Разделы презентаций


Средства выразительности языка

Содержание

Тема занятия : « Средства выразительности

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Гаснет русская словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов

родных и метких,,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти ,как птицы в клетке,
Дремлют

в толстых словарях.
………………………………..
В.Шефнер



Гаснет русская словесность,Разговорная краса;Отступают в неизвестность Речи русской чудеса.Сотни слов родных и метких,, Сникнув, голос потеряв,Взаперти ,как

Слайд 2Тема занятия :
« Средства

выразительности

языка»
Тема занятия :    « Средства

Слайд 3Тема занятия :
« Средства

выразительности

языка»

Цели занятия:

Тема занятия :    « Средства

Слайд 4Тема занятия :
« Средства

выразительности

языка»

Цели занятия:
повторить термины;
совершенствовать умения находить средства
выразительности в тексте, различать их виды;
определять их роль в тексте.

Тема занятия :    « Средства

Слайд 5Заповеди занятия:
Все способны писать.
Слушай своего товарища.
Не торопись спрашивать.
Корректируй себя сам.

Заповеди занятия:Все способны писать.Слушай своего товарища.Не торопись спрашивать.Корректируй себя сам.

Слайд 6А Н Т О Н

О М А С И Я

Э П И Т Е Т

М Е Т О Н И М И Я

С Р А В Н Е Н И Е

П Е Р И Ф Р А З А

О Л И Ц Е Т В О Р Е Н И Е

Г И П Е Р Б О Л А

Л И Т О Т А

Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного

Слово определяющее предмет или явление и подчеркивающее его качества, свойства, особенности

Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений

Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим

Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления
описанием их существенных признаков или указанием на их
характерные черты

Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы

Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера,
силы, значения

Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно
неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств,
качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д.

А  Н  Т  О  Н  О  М  А  С

Слайд 7Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и

нисходящей значимости

Г Р А Д А Ц

И Я

Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.

А Н Т И Т Е З А



Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций

П А Р А Л Л Е Л И З М

Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок

Повторение слова или словосочетания в конце строки

Э П И Ф О Р А

Сочетание противоположных по значению слов

О К С Ю М О Р О Н

И Н В Е Р С И Я

Прием ,который дает читателю возможность догадаться, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании

У М О Л Ч А Н И Е

А
НАФОРА

Анафора - повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф

Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимостиГ  Р  А

Слайд 8
Антонимы
Эпифора
Гипербола
Укажите обратное понятие
?
?
?
Синонимы
Литота
Анафора

АнтонимыЭпифораГиперболаУкажите обратное понятие???СинонимыЛитотаАнафора

Слайд 9

Следует различать

Следует различать

Слайд 10

Следует различать

тропы стилистически фигуры
Следует различать

Слайд 11

Следует различать

тропы стилистически фигуры




оборот речи, в котором слово употреблено в переносном значении


Следует различать

Слайд 12

Следует различать

тропы стилистически фигуры





оборот речи, в котором слово употреблено в переносном значении


языковые единицы, сознательно отступающие
в своем построении от различных норм литературного языка с целью воздействия

Следует различать

Слайд 13

Следует различать

тропы стилистически фигуры




Анафора
Эпифора
Параллелизм
Антитеза
Градация
Инверсия
Умолчание
Эллипсис
Риторическое обращение
Риторический вопрос
Многосоюзие
Бессоюзие
Оксюморон

Эпитет
Сравнение
Метафора
Аллегория
Гипербола
Литота
Олицетворение
Перифраза
Метонимия
Синекдоха
Антономасия

Следует различать

Слайд 14Проверьте свои знания Установите соответствие термина и понятия

1.Эпитет.
2. Гипербола
3. Метафора
4.

Сравнение
5. Метонимия
6. Литота
7. Олицетворение
8. Перифраза
9. Синекдоха
а) сопоставление предмета, явления
б)

красочное определение
в ) преувеличение
г) обозначение целого через его часть
д) преуменьшение
е) замена однословного названия описательным выражением
ж ) замена слов на основании смежности
з )перенос свойств человека на неодушевлённые предметы
и) сходство предмета по какому-либо признаку
Проверьте свои знания Установите соответствие термина и понятия 1.Эпитет.2. Гипербола3. Метафора4. Сравнение5. Метонимия 6. Литота7. Олицетворение8. Перифраза9.

Слайд 15Проверьте себя

6 д


2 в 7 з
3 и 8 е
4 а 9 г
5 ж

Проверьте себя1б           6 д

Слайд 16Допишите начатую фразу
.
1.Повторение слова или группы слов в начале смежных


стихов или строф называется…
2.Постепенное повышение, последовательность в расположении ряда слов

(обычно синонимов) по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения – это…
3.Противопоставление понятий, явлений, образов называется…
4.Создание новых понятий при помощи соединения контрастных по значению слов – это…
5.Утверждение, высказанное в форме вопроса и не требующее ответа, называется…
6.Нарушение привычного порядка слов в предложении – это…
7.Построение, при котором все предложения, входящие в текст, строятся по одной и той же схеме, называется…
8.Повторение слова или сочетания слов в конце смежных строк называется…
9.Намеренный пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося ,– это…
Допишите начатую фразу.1.Повторение слова или группы слов в начале смежных стихов или строф называется…2.Постепенное повышение, последовательность в

Слайд 17Ключ к ответу
Анафора
Градация
Антитеза
Оксюморон
Риторический вопрос
Инверсия
Синтаксический параллелизм
Эпифора
Эллипсис

