Слайд 1Употребление имён числительных в речи
10 класс
Фирсова Ольга Александровна
учитель русского языка
и литературы
МКОУ СОШ №5 г. Невьянск Свердловской области
Слайд 2На основе анализа информации
из разных источников
совершенствовать своё умение грамотного
употребления
числительных в устной и письменной речи
для повышения собственного
уровня
культуры речи
Слайд 3Один, одна, одно.
Числительное один образует форму множественного числа одни.
Одни ножницы, одни брюки, одни часы
Одни мы остались в классе.
Склонение числительного один:
Если составное количественное числительное оканчивается на один, то существительное употребляется в единственном числе:
Четыреста пятьдесят один студент, сто тридцать одна книга;
Одна вторая, одна тысячная, одной второй, одной тысячной
Слайд 4Исправить ошибки в тексте:
На совещание прибыли двадцать один делегат.
Одними
карандашами не разрисовать плакат.
Одними ножницами трудно вырезать сто двадцать одну
снежинки.
Поля, засеянные кукурузой, занимали площадь более 351 гектаров.
Слайд 5Употребление числительного оба
Оба и обе.
Обоих братьев, обеих сестер.
С обеих сторон,
по обеим сторонам.
У обоих ворот, у обоих часов.
У тех и у других ворот (часов).
Слайд 6Найдите ошибки в употреблении имен числительных:
Упр. 250 (2,
3)
Учебник Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшина «Русский язык 10-11 класс», Москва,
«Русское слово», 2004
Упр. 253 (4, 16)
Слайд 7
Собирательные числительные двое, трое, четверо (ср. обычно
пять суток вместо «пятеро суток»).
Дети, ребята, люди, лицо
(в значении «человек»): например, двое детей, трое ребят, трое молодых людей, четверо незнакомых лиц.
Мы, вы, они: например, нас двое, вас трое, их было пятеро.
Например, вошли двое, трое в серых шинелях, семеро одного не ждут.
Двое рукавиц, трое сапог.
Двое брюк (а не две пары брюк).
Пара брюк, пара ножниц имеют разговорный характер.
Употребление слова «пара» в значение «два» присуще разговорной речи, например: купить пару яблок, пару груш. Такой же характер имеет употребление указанного слова в значение «несколько», например: пара дней, пара пустяков, пара слов, пара строк.
Два профессора, три генерала (а не «двое профессоров», «трое генералов»).
Часы (прибор), например: двое часов, не хватает пяти штук часов.
Два, три, четыре (22, 33, 104), например: пробыл двадцать два дня, в течение двадцати двух суток, сто двадцать две штуки ножниц.
Слайд 8
Упр. 253 (1, 2, 6, 11, 15).
Учебник Н.Г. Гольцова,
И.В. Шамшина «Русский язык 10-11 класс», Москва, «Русское слово», 2004
Слайд 9Количественные и собирательные числительные в им. и вин. падеже употребляются
с существительными в род. п. мн. ч., например: тридцать пять
столов, двое саней.
Существительное в род. падеже, ед.числа
Полтора
Два
Три
Четыре
Полтора литра
Два самолета
Три девочки
Четыре карандаша
Слайд 10Числительные 2, 3, 4
Жен. род
Муж. род, ср. род
Им. падеж, Род. падеж
Мн. число Мн. число
ПР: Три высокие пальмы ПР: Два высоких парня
Две большие ложки Три больших окна
Во всех других падежах количественные и собирательные числительные согласуются с существительными в падеже:
Двух стульев, четырьмя сутками
Слайд 11 35,5 процента (не …процентов), 12,6 километра (не …километров),
(шесть целых и семь восьмых) метра (не …метров).
Числительное полтора сочетается с формой множественного числа последующего существительного.
Поэтому с полутора десятками человек, а не с полутора десятком человек.
В полутораста километрах от областного центра, а не в полутораста километров.
Слайд 12
1. Три (огромных, огромные) здания выросли на пустыре.
2.Комната была разделена
на две (неравные, неравных) части.
3. Пришлось стоять в очереди (целых,
целые) два часа.
4. (Первые, первых) два места разделили два гроссмейстера, набравшие по 12 очков из 17 возможных.
Упр. 253 (3, 8).
Учебник Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшина «Русский язык 10-11 класс», Москва, «Русское слово», 2004
Слайд 13НОЛЬ и НУЛЬ
Равняется нулю, температура держится на нуле
Ноль целых, ноль
внимания, в двенадцать ноль-ноль,
но
абсолютный нуль, круглый нуль, обращаться
в нуль, свести к нулю
Нулевой меридиан
Нулевая отметка
Слайд 14ПОЛ-
Пол – апельсина, пол – литра, пол – Москвы
пол столовой ложки, пол фруктового сада,
пол солёного огурца
Вполголоса,
вполоборота, вполсилы
поллитровка
Слайд 15Полу-
В получасе ходьбы
В течение полугода
Не хватает получаса и не хватает
полчаса
Полсапожки, полпорция
Полусапожки, полупорция
Слайд 16Пол –
-тысячный
-миллионный
миллиардный
Двадцатипятитысячный, стосорокашестимиллионный
4 ½ - тысячный
Четырёх с половиной тысячный
7
½ - миллионный
Семи с половиной миллионный
3 ½ –тонка
7½ – летние
дети
Слайд 17Стеллаж с 1785 книгами.
С тысячей и тысячью
Библиотека
пополнилась одной тысячей новых книг.
Забросали нас тысячью пустяковых вопросов.
8 (80,
800)
в тв.п. восемью и восьмью
восемьюдесятью и восьмьюдесятью
восемьюстами и восьмьюстами
Слайд 18Стеллаж с 1785 книгами.
Стеллаж с одной тысячей семьюстами восемьюдесятью пятью
книгами.
Стеллаж с тысячью семьюстами восьмьюдесятью пятью книгами.
Слайд 19Расстояние в тысячу девятьсот восемьдесят пять километров.
Это произошло в тысяча
девятьсот восемьдесят пятом году.
Груз массой в тысяч… пятьсот тонн.
В тысяч…
девятьсот девяносто третьем году.
Слайд 20Буквенный способ
Цифровой способ
Смешанный способ
Слайд 21Буквенный способ
Два урока, три сестры, девять морей.
Четыре джоуля.
4 Дж.
Цифровой способ
1941, 16, 5.
Log 2 16 = 4
Век, столетие, ассамблея, конгресс, съезд, конференция.
XX век, XX столетие, VII съезд народных депутатов.
Слайд 22Смешанный способ
30 тысяч участников, 30 млн. тонн продовольствия
2 –
е издание
В 1,2,3 и 8-м пунктах
В 5 –м разделе
В
1-й главе
Из 2 –го издания
10 – процентный, 215 – литровый, 12 – метровый, 20 – тонный.
Из 25 участников, 24 мая, VII съезд .
Слайд 232500 – летие
Трёхлетие, пятисотлетие
Тысячелетие
Двухтысячепятисотлетие
Упр.373 с.302
учебник под редакцией В.В.
Бабайцевой «Русский язык 10 – 11 класс», «Дрофа», Москва, 2008
Слайд 24 Запишите словами: ½ яблока, ½ книги, ½ Невьянска ,
приехал с 1000 рублей, 310 –летие.
Упр. 142 с.222
учебник под редакцией В.В. Бабайцевой «Русский язык 10 – 11 класс», «Дрофа», Москва, 2008
Слайд 25Д/З параграф 45, записи в тетрадях
осмыслить, запомнить, применять
в практике
Упр.251
С.163
№2 (устно)
№4 (письменно)
Учебник Н.Г.
Гольцова, И.В. Шамшина «Русский язык 10-11 класс»,
Москва, «Русское слово», 2004