Слайд 1Употребление суффиксов
существительных –чик-, -щик-
5 класс
Учитель русского языка и литературы МОУ
«Гимназия №139» Огнева И.В.
( учебник под редакцией М.М. Разумовской ,
П.А.Леканта )
Слайд 2I. Организационный момент
Настроить учащихся на изучение нового материала
На сегодняшнем уроке
вы попробуете себя в роли исследователей и попытаетесь самостоятельно вывести
орфографическое правило.
Слайд 3II. Создание мотивационной установки на изучение темы
Создание положительного эмоционального настроя
на восприятие темы
Ученик готовил информацию о происхождении и значении слова.
Слово «профессия» - официальное объявление о своей специальности (лат.) -
Задание «Все работы хороши, выбирай на вкус!» Знаешь ли ты профессии? А помогут тебе вспомнить их названия суффиксы. На доске записаны суффиксы:
-чик, -щик, -ник, -ист, - ец, -арь, -ёр, -ач
Назовите слова с этими суффиксами (наладчик, сварщик, лесник, артист, певец, лекарь, дирижер, скрипач)
Правописание большинства из этих суффиксов надо запоминать, и только написание двух суффиксов подчиняется орфографическому правилу. Это суффиксы –чик, -щик.
Слайд 41.Ориентировочно-мотивационный акт
Создание проблемной ситуации с целью выявления пробелов в знаниях
учащихся, таким образом будет осуществлен переход к необходимости изучения этого
правила.
Совместная с детьми постановка учебной задачи, мотивация на предстоящую деятельность
Слайд 5
Задание
Прочитайте вслух выделенные существительные и скажите, соответствует ли
произношение их написанию.
Резчик, грузчик, подписчик, рассказчик, перебежчик, переплетчик,
летчик, переводчик, шлифовщик, проектировщик, выдумщик, каменщик, разведчик, разносчик
Этап выявления недостаточного звена системы знаний, возникновение конфликта между незнанием и знанием.
Вывод: произношение не соответствует написанию в тех словах, где суффикс –чик-.
Обдумай версию. Если нам не помогает произношение, то как выбрать правильное написание –чик- или –щик-?
Слайд 6III. Изучение нового учебного материала (поисково-исследовательский акт)
1. Этап целеполагания: подведение
учащихся в процессе поисковой деятельности к самостоятельному постижению нового материала
(недостающего знания), формирование выводов, их фиксирование в модельной форме, удобной для запоминания и «наращивания» в последующей работе
Слайд 7Основной метод работы – беседа, коллективный диалог
Подчеркните слова с суффиксом
–чик. Попробуйте выявить закономерность написания этого суффикса.
Подсказка: пять лучей –
пять условий.
Учащиеся высказывают свое мнение
-ЧИК-
Слайд 8В ходе обсуждения пришли к выводу: суффикс –чик пишется после
Слайд 9Правило «Звезды» - это один из способов запоминания орфограммы, существует
еще один способ – запомнить фразу «Зося ждет», в которой
есть все согласные, после которых пишется суффикс -чик.
Слайд 10IV. Практический этап
Учащиеся учатся применять полученные теоретические знания для решения
частных практических задач.
Задание . Цель задания: Научиться применять выведенное
правило на практике.
Из данных предложений выпишите в первый столбик существительные с суффиксом -чик-, во второй – с суффиксом –щик. Объясните графически выбор букв ч,щ в суффиксах.
С какой целью мы будем выполнять это задание?
Учащиеся самостоятельно формулируют цель этого этапа: Знать: способ действия при выборе написания в существительных суффиксов -щик- и -чик-. Уметь: применять этот способ действия
Будет вечер- заговор..ик и обман..ик, темнотой на мостовые упадет, но вглядись, и ты увидишь, как веселый барабан..ик с барабаном вдоль по улице идет. Урал! Опорный край державы, и добыт..ик, и кузнец! Он перевоз..ика зовет, и перевоз..ик беззаботный его за гривенник охотно чрез волны страшные везет. Мотор обкат..ик заведет и выезжает из ворот.
Слайд 11В слове может встречаться не одна орфограмма, а сразу несколько.
Найдите еще одну орфограмму, спрятавшуюся в словах с суффиксом –щик
(обманщик, заговорщик, барабанщик – отсутствие Ь в буквосочетаниях нч, -чн, -чк, -нщ, -щн,-рщ)
Задание. Цель – актуализация имеющихся знаний по орфограмме «Написание сочетаний –нч, -чн, -чк, -нщ, -щн,-рщ» (§15).
Упражнение 691.
Слайд 12Но следует помнить, что в русском языке есть одна капризная
буква, которая требует обязательного присутствия Ь, когда обозначает мягкий звук,
- это буква «Л»,
Слайд 13Давайте посмотрим, как это получится на практике. Выполним упражнение 689
(2).
Различение омонимичных суффиксов.
В упражнении, где надо было вставить согласную в
суффиксы, встретилось слово «барабан…ик».Пятиклассник Саша написал слово «барабанщик», а Петя – «барабанчик». Кто, по вашему мнению, допустил ошибку? (Никто, потому что есть слово «барабанчик» - с уменьшительно-ласкательным значением и «барабанщик» - со значением «человек по роду его занятий»). Обратите внимание, что наше правило действует только для суффиксов, имеющих значение «человек по роду его занятий».
Слайд 14V. Рефлексивно-оценочный акт
Цель: создание условий, когда требование к себе через
рефлексию собственных действий ученик предъявляет сам.
Задание.
Представь себе, что твой друг
заболел, пропустил урок. Смог бы ты объяснить эту орфограмму другу? Если да, то письменно объясни и приведи примеры.
Слайд 15VI. Этап домашнего задания
Цель: применение полученных знаний, самоконтроль, развитие речи
и творческих способностей.
Задание.
Напишите текст, употребив в нем как можно больше
слов с суффиксами –чик, -щик. Это может быть рассказ, сказка на тему профессий.