для 5-9 классов)
Ащеулова Любовь Петровна,
учитель русского языка и литературы
МКОУС(К)ОШИ VIII вида, г.Ленск, Саха (Якутия)
2017-2018 учебный год
Словарная работа
на уроках русского языка
и чтения
в коррекционной школе
VIII вида
Слайд 2 Словарная работа по формированию и развитию
словаря умственно отсталых детей специфична
и отличается от
аналогичной работы в общеобра-
зовательных школах. Учитывая ограниченность сло-
варя уч-ся с ЗПР, его неточность, значительное
преобладание пассивного словаря над активным,
программа по русскому языку в специальной
(коррекционной) школе определяет следующие за-
дачи работы над словом.
1. Обогащение словаря.
2.Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно.
3.Активизация словаря.
Но практика показывает, что определенные прог-
раммой словарные слова часто совершенно нез-
накомы учащимся, и работу с ними приходится
Слайд 3начинать с отработки значения слова. Актуальными становятся все задачи словарной
работы. Необходимо
комплексное введение нового слова в активную речь учащихся.
При этом слово должно быть введено таким образом, чтобы оно запомнилось, закрепилось в сознании и речи уч-ся. На мой взгляд, работа со словом должна проходить в несколько этапов.
Подготовительный-этот этап осуществляется независимо от учителя и самого ученика. Будучи членами социума, дети слышат изучаемые слова в речи окружающих их людей, они закрепляются в пассивном словаре учащихся, иногда даже дети способны понять контекстный смысл таких слов.
Первый этап-- это этап введения нового слова, знакомство с ним.
3)Второй этап-это этап выяснения лексического значения слова, понятийный этап.
Слайд 4Третий этап словарной работы- это этап активизации слова в речи
уч-ся. Он требует многократного повторения, изучения слова на последующих уроках,
закрепление его во внеурочной деятельности.
Если подготовительный этап знакомства со словом, в основном , осуществляется независимо от учителя и ребенка (этот этап можно спланировать): использовать без объяснения новое слово в речи, подготовительных упражнениях , текстах с целью контекстного ознакомления с изучаемым словом, закрепления его в пассивном словаре уч-ся.
То этап введения нового слова требует большого внимания.
В традиционной форме этот этап представляет следующее:
1.Учитель вывешивает на доске слово, подлежащее изучению.
2. Слово вставляется в классное наборное табло.
3.Слово прочитывается(с четкой артикуляцией) учителем.
4.Объясняется значение слова(учителем и детьми).
5.Выстраивается орфографическая работа над словом(постановка ударения, выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса).
Слайд 56.Заучивается правописание слова(подбор однокоренных слов, составление словосочетаний, предложений с этим
словом.
7. Слово записывается в орфографический словарик.
8.Можно составить карточку с
изученными словарными словами, в них можно вставить изученные орфограммы.
9.Задание на дом-выучить написание слова.
Но при работе с умственно отсталыми детьми введение слова должно проходить несколько иначе.
Первый этап словарной работы- это знакомство со словом, его введение на уроке. Главное условие эффективности этого этапа- нетрадиционное знакомство со словом. Л.С. Выготский считал, что в слове представлено единство мышления и речи. «Мысль не вы- ражается, но совершается в слове».
Методы и приёмы работы над словом.
Программа «Грамматика , правописание и развитие речи» в 5 классе определяет для работы следующий словарь:
адрес, аккуратно , диалог ,килограмм ,конструктор ,космос , столица и другие словарные слова.
Слайд 6Первая тема, изучаемая в программе 5 класса и повторяемая до
7 класса включительно,-это тема «Звуки и буквы».
При изучении данной темы в любом классе можно использовать следующие приемы введения новых слов.
Использование различного вида шифровок( слово «шифровка» не знакомо уч-ся , но при систематическом применении данного метода на уроках уч-ся прекрасно усваивают его контекстное значение и активизируют в своем словаре):
-Ребята , к нам поступила шифровка .Мы сумеем её прочитать, если правильно расставим буквы.
А. С….. Р… Д.. Е….
Принцип: увеличение количества точек у каждой буквы. Слово адрес.
Принцип: увеличение размера букв. Слово салют
С А Л Ю Т
-Мы сумеем прочитать шифровку, если уберём глухие согласные.
ПХДКИФАТЛСОШГ
(Слово диалог)
Подобные задания активизируют работу уч-ся, развивается
Слайд 7Устойчивость, распределение и объём внимания, память, аналитико- синтетическое мышление, актуализируются
межпредметные связи.
2.Активное закрепление изученного материала при введении нового
материала.
а)-Ребята , если вы правильно вставите пропущенные буквы, то сумеете составить из них новое словарное слово(используются уже изученные словарные слова или слова на необходимые учителю для повторения орфограммы):
А….куратно, библи…тека, ад…ес, гр…ница, голу…ь, кол….екция, в…юга.
-Выпишите буквы,которые вы вставили.Что получилось? (Слово корабль)
б)Найди лишнее слово:
Зерно, природа, солнце, ведро, бревно, полотенце, снегирь, пень, платье.(Слово природа относится к 1 склонению, остальные ко 2 склонению).
Герой, конструктор, космонавт, лягушка, пассажир, человек.
(Слово лягушка. Все остальные называют людей)
Слайд 8в ) работа со словосочетаниями
(эффективнее использовать в старших классах)
Скалистая
местность , пожарная служба, морская глубина, вагонная дверь, багряная рябина,
окаменелая почва , далёкая деревня, дорогое украшение, акварельная краска.
Данную работу можно разбить на несколько этапов и повторить несколько лингвистических тем:
-подчеркните имена прилагательные.
-Поставьте в них ударения. Найдите прилагательные женского рода.
Скалистая, вагонная, обтачная, багряная , окаменелая, далёкая, акварельная.
В каких из этих слов нужно проверять безударную гласную А?
Как это можно сделать?(подобрать проверочное слово или проверить по словарю).
Скалистая, вагонная,обтачная, багряная, окаменелая, далёкая, акварельная.
-Составьте из первых слов этих прилагательных новое слово.
(Слово свобода)
Слайд 9Данные виды работ не только активизируют работу уч-ся, но
и способствуют запоминанию новых слов , позволяют учителю использовать эти
слова более универсально и эффективно, подчиняя их лингвистической теме и дидактической цели урока . Такие упражнения углубляют знания уч-ся по изучаемым темам или способствуют их повторению. Они имеют большую вариативность. Могут быть использованы при изучении любой темы в любом классе с учетом возрастных особенностей детей, уровня их подготовленности, сложности учебного материала.
Второй этап работы- это выяснение лексического значения слова. На этом этапе необходимо предоставить школьникам максимальную самостоятельность. Дети должны работать на пределе своих умственных способностей. При помощи дозированных наводящих вопросов учителя уч-ся должны сами определить, а значит-понять, лексическое значение слова. Наибольшую трудность для уч-ся с ЗПР представляет определение родовитых понятий. Это первое, чему должен научить учитель детей при определении лексического значения слова. Для этого можно использовать таблички с родовитыми понятиями: животные, растения, профессия, черта характера, чувство, инструмент, вид техники и т.п.
При необходимости можно использовать уточняющие таблички:
домашнее животное, дикое животное, хищное животное, средство
Слайд 10связи, музыкальный инструмент, прибор, слесарный инструмент, бытовая техника.
При систематическом использовании к 8-9 классу отпадает необходимость предъявлять таблички,
т.к. Основные родовитые понятия и группы сформированы, закрепились в сознании детей и вошли в их активный словарь.
В случае затрудненного определения родовитого понятия можно с начать объяснение слова с его существенных признаков.
При введении слова «бюллетень» , можно беседу построить по следующим вопросам:
-Знакомо ли вам это слово?
-Что оно означает?(чаще всего дети отвечают: «больничный»
-Как полностью называется «больничный»?( в случае затруднения демонстрируется бланк, дети прочитывают : листок нетрудоспособности»
-В каких случаях выдается этот листок? Когда человек не может работать?( когда он заболел)
-Кому нужно отдать бюллетень после выздоровления?(учителю(для учеников), начальнику, руководителю
-для чего выдается бюллетень?(чтобы подтвердить нетрудоспособность человека)
Слайд 11-Зачем это нужно?(сохранить рабочее место, получить оплату)
-Является ли бюллетень документом?(да)
Для
введения другого значения слова можно использовать другой прием работы:
-Скажите,
есть ли что-то общее между словами бюллетень и избиратель?
-Что напечатано в избирательном бюллетене?(фамилии кандидатов или названия партий)
-Для чего нужен бюллетень избирателю?( чтобы проголосовать, обозначить в нем свой выбор, отметив галочкой)
-Как можно назвать документ, где перечислены фамилии или названия?( список)
-Что такое избирательный бюллетень?(список для голосования с фамилиями кандидатов).
Таким образом, активизируя пассивный словарь и социальный опыт уч-ся, учитель побуждает детей к самостоятельному определению лексического значения слова.
Активизируются такие психические операции, анализ и синтез, классификация, обобщение , сравнение, формируются понятия
о взаимосвязях в окружающем мире.
Слайд 12Третий этап словарной работы- это активизация введенного слова в
речи.
Учитель русского языка активизирует изучаемое слово сначала на уровне других
слов, затем в словосочетаниях, предложениях, текстах.
Активизация новых слов на уровне других слов:
-Кроссворд(загадываемые слова являются словарными)
-Запись слов с доски в тетрадь в алфавитном порядке.
-Картинный диктант.
-Списывание словарных слов в порядке возрастания слогов(лес-лесной-лесник-лесовой).
-Образование ед.ч. и мн.ч.(учитель-учителя)
-Образование другой части речи(берёза- берёзовая).
-Запись слов под диктовку, с постановкой ударения(адрес-адреса, адресный-адресовать и т.д.
-Подбор однокоренных слов(школа-
-Запись слов с разными приставками(шел-ушел-пришел-зашел и т.д.)
-Выбор из данных словарных слов по словобразовательной схеме:
Слайд 13Состоящие из корня и окончания(лес); корня и суффикса, окончания(лесок) и
т.д.
Активизация слов на уровне словосочетания:
-придумывание словосочетаний со словарными словами(помидор красный
, улица широкая).
-Запись слов с разными предлогами(к площади, у площади) и составление словосочетаний.
-Замена словосочетаний одним словом(человек, который управляет трактором-тракторист).
-Подбор к прилагательным подходящих по смыслу существительных( красное+ яблоко).
Активизация новых слов на уровне предложения:
Дописывание предложения(в предложении пропущено словарное слово).
-Восстановление деформированного предложения(ребята, огороде,в, собирали, и, огурцы , помидоры, горох, корзины).
-Распространение предложений.
-Составление предложений по образцу.
-Составление слов по опорным словам.
-Составление предложений с заданным словом
Слайд 14Активизация новых слов на уровне текста:
-Составление рассказа из группы словарных
слов(декабрь, мороз, коньки, ребята).
-Рассказ по картинке или серии картинок .
-
Составление деформированного текста и т.д.
Приёмы работы с данными упражнениями могут быть разными:
Сюжетные картинки:
-расскажи по данной картинке так, чтобы в рассказе было три предложения.
-Сюжетная картинка «Семья»(Расскажи по картинке только о детях).
-Сюжетная картинка «Зимние забавы детей»(Расскажи по картинке в таком порядке: сначала о том , какая была погода, затем, как дети собирались на улицу , потом о том , как они катаются.
Очень эффективным методом активизации словаря уч-ся является развитие смысловой догадки.
а)на материале фразеологизмов:
Голоден как…
Слайд 15Упрямый как…
Хитрый как…
Нем как…
Трусливый как…
Работает как…
Надулся как…
Изворотлив как…
Слова для справок:
осел, заяц, уж,индюк, лиса, волк, вол.
С целью развития и
обогащения словаря необходимо использовать упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста.
а)Найди ошибку:
1)Мы завтра ходили в кино.
2) На прошлых каникулах Лена поедет к бабушке в деревню.
б) Собери текст из предложений:
Появилась молодая травка. Он отправился на охоту. Зимой еж спал под кучей хвороста. Ежик вылез из-пд хвороста. Но вот пришла весна.
в)Исправь текст:
Слайд 16Летом Маша жил в деревне. В письме своему другу Оле
он однажды нарешал: « Около нашей деревни есть сад.
Там очень много грибов и ягод.»
На уроках русского языка необходимо использовать упражнения, направленные на развитие метафоричности речи школьников, правильного восприятия многозначности слов и выражений.
а) Объясни , что значит:
шишка на лбу , голова поезда ,хвост поезда.
б) Объясни смысл выражения:
На тебе обувь горит; в деревне загорелся дом; у тебя в руках всё горит; у тебя щеки горят; в костре горят дрова и т.д.
Можно дальше попросить школьников определить, какое выражение употребляется в прямом, а какое в переносном смысле.
в)Подбери слово в словосочетании, объясни значение словосочетания
Спинка девочки- спинка….
Ножка малыша- ножка …..
Ручка ребёнка- шариковая …….
Собрание жильцов- собрание…..
Погода на улице- погода…….
Слайд 17Слова для справок: ручка, стула, книг, стола, в доме.
г)Объясни смысл
фразы:
1)Платье девушки задело прохожего.
2)Прохожий задел платье девушки.
3)Моя рука задела сумку.
4)Сумка
задела мою руку.
Систематическое использование подобного рода упражнений и заданий, безусловно, принесёт положительные результаты. Уточняется и обогащается словарный запас уч-ся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли, развиваются другие психические процессы. Появляется и развивается интерес и любовь к родному языку.
Рассказы, составленные уч-ся по картинке:
а)5 класс, первичная диагностика.
Мальчики играют в песочнице. Строят замок. А муравьи сидят на траве и смотрят, как мальчики строят замок.
В старших классах рассказы, составленные по картинке, представляют собой не просто номинативное перечисление всего, что ребёнок видит на иллюстрации, но приобретают некоторую сюжетность , в них проявляются даже элементы творчества.
Слайд 18Однажды мальчик играл в песочнице под деревянным мухомором.
Он строил замок. Другой мальчик помогал ему строить
и держал в руке флажок, чтобы воткнуть в башню. За ними с интересом наблюдали муравьи.
Синтаксические конструкции усложнились. В текстах появились прилагательные и другие части речи. Некоторые уч-ся использовали для обозначения персонажей имена собственные существительные(дали имена детям, клички животным и т.д.)
Из всего сказанного можно сделать вывод, что в результате систематической и целенаправленной словарной работы на уроках русского языка можно значительно расширить лексический запас уч-ся с ЗПР , в том случае, если проводимая работа будет отвечать нескольким условиям:
1)Нетрадиционный предъявления нового слова, яркая , запоминающаяся презентация на уроке.
2)Коммуникативная значимость новых слов для уч-ся. Объяснение лексического значения слова детьми, на основе их социального опыта, контекстного понимания данного слова, ассоциативных связей.
3) Развитие во время словарной работы других психических процессов, помимо речи : памяти, внимания, операций анализа и синтеза, сопоставления,сравнения, обобщения и т.д.
4)Создание на уроке ситуаций многократного повторения и закрепления на этапе активизации слова, использование его в речевом материале на других уроках.
Слайд 22С А Д
САДИК
ПОСАДКА
РАССАДА
САДОВЫЙ
САДОВНИК
САЖЕНЦЫ
Слайд 23САД
САДИК
РАССАДА
ПОСАДКА
САДОВНИК
САДОВЫЙ
САЖЕНЦЫ
Слайд 25Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу.
Слайд 27Днём спит на ней подушка,
А по ночам Андрюшка.
Слайд 29Куда бежит – сама не знает,
В степи ровна, в лесу
плутает,
Споткнётся у порога.
Что это?