Слайд 1
Урок русского языка
в 9 классе
«Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными».
Слайд 3Цели урока:
1.Выделить отличительные признаки сложных предложений с придаточными
определительными;
2.тренировать учащихся в «узнавании» предложений с придаточными определительными;
3.предупредить ошибки в построении данного типа предложений; тренировать в выборе необходимой формы союзного слова «который» ;
4.раскрыть особенности употребления союзных слов какой, что, где, куда, откуда, когда;
5.тренировать учащихся в постановке знаков препинания в предложениях с придаточными определительными;
6.познакомить учащихся с особенностями употребления в речи предложений с придаточными определительными.
Слайд 4 Повторение теоретических сведений о СПП.
1. Дать определение СПП.
2. Из
каких частей состоит СПП? Как эти части называются?
3.Где может находиться
придаточная часть по отношению к главной? Привести примеры.
4.К чему может относиться придаточное предложение?
Привести примеры.
5.При помощи чего присоединяется придаточное предложение к главному?
6.Как отличить подчинительный союз от союзного слова?
Слайд 5Работа с текстом
А.С Пушкина давно интересовала тема взаимоотношений крепостных крестьян
и помещиков. В 1833 году, когда возник замысел романа из
эпохи крестьянского восстания под предводительством Пугачёва, поэт начинает изучать архивные материалы и мемуарную литературу, в которой освещались события того времени. Затем он отправился в Оренбург, туда, где когда-то развёртывалось крестьянское движение, и собрал там большой материал.
Слайд 6ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ:
Замените слово ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВО другим, близким по смыслу.
Проверьте по
словарю С.И.Ожегова, возможна ли замена слова КРЕПОСТНОЙ словом КРЕПОСТНИК. Укажите
в тексте слово, которое можно заменить данным существительным.
По словарю синонимов Евгеньевой подберите синонимы к словам МЕМУАРЫ, ВОССТАНИЕ. Объясните, почему в повести «Капитанская дочка» употреблено вместо ВОССТАНИЕ слово БУНТ (а также бунтовщик, мятежник, мятежный).
Наведите справку о происхождении слова МЕМУАРЫ в Школьном словаре иностранных слов.
Слайд 7ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ
Соответствует ли нормам современного русского языка построение предложения:
А.С.Пушкин подробно
расспрашивал живых свидетелей о Пугачёве, которых рассказы тщательно записывал?
Слайд 8Работа с учебником
Прочитайте параграф 213 и выделите то место, где
названы признаки придаточных определительных.
Слайд 9ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ:
1. ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОС КАКОЙ?
2. ОТНОСЯТСЯ К СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ ГЛАВНОГО
ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
3. ПРИКРЕПЛЯЮТСЯ К ГЛАВНОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ КОТОРЫЙ, ЧТО, КУДА,
ГДЕ И ДР.
4. ВСЕГДА СТОИТ ПОСЛЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО, К КОТОРОМУ ОТНОСИТСЯ.
Ключ:
Слайд 10А.С.ПУШКИН ПОДРОБНО РАССПРАШИВАЛ О ПУГАЧЁВЕ ЖИВЫХ СВИДЕТЕЛЕЙ, РАССКАЗЫ КОТОРЫХ ТЩАТЕЛЬНО
ЗАПИСЫВАЛ.
Решение проблемного задания:
Слайд 11Вопросы:
1.Как определить, каким членом предложения является союзное слово КОТОРЫЙ?
2.Чем обусловлен
выбор формы союзного слова КОТОРЫЙ?
3.Объясните, почему в данном предложении нельзя
ставить запятую перед словом КОТОРЫЙ?
Слайд 12Дополнить выделенные слова в главных предложениях придаточными определительными, выбрав нужную
форму союзного слова КОТОРЫЙ.
Я с жадностью читал новые книги (
поступали к нам в библиотеку).В книге рассказывается интересная история из жизни знаменитого путешественника (подарил мне товарищ). Игру пришлось закончить из-за наступившей темноты (мы увлеклись). У стадиона в этот день было особенно оживлённо (один за другим подходили участники соревнований).
Слайд 13Творческий диктант.
Задание: определите, что «портит» текст.
Исправьте недочёты.
Изучение фактического материала обеспечило Пушкину ту высшую степень
реализма, которой он достиг в «Капитанской дочке». Писатель дал в ней чрезвычайно яркий и полный образ Пугачёва, который обрисован как вождь народного восстания. Те главы, в которых выступает Пугачёв, раскрывают в нём лучшие качества русского народа.
Слайд 14Проверка творческого диктанта.
Изучение фактического материала
обеспечило Пушкину ту высшую степень реализма, какой он достиг в
«Капитанской дочке». Писатель дал в ней чрезвычайно яркий и полный образ Пугачёва, который обрисован как вождь народного восстания. Те главы, где выступает Пугачёв, раскрывают в нём лучшие качества русского народа.
Слайд 15Дополнительные задания:
1.По словарю С.И.Ожегова определите различие в значении слов вождь
и вожак. Приведите примеры.
2.Объясните, в чём вы видите различие между
словами реализм и реальность. Правильность ответа проверьте по словарю с.Ожегова.
3.Подберите синонимы к словам аллегорический и сокровенный. Правильность ответа проверьте по словарю синонимов Евгеньевой.
Слайд 16Повторение сведений о синонимии причастного оборота и придаточного определительного с
союзным словом который.
Грамматический разбор предложения:
Одна старушка, современница Пугачёва, много
ему рассказывала и спела или проговорила песню, сложенную про Пугачёва, которую Пушкин и просил повторить.
Слайд 17Задания:
1.Проверьте, возможна ли замена причастного оборота придаточным определительным
и, наоборот, придаточного определительного причастным оборотом.
2. Объясните, почему автор отказался
от замены причастного оборота придаточным определительным?
3.Разберите слово современница по морфемам, сверив свой ответ со Школьным словарём строения слов, выясните значение частей слова.
Слайд 19Показавшаяся из-за поворота «Ракета» быстро приближалась к пристани.
Вылетевшая из-за кустов
ночная птица бесшумно пронеслась над головой охотника.
В расположенный на
высоком берегу моря дом отдыха вела красивая лестница.
Слайд 20Правильно ли построены предложения? Исправьте, заменяя одно из придаточных обособленным
определением.
Слайд 21Спасибо за урок, ребята!
МОЛОДЦЫ!
Слайд 22Литература
Русский язык: Теория:Учеб.для 5-9 кл.общеобразоват.учеб.заведений.-М.:Просвещение, 2009.-256 с.: ил
Л.К.Скороход. «Словарная работа
на уроках русского языка».М.,Просвещение, 1990год.