Слайд 1Урок развития речи.
Описание предмета.
Цели: подробно познакомить учащихся с описанием;
развивать «приём
напряжённого зрения», учить всматриваться в предметы, а не
скользить по ним;
воспитывать интерес к художественным описаниям предметов.
Слайд 2Работа с текстом
Описание Васьки.
Котичек-коток, серенький лобок. Ласков Вася,
да хитёр, лапки бархатные, коготок остёр. У Васютки ушки чутки,
усы длинны, шубка шёлковая.
Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка – не прогневайся! Глазки-то большие, лапки что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные!
- Выразительно прочитайте текст.
-Докажите, что этот рассказ замечательный педагог и писатель К. Ушинский сделал для маленьких детей.
Слайд 3Уменьшительно-ласкательные суффиксы, рифмы внутри рассказа
Коток-лобок, хитёр-остёр, ушки-чутки, ласкается-выгибается, виляет-закрывает,
большие-стальные, кривые-выпускные.
Слайд 4Работа над описанием.
Докажите, что наш Васька имеет весь набор
физических, внешних признаков.
Цвет – серый, лапки мягкие, бархатные, коготки
острые, ушки чуткие, усы длинные, шубка шёлковая.
-Какая часть речи помогает описать внешность?
Прилагательное.
Какой у него характер?
Ласкается, выгибается, виляет, закрывает, поёт…
Какая часть речи помогает передать характер котика?
Глагол.
Слайд 5-Какая идея, т. е. мысль, заложена в описание котика?
Описан,
чтобы мы испытывали умиление или проникли в сущность кошачьей породы?
-Прочитайте
вслух 2-й абзац.
Как изменился бы внешний портрет Васьки? Пофантазируйте!
Глаза стали бы большими, лапки из мягких превратились бы в стальные, когти бы выпустил.
-Что же главное хотел показать автор в Ваське?
Его внешнее обаяние и внутреннее коварство.
Слайд 6Как рождается описание
«Лень зрения» - невнимательность к окружающему миру
.
«Приём напряжённого зрения» -
это значит не скользить надо
по вещам, а всматриваться в них, изучать.
Пантелеймон
Романов
Слайд 7Кресло (объект, предмет речи)
Слайд 8Пояснение слов
Инкрустация - украшение, выполненное способом инкрустирования.
Инкрустировать – украсить, врезывая узоры, рисунки в изделия из
иного материала (обычно на одном уровне с поверхностью изделия. И. металлом по дереву.
Аляповатое - грубо, неискусно и безвкусно сделанный.
Слайд 9Кресло.
На занесённой снегом террасе дачного дома стояло старинное ободранное кресло,
Александровских времён кресло, красного дерева, с отлогой спинкой и …
инкрустациями, работы домашних крепостных мастеров. Очевидно, оно видело лучшие времена, где-нибудь в богатом поместье, и теперь, пережив пять поколений, кончает жизнь у захудалых потомков, а может быть, у какого-нибудь разбогатевшего кулака, который, за его тяжестью и благодаря ценности материала, оставил его, как старого инвалида, на морозе.
Слайд 10Домашнее задание:
составить план описания примерно такой, как мы делали с
креслом:
I вариант – веника,
II- пылесоса.
А из этого плана
родиться чудо-описание - рассказ.