдать богу душу – отправиться на тот свет – сыграть в ящик – отбросить коньки.

Слова могут иметь синонимичные им устойчивые сочетания – фразеологизмы: умереть – отдать богу душу.

Слайд 16 Кроме языковых синонимов, о которых и говорилось выше, выделятся также

контекстуальные (контекстные) синонимы – слова, которые вступают в синонимические отношения

только в определённом контексте (например, сказать – прошепелявить – брякнуть – рявкнуть – заикнуться).

Кроме языковых синонимов, о которых и говорилось выше, выделятся также контекстуальные (контекстные) синонимы – слова, которые вступают

Слайд 17Стили речи
Стили речи – системы языковых элементов внутри литературного языка,

разграниченные условиями и задачами общения; форма наших высказываний зависит от

того, где, с кем и зачем мы говорим.

Стили речи	Стили речи – системы языковых элементов внутри литературного языка, разграниченные условиями и задачами общения; форма наших

Слайд 18Стили речи
Разговорный
Книжные
Научный
Официально-деловой
Публицисти-ческий
Художест-венный

Стили речиРазговорныйКнижныеНаучныйОфициально-деловойПублицисти-ческийХудожест-венный

Слайд 19Разговорный стиль
Характерные для разговорного стиля языковые средства

на уровне лексики и словообразования:
– использование разговорной и просторечной

лексики, жаргона (работяга, электричка, дотошный, потихоньку, лебезить);
– преимущественное употребление конкретной лексики, незначительное использование абстрактных, терминологических слов;
– экспрессивность и оценочность в лексике и слообразовании (обалденно, бух, книжонка, здоровенный);
– частое использование фразеологизмов

Разговорный стиль  	 Характерные для разговорного стиля языковые средства на уровне лексики и словообразования:	 – использование

Слайд 20Стилистические пласты лексики
Основу словарного состава языка составляет стилистически нейтральная

(межстилевая) лексика (кровать, спать, большой, весело, если, из-за и др.).

Стилистические пласты лексики	Основу словарного состава языка составляет стилистически нейтральная  (межстилевая) лексика (кровать, спать, большой, весело, если,

Слайд 21 Лексика высокого стиля
Высокая
Книжная
Официальная
титанический
избранник
творец
кончина
беспрецедентный воззрение
декларировать чрезвычайно
удостоверить соучастие вследствие

Лексика высокого стиля ВысокаяКнижнаяОфициальнаятитаническийизбранник творец кончинабеспрецедентный воззрениедекларировать чрезвычайноудостоверить соучастие вследствие

Слайд 22 Лексика «низкого стиля»
Разговорная
Просторечная
Работяга
электричка
вздремнуть безалаберный большинство междометий: эх, ага и др.
Балбес
трепач
муторно
паршиво
вляпаться

Лексика «низкого стиля» РазговорнаяПросторечнаяРаботягаэлектричкавздремнуть безалаберный большинство междометий: эх, ага и др.Балбестрепачмуторнопаршивовляпаться

Слайд 24Стилистические пометы

«бран.» - бранное
«высок.» - высокое
«ирон.» -

ироническое
«книжн.» - книжное
«неодобр.» - неодобрительное
«офиц.» - официальное
«прост.» -

просторечное
«разг.» - разговорное и др.

Стилистические пометы «бран.» - бранное «высок.» - высокое «ирон.» - ироническое «книжн.» - книжное«неодобр.» - неодобрительное «офиц.»

Слайд 25Лингвистическое исследование
Задание № 1. Замените разговорное слово «раскошелиться» в предложении

стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Сейдахмат собирается скоро в город,

в город деньги нужны будут, потому не может она раскошелиться.
Задание № 2. Замените разговорное слово «скаредничаешь» в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Так уж я и поверю. Скаредничаешь, старик, деньгу копишь. А куда?
Задание № 3. Замените разговорное слово «сгинула» в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Но мальчик знал: отец его был матросом на Иссык-Куле, а мать, после того как они разошлись с отцом, оставила сына у деда, а сама уехала в город; как уехала, так и сгинула.
Задание № 4. Замените разговорное слово «оторопел» в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Дед оторопел бы от дива такого и не знал бы, как ему быть.
Задание № 5. Замените разговорное слово «куражиться» в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Дед коня примет, жена бежит самовар ставить; все вроде только его и ждали, а он начинает куражиться.

Лингвистическое исследованиеЗадание № 1. Замените разговорное слово «раскошелиться» в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.Сейдахмат собирается

Слайд 26Результаты исследования

Результаты исследования

Слайд 27Алгоритм выполнения задания В1

1.Прочитайте предложение и определите лексическое значение указанного

в задании слова.
2.Подберите к этому слову возможные синонимы.
3.Определите, какой из

подобных синонимов
наиболее употребителен;
не носит оттенка книжности и разговорности;
обладает минимальной экспрессией;
стоит первым в синонимическом ряду, открывая его.
Этот синоним и будет являться стилистически нейтральным.

Алгоритм выполнения задания В1	1.Прочитайте предложение и определите лексическое значение указанного в задании слова.	2.Подберите к этому слову возможные

Слайд 28Словарь синонимов
…нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало,

как метко сказанное русское слово.

Н. В. Гоголь

Словарь синонимов …нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Слайд 29I раздел словаря

I раздел словаря

Слайд 30II раздел словаря

II раздел словаря

Слайд 31Чем лучше мы владеем синонимическими средствами языка, тем легче нам

говорить и писать на этом языке.
Богатство стилистических оттенков русской лексики

требует особенно внимательного отношения к слову.
Чем лучше мы владеем синонимическими средствами языка, тем легче нам говорить и писать на этом языке.Богатство стилистических

Слайд 32Список литературы
1. Гоголь Н. В. Мёртвые души: Поэма./Вступит. статья П.

Г. Антокольского. – М.: Худож. лит., 1980. – 400 с.
2.

Драбкина С. В., Субботин Д. И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2012.Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. – М.: Интеллект-Центр, 2012. – 208 с.
3. Драбкина С. В. Субботин Д. И.Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2013.Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. – М: Интеллект-Центр, 2013. – 208 с.
4. Егораева Г. Т. ГИА 2013. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме).Сборник экзаменационных тестов / Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. - 93с.
5. Крысин Л. П. Язык в современном обществе. Книга для внеклассного чтения. VIII-X классы. М., «Просвещение», 1977. – 192 с.
6. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 317 с.
7. Литневская Е. И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, Издательство «ЧеРо», 2006. – 240 с. – (Московский университет – школе)
8. Розенталь Д. Э. Современный русский язык /Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А.Теленкова. – 10-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 448 с.
Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2012: учебно-методическое пособие / Под ред. Н. 9. А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 384 с. – (ГИА-9.)
10. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984. – 352 с., ил.
 
Интернет-ресурсы:
http://www.fipi.ru/

Список литературы1. Гоголь Н. В. Мёртвые души: Поэма./Вступит. статья П. Г. Антокольского. – М.: Худож. лит., 1980.

Слайд 33Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика