Разделы презентаций


Словарная работа на уроках русского языка и чтения

Содержание

Словарная работа по формированию и развитию словаря умственно отсталых детей специфична и отличается от аналогичной работы в общеобра- зовательных школах. Учитывая ограниченность

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 (

для 5-9 классов)

Ащеулова Любовь Петровна,
учитель русского языка и литературы
МКОУС(К)ОШИ VIII вида, г.Ленск, Саха (Якутия)
2017-2018 учебный год

Словарная работа на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида

( для 5-9 классов)

Слайд 2 Словарная работа по формированию и развитию

словаря умственно отсталых детей специфична
и отличается от

аналогичной работы в общеобра-
зовательных школах. Учитывая ограниченность сло-
варя уч-ся с ЗПР, его неточность, значительное
преобладание пассивного словаря над активным,
программа по русскому языку в специальной
(коррекционной) школе определяет следующие за-
дачи работы над словом.
1. Обогащение словаря.
2.Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно.
3.Активизация словаря.
Но практика показывает, что определенные прог-
раммой словарные слова часто совершенно нез-
накомы учащимся, и работу с ними приходится













Словарная работа по формированию и развитию    словаря умственно отсталых детей специфична

Слайд 3начинать с отработки значения слова. Актуальными становятся все задачи словарной

работы. Необходимо
комплексное введение нового слова в активную речь учащихся.

При этом слово должно быть введено таким образом, чтобы оно запомнилось, закрепилось в сознании и речи уч-ся. На мой взгляд, работа со словом должна проходить в несколько этапов.
Подготовительный-этот этап осуществляется независимо от учителя и самого ученика. Будучи членами социума, дети слышат изучаемые слова в речи окружающих их людей, они закрепляются в пассивном словаре учащихся, иногда даже дети способны понять контекстный смысл таких слов.
Первый этап-- это этап введения нового слова, знакомство с ним.
3)Второй этап-это этап выяснения лексического значения слова, понятийный этап.



начинать с отработки значения слова. Актуальными становятся все задачи словарной работы. Необходимокомплексное  введение нового слова в

Слайд 4Третий этап словарной работы- это этап активизации слова в речи

уч-ся. Он требует многократного повторения, изучения слова на последующих уроках,

закрепление его во внеурочной деятельности.
Если подготовительный этап знакомства со словом, в основном , осуществляется независимо от учителя и ребенка (этот этап можно спланировать): использовать без объяснения новое слово в речи, подготовительных упражнениях , текстах с целью контекстного ознакомления с изучаемым словом, закрепления его в пассивном словаре уч-ся.
То этап введения нового слова требует большого внимания.
В традиционной форме этот этап представляет следующее:
1.Учитель вывешивает на доске слово, подлежащее изучению.
2. Слово вставляется в классное наборное табло.
3.Слово прочитывается(с четкой артикуляцией) учителем.
4.Объясняется значение слова(учителем и детьми).
5.Выстраивается орфографическая работа над словом(постановка ударения, выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса).
Третий этап словарной работы- это этап активизации слова в речи уч-ся. Он требует многократного повторения, изучения слова

Слайд 56.Заучивается правописание слова(подбор однокоренных слов, составление словосочетаний, предложений с этим

словом.
7. Слово записывается в орфографический словарик.
8.Можно составить карточку с

изученными словарными словами, в них можно вставить изученные орфограммы.
9.Задание на дом-выучить написание слова.
Но при работе с умственно отсталыми детьми введение слова должно проходить несколько иначе.
Первый этап словарной работы- это знакомство со словом, его введение на уроке. Главное условие эффективности этого этапа- нетрадиционное знакомство со словом. Л.С. Выготский считал, что в слове представлено единство мышления и речи. «Мысль не вы- ражается, но совершается в слове».
Методы и приёмы работы над словом.
Программа «Грамматика , правописание и развитие речи» в 5 классе определяет для работы следующий словарь:
адрес, аккуратно , диалог ,килограмм ,конструктор ,космос , столица и другие словарные слова.
6.Заучивается правописание слова(подбор однокоренных слов, составление словосочетаний, предложений с этим словом.7. Слово записывается в орфографический словарик.8.Можно составить

Слайд 6Первая тема, изучаемая в программе 5 класса и повторяемая до

7 класса включительно,-это тема «Звуки и буквы».

При изучении данной темы в любом классе можно использовать следующие приемы введения новых слов.
Использование различного вида шифровок( слово «шифровка» не знакомо уч-ся , но при систематическом применении данного метода на уроках уч-ся прекрасно усваивают его контекстное значение и активизируют в своем словаре):
-Ребята , к нам поступила шифровка .Мы сумеем её прочитать, если правильно расставим буквы.
А. С….. Р… Д.. Е….
Принцип: увеличение количества точек у каждой буквы. Слово адрес.
Принцип: увеличение размера букв. Слово салют
С А Л Ю Т
-Мы сумеем прочитать шифровку, если уберём глухие согласные.

ПХДКИФАТЛСОШГ
(Слово диалог)
Подобные задания активизируют работу уч-ся, развивается



Первая тема, изучаемая в программе 5 класса и повторяемая до 7 класса  включительно,-это  тема «Звуки

Слайд 7Устойчивость, распределение и объём внимания, память, аналитико- синтетическое мышление, актуализируются

межпредметные связи.
2.Активное закрепление изученного материала при введении нового

материала.
а)-Ребята , если вы правильно вставите пропущенные буквы, то сумеете составить из них новое словарное слово(используются уже изученные словарные слова или слова на необходимые учителю для повторения орфограммы):
А….куратно, библи…тека, ад…ес, гр…ница, голу…ь, кол….екция, в…юга.
-Выпишите буквы,которые вы вставили.Что получилось? (Слово корабль)
б)Найди лишнее слово:
Зерно, природа, солнце, ведро, бревно, полотенце, снегирь, пень, платье.(Слово природа относится к 1 склонению, остальные ко 2 склонению).
Герой, конструктор, космонавт, лягушка, пассажир, человек.
(Слово лягушка. Все остальные называют людей)

Устойчивость, распределение и объём внимания, память, аналитико- синтетическое мышление, актуализируются  межпредметные связи.2.Активное закрепление изученного  материала

Слайд 8в ) работа со словосочетаниями
(эффективнее использовать в старших классах)
Скалистая

местность , пожарная служба, морская глубина, вагонная дверь, багряная рябина,

окаменелая почва , далёкая деревня, дорогое украшение, акварельная краска.
Данную работу можно разбить на несколько этапов и повторить несколько лингвистических тем:
-подчеркните имена прилагательные.
-Поставьте в них ударения. Найдите прилагательные женского рода.
Скалистая, вагонная, обтачная, багряная , окаменелая, далёкая, акварельная.
В каких из этих слов нужно проверять безударную гласную А?
Как это можно сделать?(подобрать проверочное слово или проверить по словарю).
Скалистая, вагонная,обтачная, багряная, окаменелая, далёкая, акварельная.
-Составьте из первых слов этих прилагательных новое слово.
(Слово свобода)
в ) работа со словосочетаниями (эффективнее использовать в старших классах)Скалистая местность , пожарная служба, морская глубина, вагонная

Слайд 9Данные виды работ не только активизируют работу уч-ся, но

и способствуют запоминанию новых слов , позволяют учителю использовать эти

слова более универсально и эффективно, подчиняя их лингвистической теме и дидактической цели урока . Такие упражнения углубляют знания уч-ся по изучаемым темам или способствуют их повторению. Они имеют большую вариативность. Могут быть использованы при изучении любой темы в любом классе с учетом возрастных особенностей детей, уровня их подготовленности, сложности учебного материала.
Второй этап работы- это выяснение лексического значения слова. На этом этапе необходимо предоставить школьникам максимальную самостоятельность. Дети должны работать на пределе своих умственных способностей. При помощи дозированных наводящих вопросов учителя уч-ся должны сами определить, а значит-понять, лексическое значение слова. Наибольшую трудность для уч-ся с ЗПР представляет определение родовитых понятий. Это первое, чему должен научить учитель детей при определении лексического значения слова. Для этого можно использовать таблички с родовитыми понятиями: животные, растения, профессия, черта характера, чувство, инструмент, вид техники и т.п.
При необходимости можно использовать уточняющие таблички:
домашнее животное, дикое животное, хищное животное, средство

Данные виды работ не только активизируют  работу уч-ся, но и способствуют запоминанию новых слов , позволяют

Слайд 10связи, музыкальный инструмент, прибор, слесарный инструмент, бытовая техника.

При систематическом использовании к 8-9 классу отпадает необходимость предъявлять таблички,

т.к. Основные родовитые понятия и группы сформированы, закрепились в сознании детей и вошли в их активный словарь.
В случае затрудненного определения родовитого понятия можно с начать объяснение слова с его существенных признаков.
При введении слова «бюллетень» , можно беседу построить по следующим вопросам:
-Знакомо ли вам это слово?
-Что оно означает?(чаще всего дети отвечают: «больничный»
-Как полностью называется «больничный»?( в случае затруднения демонстрируется бланк, дети прочитывают : листок нетрудоспособности»
-В каких случаях выдается этот листок? Когда человек не может работать?( когда он заболел)
-Кому нужно отдать бюллетень после выздоровления?(учителю(для учеников), начальнику, руководителю
-для чего выдается бюллетень?(чтобы подтвердить нетрудоспособность человека)
связи, музыкальный инструмент, прибор, слесарный инструмент, бытовая техника.   При систематическом использовании к 8-9 классу отпадает

Слайд 11-Зачем это нужно?(сохранить рабочее место, получить оплату)
-Является ли бюллетень документом?(да)
Для

введения другого значения слова можно использовать другой прием работы:
-Скажите,

есть ли что-то общее между словами бюллетень и избиратель?
-Что напечатано в избирательном бюллетене?(фамилии кандидатов или названия партий)
-Для чего нужен бюллетень избирателю?( чтобы проголосовать, обозначить в нем свой выбор, отметив галочкой)
-Как можно назвать документ, где перечислены фамилии или названия?( список)
-Что такое избирательный бюллетень?(список для голосования с фамилиями кандидатов).
Таким образом, активизируя пассивный словарь и социальный опыт уч-ся, учитель побуждает детей к самостоятельному определению лексического значения слова.
Активизируются такие психические операции, анализ и синтез, классификация, обобщение , сравнение, формируются понятия
о взаимосвязях в окружающем мире.
-Зачем это нужно?(сохранить рабочее место, получить оплату)-Является ли бюллетень документом?(да)Для введения другого значения  слова можно использовать

Слайд 12Третий этап словарной работы- это активизация введенного слова в

речи.
Учитель русского языка активизирует изучаемое слово сначала на уровне других

слов, затем в словосочетаниях, предложениях, текстах.
Активизация новых слов на уровне других слов:
-Кроссворд(загадываемые слова являются словарными)
-Запись слов с доски в тетрадь в алфавитном порядке.
-Картинный диктант.
-Списывание словарных слов в порядке возрастания слогов(лес-лесной-лесник-лесовой).
-Образование ед.ч. и мн.ч.(учитель-учителя)
-Образование другой части речи(берёза- берёзовая).
-Запись слов под диктовку, с постановкой ударения(адрес-адреса, адресный-адресовать и т.д.
-Подбор однокоренных слов(школа-
-Запись слов с разными приставками(шел-ушел-пришел-зашел и т.д.)
-Выбор из данных словарных слов по словобразовательной схеме:


Третий этап словарной работы- это активизация введенного слова  в речи.Учитель русского языка активизирует изучаемое слово сначала

Слайд 13Состоящие из корня и окончания(лес); корня и суффикса, окончания(лесок) и

т.д.
Активизация слов на уровне словосочетания:
-придумывание словосочетаний со словарными словами(помидор красный

, улица широкая).
-Запись слов с разными предлогами(к площади, у площади) и составление словосочетаний.
-Замена словосочетаний одним словом(человек, который управляет трактором-тракторист).
-Подбор к прилагательным подходящих по смыслу существительных( красное+ яблоко).
Активизация новых слов на уровне предложения:
Дописывание предложения(в предложении пропущено словарное слово).
-Восстановление деформированного предложения(ребята, огороде,в, собирали, и, огурцы , помидоры, горох, корзины).
-Распространение предложений.
-Составление предложений по образцу.
-Составление слов по опорным словам.
-Составление предложений с заданным словом

Состоящие из корня и окончания(лес); корня и суффикса, окончания(лесок) и т.д.Активизация слов на уровне словосочетания:-придумывание словосочетаний со

Слайд 14Активизация новых слов на уровне текста:
-Составление рассказа из группы словарных

слов(декабрь, мороз, коньки, ребята).
-Рассказ по картинке или серии картинок .
-

Составление деформированного текста и т.д.
Приёмы работы с данными упражнениями могут быть разными:
Сюжетные картинки:
-расскажи по данной картинке так, чтобы в рассказе было три предложения.
-Сюжетная картинка «Семья»(Расскажи по картинке только о детях).
-Сюжетная картинка «Зимние забавы детей»(Расскажи по картинке в таком порядке: сначала о том , какая была погода, затем, как дети собирались на улицу , потом о том , как они катаются.
Очень эффективным методом активизации словаря уч-ся является развитие смысловой догадки.
а)на материале фразеологизмов:
Голоден как…

Активизация новых слов на уровне текста:-Составление рассказа из группы словарных слов(декабрь, мороз, коньки, ребята).-Рассказ по картинке или

Слайд 15Упрямый как…
Хитрый как…
Нем как…
Трусливый как…
Работает как…
Надулся как…
Изворотлив как…
Слова для справок:

осел, заяц, уж,индюк, лиса, волк, вол.
С целью развития и

обогащения словаря необходимо использовать упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста.
а)Найди ошибку:
1)Мы завтра ходили в кино.
2) На прошлых каникулах Лена поедет к бабушке в деревню.
б) Собери текст из предложений:
Появилась молодая травка. Он отправился на охоту. Зимой еж спал под кучей хвороста. Ежик вылез из-пд хвороста. Но вот пришла весна.
в)Исправь текст:


Упрямый как…Хитрый как…Нем как…Трусливый как…Работает как…Надулся как…Изворотлив как…Слова для справок: осел, заяц, уж,индюк, лиса, волк, вол.С целью

Слайд 16Летом Маша жил в деревне. В письме своему другу Оле

он однажды нарешал: « Около нашей деревни есть сад.

Там очень много грибов и ягод.»
На уроках русского языка необходимо использовать упражнения, направленные на развитие метафоричности речи школьников, правильного восприятия многозначности слов и выражений.
а) Объясни , что значит:
шишка на лбу , голова поезда ,хвост поезда.
б) Объясни смысл выражения:
На тебе обувь горит; в деревне загорелся дом; у тебя в руках всё горит; у тебя щеки горят; в костре горят дрова и т.д.
Можно дальше попросить школьников определить, какое выражение употребляется в прямом, а какое в переносном смысле.
в)Подбери слово в словосочетании, объясни значение словосочетания
Спинка девочки- спинка….
Ножка малыша- ножка …..
Ручка ребёнка- шариковая …….
Собрание жильцов- собрание…..
Погода на улице- погода…….

Летом Маша жил в деревне. В письме своему другу Оле он однажды нарешал:  « Около нашей

Слайд 17Слова для справок: ручка, стула, книг, стола, в доме.
г)Объясни смысл

фразы:
1)Платье девушки задело прохожего.
2)Прохожий задел платье девушки.
3)Моя рука задела сумку.
4)Сумка

задела мою руку.
Систематическое использование подобного рода упражнений и заданий, безусловно, принесёт положительные результаты. Уточняется и обогащается словарный запас уч-ся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли, развиваются другие психические процессы. Появляется и развивается интерес и любовь к родному языку.
Рассказы, составленные уч-ся по картинке:
а)5 класс, первичная диагностика.
Мальчики играют в песочнице. Строят замок. А муравьи сидят на траве и смотрят, как мальчики строят замок.
В старших классах рассказы, составленные по картинке, представляют собой не просто номинативное перечисление всего, что ребёнок видит на иллюстрации, но приобретают некоторую сюжетность , в них проявляются даже элементы творчества.
Слова для справок: ручка, стула, книг, стола, в доме.г)Объясни смысл фразы:1)Платье девушки задело прохожего.2)Прохожий задел платье девушки.3)Моя

Слайд 18Однажды мальчик играл в песочнице под деревянным мухомором.

Он строил замок. Другой мальчик помогал ему строить

и держал в руке флажок, чтобы воткнуть в башню. За ними с интересом наблюдали муравьи.
Синтаксические конструкции усложнились. В текстах появились прилагательные и другие части речи. Некоторые уч-ся использовали для обозначения персонажей имена собственные существительные(дали имена детям, клички животным и т.д.)
Из всего сказанного можно сделать вывод, что в результате систематической и целенаправленной словарной работы на уроках русского языка можно значительно расширить лексический запас уч-ся с ЗПР , в том случае, если проводимая работа будет отвечать нескольким условиям:
1)Нетрадиционный предъявления нового слова, яркая , запоминающаяся презентация на уроке.
2)Коммуникативная значимость новых слов для уч-ся. Объяснение лексического значения слова детьми, на основе их социального опыта, контекстного понимания данного слова, ассоциативных связей.
3) Развитие во время словарной работы других психических процессов, помимо речи : памяти, внимания, операций анализа и синтеза, сопоставления,сравнения, обобщения и т.д.
4)Создание на уроке ситуаций многократного повторения и закрепления на этапе активизации слова, использование его в речевом материале на других уроках.

Однажды мальчик играл в песочнице под  деревянным  мухомором. Он строил замок.   Другой мальчик

Слайд 19Как растут
слова ...

Как растутслова ...

Слайд 22С А Д
САДИК
ПОСАДКА
РАССАДА
САДОВЫЙ
САДОВНИК
САЖЕНЦЫ

С А ДСАДИКПОСАДКАРАССАДАСАДОВЫЙСАДОВНИКСАЖЕНЦЫ

Слайд 23САД
САДИК
РАССАДА
ПОСАДКА
САДОВНИК
САДОВЫЙ
САЖЕНЦЫ

САДСАДИКРАССАДАПОСАДКАСАДОВНИКСАДОВЫЙСАЖЕНЦЫ

Слайд 24Повторение
словарных
слов

Повторение словарных слов

Слайд 25Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу.

Всех я вовремя бужу,Хоть часов не завожу.

Слайд 27Днём спит на ней подушка,
А по ночам Андрюшка.

Днём спит на ней подушка, А по ночам Андрюшка.

Слайд 29Куда бежит – сама не знает,
В степи ровна, в лесу

плутает,
Споткнётся у порога.
Что это?

Куда бежит – сама не знает,В степи ровна, в лесу плутает,Споткнётся у порога.Что это?

Слайд 31Запоминаем словарные слова.

Запоминаем словарные слова.

Слайд 32Слова с удвоенной согласной

Слова с удвоенной  согласной

Слайд 33аллея

аллея

Слайд 34бассейн

бассейн

Слайд 35искусство

искусство

Слайд 36кассета

кассета

Слайд 37коллекция

коллекция

Слайд 38колонна

колонна

Слайд 39жужжать

жужжать

Слайд 40Мой мир

Мой мир

Слайд 41ДЕРЕВНЯ

ДЕРЕВНЯ

Слайд 42ГОРОД

ГОРОД

Слайд 43КОРАБЛЬ

КОРАБЛЬ

Слайд 44ДЕВОЧКА

ДЕВОЧКА

Слайд 45УЛИЦА

УЛИЦА

Слайд 46ТРОЛЛЕЙБУС

ТРОЛЛЕЙБУС

Слайд 47МАШИНА

МАШИНА

Слайд 48РАКЕТА

РАКЕТА

Слайд 49САМОЛЁТ

САМОЛЁТ

Слайд 50МОЛОТОК

МОЛОТОК

Слайд 51СТАКАН

СТАКАН

Слайд 52САПОГИ

САПОГИ

Слайд 53МОЛОКО

МОЛОКО

Слайд 54Звери и
птицы.

Звери и птицы.

Слайд 55МЕДВЕДЬ

МЕДВЕДЬ

Слайд 56ОБЕЗЬЯНА

ОБЕЗЬЯНА

Слайд 57СОРОКА

СОРОКА

Слайд 58ЗАЯЦ

ЗАЯЦ

Слайд 59ПЕТУХ

ПЕТУХ

Слайд 60ЛИСИЦА

ЛИСИЦА

Слайд 61СИНИЦА

СИНИЦА

Слайд 62КОРОВА

КОРОВА

Слайд 63СОБАКА

СОБАКА

Слайд 64ВОРОБЕЙ

ВОРОБЕЙ

Слайд 65ВОРОНА

ВОРОНА

Слайд 66В саду и
в огороде.

В саду и в огороде.

Слайд 67КАРТОФЕЛЬ

КАРТОФЕЛЬ

Слайд 68МОРКОВЬ

МОРКОВЬ

Слайд 69ГОРОХ

ГОРОХ

Слайд 70ОГУРЕЦ

ОГУРЕЦ

Слайд 71Как назвать одним словом?
ЯГОДА

Как назвать одним словом?ЯГОДА

Слайд 72ЯБЛОКО

ЯБЛОКО

Слайд 73КАПУСТА

КАПУСТА

Слайд 74ПОМИДОР

ПОМИДОР

Слайд 75ЛОПАТА

ЛОПАТА

Слайд 76КОРЗИНА

КОРЗИНА

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика