Разделы презентаций


Языкознание. Долгий путь письменности

 В те времена, когда люди не умели писать, они передавали всю информацию из уст в уста, устно. Однако человек не мог пересказать услышанное дословно, так как запомнить звучащий текст и точно

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Языкознание. Долгий путь письменности
Ходкевич Лариса Алексеевна
Учитель

русского языка и литературы
МБОУ ООШ № 10
г. Искитим Новосибирской

области
Языкознание. Долгий путь письменностиХодкевич Лариса АлексеевнаУчитель русского языка и литературыМБОУ ООШ №

Слайд 2 В те времена, когда люди не умели писать, они передавали

всю информацию из уст в уста, устно. Однако человек не

мог пересказать услышанное дословно, так как запомнить звучащий текст и точно его воспроизвести очень трудно. Необходимо было дополнительное средство общения, способное преодолевать пространство и время, помогающее сохранять, накапливать и передавать информацию, опыт
последующим поколениям.
Первыми такими средствам
и были окружающие
человека предметы,
которые становились
символами – условными
обозначениями
какой-нибудь идеи,
мысли или понятия.
 В те времена, когда люди не умели писать, они передавали всю информацию из уст в уста, устно.

Слайд 3Так возникает предметное «письмо». Об одном таком предметном послании рассказал

древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.). Он писал,

что скифы отправили персам, с которыми воевали, необычные дары. Это были лягушка, мышь, птица и пять стрел. (Животные и птица были живые, настоящие.) Персы оказались в затруднении. Им предстояло понять
символический смысл
присланных даров
Персидский царь
Дарий I увидел
(или хотел увидеть)
в этом послании знак
покорности своих врагов.
Он решил, что таким
образом скифы
признают своё
поражение: мышь и
Так возникает предметное «письмо». Об одном таком предметном послании рассказал древнегреческий историк Геродот (V в. до н.

Слайд 4 лягушка, живущие в земле и воде, символизируют земную и

водную стихии, которые скифы отдают ему во владение. Птица, по

мнению царя, могла быть символом быстрого бегства противника, а стрелы – отказа от сопротивления.
 Совсем иначе расшифровал это живое послание один из приближённых царя: «Если вы, персы, не научитесь скакать по болотам, как лягушки, прятаться в норы, как мыши, и летать, как
птицы, то вы все
погибнете, осыпанные
нашими стрелами».
Придворный мудрец
оказался прав.
Скифы победили
персов в этой войне.
лягушка, живущие в земле и воде, символизируют земную и водную стихии, которые скифы отдают ему во

Слайд 5Различные виды предметного «письма» существовали у народов Северной и Южной

Америки и Африки. Такие послания сообщали о мире, войне, бедствиях,

числе воинов, количестве проданных или взятых в долг товаров.
Для передачи информации использовались раковины определённого цвета, нанизанные на шнур. Получалось что-то наподобие цветных бус. Из раковин плели
разноцветные пояса
с условным узором. Цвета
раковин осмыслялись
символически. Белый цвет
обозначал благополучие,
мир, здоровье, красный
или фиолетовый – войну,
зелёный – хлеб, чёрный –
смерть. Такое предметное
«письмо» индейцев
называлось вампум.
Различные виды предметного «письма» существовали у народов Северной и Южной Америки и Африки. Такие послания сообщали о

Слайд 6 У индейцев, живших на территории Перу в XII–XVI вв., существовал

другой вид предметного «письма» – кипу, или квипу, то есть

узелковое «письмо».
 С длинного толстого шнура или палки свисала бахрома из тонких разноцветных верёвочек разной длины. На них завязывались узелки,
в результате чего образовывалось
хитрое сплетение. Количество
и форма узлов обозначали числа:
простые узлы – единицы,
двойные – десятки,
тройные – тысячи.
Цвет верёвок обозначал
считаемые предметы:
жёлтый – золото,
красный – воинов и т. д.
 У индейцев, живших на территории Перу в XII–XVI вв., существовал другой вид предметного «письма» – кипу, или

Слайд 7Следующим шагом к изобретению начертательного письма стала пиктография – письмо

рисунками.
 Сначала возникли рисунки, а наносились они на предметы обихода, на

стены пещер и поверхность скал. Рисовались они и на камнях, на рогах и костях животных.
Так рождалось картинное «письмо», или пиктография. Такое письмо ещё сохраняло связь
с наскальной живописью.
В чём же отличие
пиктограммы от рисунка?
Рисунок изображал
конкретный предмет или
существо, создавался по
случаю, важному,
значимому для рисующего
(например, необычное
событие, удачная охота

Следующим шагом к изобретению начертательного письма стала пиктография – письмо рисунками. Сначала возникли рисунки, а наносились они на

Слайд 8или рыбная ловля). Пиктограмма же служила знаком 
 предмета, явления, события, переданного

схематично. Создавая такой знак, человек обобщал свой опыт, свои знания

о мире. Например, пиктограмма «глаз» (N) обозначала и конкретный глаз, и зрение, и зоркость, и бдительность. Таким образом, пиктограмма условна и имеет постоянное
значение, то есть всегда
несёт неизменную
информацию.
Преимущество
пиктографии перед
другими видами передачи
информации в том, что
одним значком можно
обозначить целую
жизненную ситуацию.  
или рыбная ловля). Пиктограмма же служила знаком  предмета, явления, события, переданного схематично. Создавая такой знак, человек обобщал свой

Слайд 9Родина письма – Древний Восток. Наиболее древней считается письменность шумеров

(народа, жившего в Междуречье в Передней Азии).Шумерское письмо возникло более

5 тысяч лет назад. Существует гипотеза, что из шумерского письма происходят все остальные письменности (кроме письма майя).Наиболее ранние образцы шумерской
письменности – это
бирки (обычно из
глины) с печатью и
пометкой о количестве,
которые привязывали
к предметам или
животным. Постепенно
система усложнилась.
Появились стандартные
знаки – иероглифы,
Родина письма – Древний Восток. Наиболее древней считается письменность шумеров (народа, жившего в Междуречье в Передней Азии).Шумерское

Слайд 10С помощью которых легче всего было изображать конкретные вещи: солнце,

корову, птицу и т.д. Постепенно значки все меньше походили на

рисунки. У шумеров появились стандартные условные знаки, состоявшие из клинообразных черточек, очень отдаленно напоминавшие прежние рисунки. Возможно, внешний вид шумерского письма связан с тем, что
знаки выцарапывали
на мокрой глине. По
форме клинообразных
черточек шумерское
письмо и его наследники
в Междуречье называются
клинописью. Труднее
всего было изображать
абстрактные понятия,
имена собственные.
С помощью которых легче всего было изображать конкретные вещи: солнце, корову, птицу и т.д. Постепенно значки все

Слайд 11Таким образом, именно в Шумере впервые сформировалась связь между звучащей

речью и написанными знаками, без которой невозможна настоящая письменность. Использование

знаков для обозначения звуковой оболочки слов называется фонетизацией. Она характерна для всех словесно-слоговых письменностей.
Наиболее известные -
клинописные,
западно-семитские и две
японские слоговые
системы.
В западносемитских
были только знаки
для согласных звуков,
которые в тексте могли
обозначать или отдельный
согласный звук, или
сочетание с гласным.
Таким образом, именно в Шумере впервые сформировалась связь между звучащей речью и написанными знаками, без которой невозможна

Слайд 12Западносемитскому письму, а именно финикийскому , суждено было сыграть в

истории человечества огромную роль. Ведь именно из него произошло большинство

современных письменностей, например греческое письмо, которое дало современному миру латиницу и кириллицу. А из латинского письма произошли английское, францизское, немецкое, итальянское,
польское, чешское и т.д.,
Из кирилического –
русское, болгарское,
сербское, монгольское
письмо и многие
письменности языков
бывшего Советского
Союза.
Западносемитскому письму, а именно финикийскому , суждено было сыграть в истории человечества огромную роль. Ведь именно из

Слайд 13Звуко-буквенное , или алфавитное письмо стало венцом графической эволюции. Оно

наиболее экономно (звуков в языке меньше, чем слогов, а слогов

меньше, чем слов) и подходит для языков всех типов, чего нельзя сказать о других видах письма. Письменность, состоящая только из словесных знаков,
неудобна, например,
для языков с богатым
словоизменением.
Письменность как бы
ушла на задний план,
предоставив людям
полную свободу
выражения своих
мыслей, сведя помехи
в общении к минимуму..

Звуко-буквенное , или алфавитное письмо стало венцом графической эволюции. Оно наиболее экономно (звуков в языке меньше, чем

Слайд 14

Список литературы

1. Языкознание. Русский язык.т.10, Москва, 2002

Список литературы1. Языкознание. Русский язык.т.10, Москва,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика