Слайд 1Учитель –
Кудрин Вячеслав Дмитриевич
МОУ Луговская средняя общеобразовательная школа
Кинешемского
муниципального района
Тема урока
«Сложное предложение с различными видами связи»
9 класс
Слайд 2 Для одного нет ничего сложнее синтаксиса сложного предложения ,
для другого нет ничего проще синтаксиса сложного предложения , но
для того и другого нет ничего интереснее синтаксиса сложного предложения , потому что и тот , и другой думают , пытаются анализировать синтаксис сложного предложения!
Академик
В.А.Обручев
Слайд 3
-Как вы думаете , какая тема будет главной на уроке
?
Что мы должны будем отложить в «багаж наших знаний» ?
(С какой целью мы будем работать на уроке?)
А зачем нам нужны эти новые знания в будущем? И нужны ли ?
Слайд 4Тема урока
Сложное предложение
с различными видами
связи
Слайд 5
Прочитайте предложение.Определите шаги , которые приведут вас цели.
Знание выше
простой информации ,
а мудрость - это
больше, чем знание;
стать мудрым можно лишь тогда , когда овладеешь информацией ,
суммой знаний и опытом. Мудрый человек , обладая знаниями и подкрепив их опытом , становится
по-настоящему
УСПЕШНЫМ!
Слайд 6Вот эти шаги к успешности :
информация
знания
опыт
мудрость и как результат – успешность !
Слайд 7
Актуализация знаний по синтаксису.
1. Какие предложения называются сложными?
2. Как в
сложных предложениях могут быть соединены простые предложения?
3. На какие две
группы в зависимости от средств связи делятся сложные предложения?
4. На какие две группы делятся союзные сложные предложения?
5. Какое предложение называется
сложносочинённым?
6. Какое предложение называется
сложноподчинённым?
7. Посредством чего соединяются
части бессоюзного сложного предложения ?
Слайд 8Формирование нового понятия
Многочленные сложные предложения
Многочленные сложные предложения сообщают
о
трёх и более ситуациях .
Вспомните , какие
существуют связи простых предложений в составе сложного.
Слайд 9Вспомнили?
Сравните свой ответ:
Сочинительная;
Подчинительная ;
Бессоюзная.
Слайд 10Формирование новых понятий и действий
(блок1)
Знаки препинания в сложном предложении с
различными видами связи
В сложном предложении с различными
видами связи применяются те же пунктуационные правила , что и в ССП,СПП и БСП.
(Расставьте знаки препинания)
Местность по которой мы ехали казалась знакомой те же холмы и перелески то же бездонное небо но что-то насторожило меня.
Дополнительно: упр .209
Слайд 11Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи (рядом
два союза)
А сейчас – ВНИ-МА-НИ-Е!
В многочленных
сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связями рядом могут стоять рядом два союза !
(и когда , и хотя ,что если , что когда
и другие).
Слайд 12
Создание проблемной ситуации
Как вы
думаете , нужно ли
ставить между союзам ,
стоящими рядом
,
запятую ?
Слайд 13
Исследование учебного материала
План - задание для
исследования. (работа в парах)
Внимательно рассмотрите два предложения .Что у
них общего?
Чем они отличаются? Нужна ли запятая на стыке союзов ?
Сделайте вывод: когда в многочленных сложных предложениях между рядом оказавшимися союзами ставится запятая , а когда – нет.
С вёсел падали капли , и (?) когда они касались воды, на их месте вспыхивало голубое сияние.
С вёсел падали капли , и (?) когда они касались воды, то на их месте вспыхивало голубое сияние.
Слайд 14Сравните свой вывод .
Ставим ли запятую между союзами , оказавшимися
рядом?
ДА!
Условие :
после придаточного нет
второй части составного союза (то ,
так , тем ).
(С вёсел падали капли , и , когда они касались воды, на их месте вспыхивало голубое сияние ).
НЕТ !
Условие :
после придаточного есть
вторая часть составного союза (то , так , тем ).
(С вёсел падали капли , и когда они касались воды, то на их месте вспыхивало голубое сияние ).
Слайд 15
Ну, получилось ?
Да – молодец!
Нет –
задай вопрос !
( Рефлексия деятельности)
. Брат строго сказал Алёше что
если тот обещал принести книгу должен обещание выполнить.
Брат строго сказал Алёше что если тот обещал принести книгу так должен обещание выполнить.
Формирование умений и навыков
(анализ предложений)
Слайд 16Формирование новых понятий и действий
(блок2)
Знаки препинания в сложном предложении с
различными видами связи (запятая перед И)
Ещё раз – ВНИ-МА-НИ-Е!
Мы знаем ,
что в сложных предложениях
перед разделительным союзом И
ставится запятая.[ - = ], и [ - = ]
Гол забили , и игра оживилась.
Слайд 17
Создание проблемной ситуации
Как вы
думаете ,
всегда ли ставится запятая
перед союзом И
в
сложном предложении ?
Слайд 18Исследование рабочего материала ( работа в парах)
Записать предложение и объяснить,
почему в нём не стоит запятая между предложениями перед сочинительным
союзом И.
Не получилось? Даём подсказку!
Это было в ту пору , когда все казалось радостным и от жизни ждали только одни радости .
(
(
)
)
[
]
Слайд 19Продолжаем исследование рабочего материала
( работа в парах)
Записать предложение и
объяснить, почему в нём не стоит запятая между предложениями перед
сочинительным союзом И.
Не получилось? Даём подсказку!
2) Занималась заря и двери заводили свой разноголосый концерт , когда старички садились за столик и пили кофе .
)(
(
)
когда?
когда?
[
]
Слайд 20Сравните свой вывод .
Ставим ли запятую перед союзом И в
данных ситуациях ?
Вывод:
запятая не ставится перед союзом И
, если соединяемые ими предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение
Слайд 21
Ну, получилось ?
Да – молодец!
Нет –
задай вопрос !
( Рефлексия деятельности)
.
Мы заторопились домой когда наступил
вечер и когда сильно похолодало.
Когда наступил вечер сильно похолодало и мы заторопились домой.
Формирование умений и навыков
(анализ предложения)
Слайд 22Придумать и записать предложения по схемам:
1 вариант
(
- = ),[ - = ] и[ -
= ] .
[ - = ] , (что,( если - = ), - = ).
2 вариант
[ - = ] , (- = ) и (- = ).
[ - = ] ,( что ( если - = ) , то - = ).
Сделайте общий вывод : что новое вы узнали .
Формирование умений и навыков
(конструирование)
Слайд 23Рассказ
Клавы
Ошибкиной
Не смотря на бальшие
трудности, которые встретились нам в туристическом походе, который состоялся во
второй половине июня месяца, когда законьчились все эгзамины мы провели его с хорошим успехом, так-как все учасники были хорошо подготовленны к тому, что бы не опасатся лишений, которые если ты хорошо помниш теорию туризма не избежны в каждом походе.
Вы работаете в редакции детского журнала.
Клава Ошибкина прислала рассказ.
Внимательно прочитайте его и помогите Клаве исправить ошибки в тексте.
Какой совет вы бы дали Клаве Ошибкиной?
Формирование
комплексных умений и навыков
(коррекция)
Слайд 24Проверьте и
сами оцените свою грамотность
Несмотря на большие трудности ,которые
встретились нам в туристическом походе, который состоялся во второй половине
июня месяца, когда закончились все экзамены, мы провели его с хорошим успехом, так как все участники были хорошо подготовлены к тому, чтобы не опасаться лишений, которые ,если ты хорошо помнишь теорию туризма , неизбежны в каждом походе.
Совет Клаве : следите за грамотностью и за культурой своей речи !
Будьте успешны!
Слайд 25Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке , выбрав начало
фразы за основу :
-Сегодня я узнал(а)…
-Было интересно…
-Было сложно…
Я понял(а),что …
Теперь
я могу…
Я научился(ась)…
-У меня получилось…
Я смог(ла)…
Поставьте себе оценку :
как усвоили тему , как работали ( реально и виртуально) .
Домашнее задание (с опорой на записи , сделанные на уроке ) : стр.141,146,148,упр.216.