Ключ к ответуАнафораГрадацияАнтитезаОксюморонРиторический вопросИнверсияСинтаксический параллелизмЭпифораЭллипсис

Слайд 18

Тропы:

Метафора – выражение, основанное на переносном значении, для создания образа.
Олицетворение

– художественный прием, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы и явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами.
Гипербола – образное выражение, состоящее в преувеличении размера, силы и т.д.
Эпитет – яркое, образное определение
Сравнение – образное выражение, в котором один предмет сравнивается с другим.
Литота – преуменьшение
Перифраза – замена одного однословного названия описательным выражением
Тропы:Метафора – выражение, основанное на переносном значении,

Слайд 20Правильные ответы
1.Перифраза
2.Синекдоха
3.Олицетворение
4. Сравнение
5. Эпитет
6.Перифраза
7. Метафора

Правильные ответы1.Перифраза2.Синекдоха3.Олицетворение4. Сравнение5. Эпитет6.Перифраза7. Метафора

Слайд 21Узнайте тропы в поэтических текстах
До чего рассвет сегодня звонок В пенисто

- вишнёвых облаках! (Э. Асадов).
Как дерево роняет тихо листья, Так

я роняю грустные слова. (С. Есенин).
Осенние листья по ветру кружат, Осенние листья в тревоге вопят: “Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол, О лес наш родимый, конец твой пришёл!” (А. Майков).
В белом пламени клонится куст Ледяных ослепительных роз. (А. Ахматова).
Узнайте тропы в поэтических текстахДо чего рассвет сегодня звонок В пенисто - вишнёвых облаках! (Э. Асадов).Как дерево

Слайд 22Сравните с вашими ответами

Эпитет
Сравнение
Олицетворение
Метафора

Сравните с вашими ответамиЭпитет Сравнение Олицетворение Метафора

Слайд 231.Пять братьев годами равные, ростом разные.

2.Среди двора стоит копна, спереди

вилы, сзади метла.

3.Стоит старичок красный колпачок.

1.Пять братьев годами равные, ростом разные.2.Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла.3.Стоит старичок красный колпачок.

Слайд 24Метафора
«Здесь одиночество меня поймало в сети».

А. Ахматова
«Души застыли под коркою льда».
В. Высоцкий.

Метафора«Здесь одиночество меня поймало в сети».     А. Ахматова«Души застыли под коркою льда». В.

Слайд 251.Сыплет дождик большие горошины (Н.Заболоцкий)
2. И над всем блистающим Парижем

дождь метался, гриву распустив.(В. Луговской)
3. Робкий дождик лапками сырыми пробует

опавшие листы. (В. Луговской)
4. Шагал на огромных ходулях дождь, высок и в ниточку тощ. (С. Кирсанов)
1.Сыплет дождик большие горошины (Н.Заболоцкий)2. И над всем блистающим Парижем дождь метался, гриву распустив.(В. Луговской)3. Робкий дождик

Слайд 261). Прелесть ее была в откликах, в звучности березового леса.

2) Прелесть ее была в том, что никак не была

она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали и мы, и они, эти рязанские косцы. 3) Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами – и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они, и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом., полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, ее простором и заповедной далью. 4) Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. 5) И еще в том была (уже совсем не осознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была - Россия, и что только ee душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох в березовом лесу. 6) Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъемы груди. 7) Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной легкостью, естественностью, которая была свойственна только русскому. 8) Чувствовалось – человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов и так полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи. 9) Они подвигались, без малейшего усилия бросая вокруг себя косы, широкими полукругами обнажая перед собою поляны, окашивая, подбивая округ пней и кустов и без малейшего напряжения вздыхая, каждый по-своему, но в общем выражая одно, делая по наитию нечто единое, совершенно цельное, необыкновенно прекрасное. 10) И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса.


1). Прелесть ее была в откликах, в звучности березового леса. 2) Прелесть ее была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали и мы, и они, эти рязанские косцы. 3) Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами – и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они, и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом., полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, ее простором и заповедной далью. 4) Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. 5) И еще в том была (уже совсем не осознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была - Россия, и что только ee душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох в березовом лесу. 6) Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъемы груди. 7) Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной легкостью, естественностью, которая была свойственна только русскому. 8) Чувствовалось – человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов и так полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи. 9) Они подвигались, без малейшего усилия бросая вокруг себя косы, широкими полукругами обнажая перед собою поляны, окашивая, подбивая округ пней и кустов и без малейшего напряжения вздыхая, каждый по-своему, но в общем выражая одно, делая по наитию нечто единое, совершенно цельное, необыкновенно прекрасное. 10) И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса.

1). Прелесть ее была в откликах, в звучности березового леса. 2) Прелесть ее была в том, что

Слайд 27Богатство языка…богатство мыслей

Н.Карамзин
Слово – самое удивительное орудие
Л.Успенский
Богатства русского языка неизмеримы
К.Паустовский
В каждом слове – бездна образов
К.Паустовский

Богатство языка…богатство мыслей

Слайд 28Гаснет русская словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов

родных и метких,,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти ,как птицы в клетке,
Дремлют

в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь, людское чудо,
Не скудела в эти дни.
В.Шефнер

Гаснет русская словесность,Разговорная краса;Отступают в неизвестность Речи русской чудеса.Сотни слов родных и метких,, Сникнув, голос потеряв,Взаперти ,как

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика