Разделы презентаций


Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик

Содержание

I. Организационный моментНастроить учащихся на изучение нового материалаНа сегодняшнем уроке вы попробуете себя в роли исследователей и попытаетесь самостоятельно вывести орфографическое правило.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик- 5 класс
Учитель русского языка и литературы МОУ

«Гимназия №139» Огнева И.В.
( учебник под редакцией М.М. Разумовской ,

П.А.Леканта )
Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик- 5 классУчитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №139» Огнева И.В.( учебник

Слайд 2I. Организационный момент
Настроить учащихся на изучение нового материала
На сегодняшнем уроке

вы попробуете себя в роли исследователей и попытаетесь самостоятельно вывести

орфографическое правило.
I. Организационный моментНастроить учащихся на изучение нового материалаНа сегодняшнем уроке вы попробуете себя в роли исследователей и

Слайд 3II. Создание мотивационной установки на изучение темы
Создание положительного эмоционального настроя

на восприятие темы
Ученик готовил информацию о происхождении и значении слова.

Слово «профессия» - официальное объявление о своей специальности (лат.) -
Задание «Все работы хороши, выбирай на вкус!» Знаешь ли ты профессии? А помогут тебе вспомнить их названия суффиксы. На доске записаны суффиксы:
-чик, -щик, -ник, -ист, - ец, -арь, -ёр, -ач
Назовите слова с этими суффиксами (наладчик, сварщик, лесник, артист, певец, лекарь, дирижер, скрипач)
Правописание большинства из этих суффиксов надо запоминать, и только написание двух суффиксов подчиняется орфографическому правилу. Это суффиксы –чик, -щик.

II. Создание мотивационной установки на изучение темыСоздание положительного эмоционального настроя на восприятие темыУченик готовил информацию о происхождении

Слайд 41.Ориентировочно-мотивационный акт
Создание проблемной ситуации с целью выявления пробелов в знаниях

учащихся, таким образом будет осуществлен переход к необходимости изучения этого

правила.
Совместная с детьми постановка учебной задачи, мотивация на предстоящую деятельность


1.Ориентировочно-мотивационный актСоздание проблемной ситуации с целью выявления пробелов в знаниях учащихся, таким образом будет осуществлен переход к

Слайд 5 Задание
Прочитайте вслух выделенные существительные и скажите, соответствует ли

произношение их написанию.
Резчик, грузчик, подписчик, рассказчик, перебежчик, переплетчик,

летчик, переводчик, шлифовщик, проектировщик, выдумщик, каменщик, разведчик, разносчик
Этап выявления недостаточного звена системы знаний, возникновение конфликта между незнанием и знанием.
Вывод: произношение не соответствует написанию в тех словах, где суффикс –чик-.
Обдумай версию. Если нам не помогает произношение, то как выбрать правильное написание –чик- или –щик-?

Задание   Прочитайте вслух выделенные существительные и скажите, соответствует ли произношение их написанию.  Резчик,

Слайд 6III. Изучение нового учебного материала (поисково-исследовательский акт)
1. Этап целеполагания: подведение

учащихся в процессе поисковой деятельности к самостоятельному постижению нового материала

(недостающего знания), формирование выводов, их фиксирование в модельной форме, удобной для запоминания и «наращивания» в последующей работе


III. Изучение нового учебного материала (поисково-исследовательский акт) 1. Этап целеполагания: подведение учащихся в процессе поисковой деятельности к

Слайд 7Основной метод работы – беседа, коллективный диалог
Подчеркните слова с суффиксом

–чик. Попробуйте выявить закономерность написания этого суффикса.
Подсказка: пять лучей –

пять условий.
Учащиеся высказывают свое мнение

-ЧИК-

Основной метод работы – беседа, коллективный диалогПодчеркните слова с суффиксом –чик. Попробуйте выявить закономерность написания этого суффикса.Подсказка:

Слайд 8В ходе обсуждения пришли к выводу: суффикс –чик пишется после

д-т-з-с-ж.


-ЧИК-

Т









































З

С

Ж

Д

В ходе обсуждения пришли к выводу: суффикс –чик пишется после д-т-з-с-ж.

Слайд 9Правило «Звезды» - это один из способов запоминания орфограммы, существует

еще один способ – запомнить фразу «Зося ждет», в которой

есть все согласные, после которых пишется суффикс -чик.
Правило «Звезды» - это один из способов запоминания орфограммы, существует еще один способ – запомнить фразу «Зося

Слайд 10IV. Практический этап
Учащиеся учатся применять полученные теоретические знания для решения

частных практических задач.
Задание . Цель задания: Научиться применять выведенное

правило на практике.
Из данных предложений выпишите в первый столбик существительные с суффиксом -чик-, во второй – с суффиксом –щик. Объясните графически выбор букв ч,щ в суффиксах.
С какой целью мы будем выполнять это задание?
Учащиеся самостоятельно формулируют цель этого этапа: Знать: способ действия при выборе написания в существительных суффиксов -щик- и -чик-. Уметь: применять этот способ действия
Будет вечер- заговор..ик и обман..ик, темнотой на мостовые упадет, но вглядись, и ты увидишь, как веселый барабан..ик с барабаном вдоль по улице идет. Урал! Опорный край державы, и добыт..ик, и кузнец! Он перевоз..ика зовет, и перевоз..ик беззаботный его за гривенник охотно чрез волны страшные везет. Мотор обкат..ик заведет и выезжает из ворот.

IV. Практический этап Учащиеся учатся применять полученные теоретические знания для решения частных практических задач. Задание . Цель

Слайд 11В слове может встречаться не одна орфограмма, а сразу несколько.

Найдите еще одну орфограмму, спрятавшуюся в словах с суффиксом –щик

(обманщик, заговорщик, барабанщик – отсутствие Ь в буквосочетаниях нч, -чн, -чк, -нщ, -щн,-рщ)
Задание. Цель – актуализация имеющихся знаний по орфограмме «Написание сочетаний –нч, -чн, -чк, -нщ, -щн,-рщ» (§15).
Упражнение 691.
В слове может встречаться не одна орфограмма, а сразу несколько. Найдите еще одну орфограмму, спрятавшуюся в словах

Слайд 12Но следует помнить, что в русском языке есть одна капризная

буква, которая требует обязательного присутствия Ь, когда обозначает мягкий звук,

- это буква «Л»,
Но следует помнить, что в русском языке есть одна капризная буква, которая требует обязательного присутствия Ь, когда

Слайд 13Давайте посмотрим, как это получится на практике. Выполним упражнение 689

(2).
Различение омонимичных суффиксов.
В упражнении, где надо было вставить согласную в

суффиксы, встретилось слово «барабан…ик».Пятиклассник Саша написал слово «барабанщик», а Петя – «барабанчик». Кто, по вашему мнению, допустил ошибку? (Никто, потому что есть слово «барабанчик» - с уменьшительно-ласкательным значением и «барабанщик» - со значением «человек по роду его занятий»). Обратите внимание, что наше правило действует только для суффиксов, имеющих значение «человек по роду его занятий».
Давайте посмотрим, как это получится на практике. Выполним упражнение 689 (2).Различение омонимичных суффиксов.В упражнении, где надо было

Слайд 14V. Рефлексивно-оценочный акт
Цель: создание условий, когда требование к себе через

рефлексию собственных действий ученик предъявляет сам.
Задание.
Представь себе, что твой друг

заболел, пропустил урок. Смог бы ты объяснить эту орфограмму другу? Если да, то письменно объясни и приведи примеры.
V. Рефлексивно-оценочный актЦель: создание условий, когда требование к себе через рефлексию собственных действий ученик предъявляет сам.Задание.Представь себе,

Слайд 15VI. Этап домашнего задания
Цель: применение полученных знаний, самоконтроль, развитие речи

и творческих способностей.
Задание.
Напишите текст, употребив в нем как можно больше

слов с суффиксами –чик, -щик. Это может быть рассказ, сказка на тему профессий.
VI. Этап домашнего заданияЦель: применение полученных знаний, самоконтроль, развитие речи и творческих способностей.Задание.Напишите текст, употребив в нем

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика