Слайд 1Задание 27
единого государственного
экзамена
по русскому языку
2019
Учитель Н.М.Клименок
МБОУ «Халеевичская СОШ»
Слайд 2Композиция сочинения
Композиция – это построение сочинения, связь его частей в
единое целое в соответствии с идеей.
Проблема
Комментарий к проблеме
(2 примера-иллюстрации)
Позиция
автора
Собственное мнение
Вывод
Слайд 3
Проблема текста – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает
автор.
Типы проблем
Философские Социальные Политические
Нравственные
Экологические
Эстетические
Слайд 4Типовые конструкции (клише)для формулирования проблемы
Проблема (какая?) сложная, важная, актуальная, глубокая,
злободневная, острая, нерешённая и т.д.
Проблема (чего?) воспитания, патриотизма, героизма, благородства,
интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека и т.д.
Типовые конструкции
Автор размышляет над проблемой..
Автор текста затрагивает проблему…
В центре внимания автора проблема…
В тексте (ФИ автора в род.п.) поднимается проблема…
Текст (ФИ автора в род.п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой…
Слайд 5Комментарий к проблеме – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу
выделенной проблемы текста.
Каким способом можно прокомментировать проблему?
Проблему можно прокомментировать
своими словами;
ссылкой на текст.
Примеры иллюстрации должны быть взяты только из текста. Именно они демонстрируют экспертам, насколько глубоко и точно вы поняли текст
Слайд 6Способы отсылки к исходному тексту:
1) ссылки на номера предложений;
2) цитирование,
оформленное как прямая или косвенная речь;
3) размышление над фактами, событиями,
упоминаемыми в тексте.
Слайд 7Типичные ошибки при комментировании:
комментарий отсутствует;
прокомментирована проблема, имеющаяся в тексте, но
вами не сформулированная;
прокомментирована только часть проблемы, поднятой автором;
допущены фактические ошибки,
связанные с пониманием исходного текста (проблемы прокомментированы неточно или противоречиво);
комментарий заменяется цитированием текста или его фрагмента;
комментарий подменяется пересказом текста или его фрагмента (чаще всего пересказывается сюжет текста, действия героев);
комментарий заменяется перечнем проблем;
отсутствуют пояснения к примерам-иллюстрациям;
не выявлена смысловая связь между примерами-иллюстрациями.
Слайд 8
Авторская позиция – это итог
размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.
Помните, что если проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чем автор видит решение проблемы.
Определяя позицию автора, не смешивайте её с позицией героя-рассказчика, что далеко не одно и то же.
Слайд 9
Средства выражения позиции автора
Слова-маркеры
( главное, самое важное, надо, нужно
и т.п.)
Оценочная лексика (отличный, чудесный, прекрасный, изумительный роскошный, гадкий, нахальный,
противный и т.п.)
Средства выразительности
Вводные слова (к счастью, к несчастью, к сожалению и т.п.)
Побудительные предложения
Слайд 10Типичные ошибки при определении позиции автора:
позиция автора не сформулирована
совсем;
позиция автора сформулирована неверно;
позиция автора заявлена, но только не по
той проблеме, которую вы сформулировали и прокомментировали;
вместо позиции автора представлена позиция героя-рассказчика (ошибка будет в том случае, если их позиции неодинаковы)
Слайд 11Отношение к позиции автора по проблеме текста
Доказательство, подтверждение, объяснение, возможно
приведение доводов, примеров.
Важно! Сначала вы должны выразить своё собственное мнение
(отношение) к позиции автора текста – согласны вы или не согласны с мнением автора, сформулировать свой тезис, а лишь потом обосновать СВОЮ позицию, свое отношение к заявленной идее автора.
Слайд 12Типичные ошибки при выражение собственного мнения:
собственное мнение не выражено;
обосновывается мнение,
которое вами не заявлено;
собственное мнение выражено, но не подтверждено развёрнутым
тезисом и не обосновывается (часто в сочинениях употребляются лишь фразы Я согласен/я не согласен с позицией автора)