Слайд 1ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования»
Урок по ОРКСЭ
(модуль «
основы светской этики») УМК: «Перспективная начальная школа»
тема: «Добро и зло»
Разработала:
Алина
Яковлевна Корогод
МБОУ СОШ № 28
Смоленск
2013
Слайд 2Класс: 4 Б
УМК: «Перспективная начальная школа»
Учебный предмет: основы религиозной культуры
и светской этики
Модуль: Основы светской этики
Авторы учебника: Т.Д.Васильева, К.В.Савченко, Т.И.Тюляева
Авторы
программы: Т.Д.Васильева, К.В.Савченко, Т.И.Тюляева
Слайд 3
Тема урока
Раздел 2
Человек и мир
Урок 6
Добро и зло
Тип урока
Первичное представление новых знаний
(по Розе Гельфановне Чураковой )
Слайд 4Планируемые результаты
Предметные базовый
повышенный
Метапредметные ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Личностные
Слайд 5
Предметные результаты базовый уровень
Ученики узнают,
какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло» в
разные эпохи и в разных культурах; как проявляются добро и зло в жизни человека.
Слайд 6Предметные результаты
повышенный уровень
Ученики получат возможность составить частное представление о главных понятиях урока
Слайд 7Метапредметные
УУД
I ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе
и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения воспроизводить по памяти
информацию, необходимую для решения учебной задачи;
проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
Слайд 8IIКОММУНИКАТИВНЫЕ:
Взаимодействие
(учет позиции собеседника)
Сотрудничество
(согласование усилий по достижению общей цели)
Преобразование внешней
социальной
и предметной деятельности во внутренние умственные действия
Слайд 9IIIРЕГУЛЯТИВНЫЕ:
Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Контроль
Коррекция
Оценка
Волевая саморегуляция
Слайд 10Личностные
Нравственно-этическое оценивание поступков героев произведений
Развивать самостоятельность и ответственность за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях
Искать
компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов
Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики
Слайд 12ТДЦ: формировать у младших школьников представление о добре и
зле
;познакомить с терминами «добро» и «зло» в разные эпохи и
в разных культурах и с проявлениями добра и зла в жизни человека; воспитывать умение слушать и слышать друг друга.
Задачи урока:
формирование УУД:
воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов и видеофильма;
проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;
участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;
создавать по изображениям словесный портрет героя;
описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, фильма;
высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;
оценивать поступки реальных лиц, героев произведений.
Слайд 13Формы работы на уроке:
работа в парах, в группах,
фронтальная, индивидуальная
Технологии:
развивающее обучение;
информационно- коммуникативные;
здоровьесберегающие;
интерактивная;
игровая
Слайд 14Учебно-методическое обеспечение и оборудование:
учебник Т.Д.Васильева, К.В.Савченко, Т.И.Тюляева
рабочая тетрадь,
цветные карандаши,
доска,
мел,
стикеры,
альбомные листы,
компьютер,
два воздушных шарика розового и синего цвета,
экран, мультимедийная презентация.
Слайд 15Структура урока:
Организационный процесс
Постановка цели урока в начале урока
Актуализация знаний в
начале урока
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Динамическая пауза
Применение
теоретических положений в условиях выполнения заданий
Информация о домашнем задании
Рефлексия деятельности
Контроль за процессом и результатом деятельности
Слайд 16Организационный процесс
Упражнение на создание благоприятной атмосферы урока: «Улыбка»
Дети под муз.
«От улыбки» по просьбе учителя улыбаются соседу по парте.
Дети, у
вас улучшилось настроение?
Почему оно стало лучше?
Что дарит улыбка?
Почему надо чаще улыбаться?
Кто догадался Какова тема нашего урока?
Слайд 17Постановка цели урока в начале урока
Сообщение темы и целей
урока
Ученики читают тему урока в учебнике на с.35. «Добро
и зло»
- Чему мы сегодня на уроке должны научиться?
(Ответы детей).
Прием «Ульи»
Цель: научиться завязывать разговор в группах
(Учащиеся разбиваются на 3 группы по рядам. Каждому ряду надо ответить на один вопрос учебника с.35 из раздела «Из этого урока ты узнаешь»).
1 ряд Какой смысл люди вкладывали в понятия «добро» и «зло»?
2 ряд Как добро и зло сосуществуют в мире и в душе человека?
3 ряд Как добро и зло проявляют себя в нашей жизни?
Дети в группах пытаются дать свои ответы на эти вопросы, опираясь на свой опыт, а потом на листах формата А4 записывают свои ответы. В конце урока они зачитывают свои ответы на листах и соотносят с материалом урока.
Слайд 18Актуализация знаний в начале урока
Что было задано на прошлом уроке?
(
с.34 № 3,4,5. Тема «Этика Древней Руси»)
Задания давали на
выбор:
№ 3 Вспомнить русские сказки или былины. Описать одного героя и его качества. Что отличает положительных героев сказок и былин?
№4 Какие полезные наставления Владимира Мономаха могут быть полезны для современного человека?
№5 Благодаря чему Русь обрела независимость от Золотой Орды. (Подготовить небольшое сообщение )
Выслушиваются ответы детей.
Слайд 19Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Чтение притчи (учебник
с. 35 - 37)
Учитель читает притчу.
После прочтения идет обсуждение в
группах притчи по вопросам учебника с.37
Выслушиваем ответы учащихся в группах.
Слайд 20Применение теоретических положений в условиях выполнения заданий
(Дети читают учебник с.
37)
Отвечают на вопросы с.38 .
Работа идет в парах №
1.
Задание №2 проходит соревнованием в группах.
Прием «Веер»
Цель: подбор близких по значению слов в малых группах
На 1 альбомном листе записано слово «ДОБРЫЙ», на 2 – «ЗЛОЙ»
По цепочке Дети пишут слова близкие по значению к этим словам и свою запись сворачивают веером. Дойдя до конца ряда у каждой группы получатся два веера: 1- добрый, 2 – злой. Все веера передают за первые парты , дети их раскрывают и читают, что получилось в группах.
Прием «Пометки на полях» или «Инсерт».
Цель: отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста.
Подводим итоги
(Дети читают учебник с. 38-39 и ставят пометку +, если это высказывание в учебнике ему уже известно.)
Слайд 21Чтение учащимися рассказа Валентины Осеевой «Плохо» (учебник с.39-40)
Обсуждение текста Приемом
«Отрицательное и положительное»
Цель: обсуждение текста в малых группах; анализ ситуации,
учит критически смотреть на проблемы их выявлять и находить в плохом хорошее.
(Дети в 3-х группах. Каждой группе раздается по листу ватмана, на котором записаны одни и те же вопросы:( по вопросам с.40.)
1.Объясните, почему мальчики считали, что не делают ничего плохого.
2.Как считала женщина? В чем она упрекнула мальчиков?
3. Согласны ли вы с тем, что не делать зла – еще не значит быть добрым? Объясните свой ответ.
После написания ответов, дети проходят и читают плакаты других групп.
Потом учитель просит подойти к своим плакатам и в отрицательных моментах найти положительные стороны. Положительные моменты надо записать на цветных стикерах и прикрепить сверху отрицательных моментов. Так отрицательное дети переводят в положительное.
Слайд 22Работа с разделом
«Ларчик мудрости»
Прием «Карта группового сознания»
Цель: учиться анализировать
высказывания.
( Дети в группах читают высказывания на с.40. Каждый ряд
в центре листа бумаги формата А4 записывает одно из высказываний. Учитель говорит какой группе какое высказывание из учебника записать. Далее в каждой группе идет обсуждение высказывания и каждый ответ под лучами с именем автора фиксируется на бумаге. После каждая группа на доске вывешивает свои «карты сознания».
Читают вывод в учебнике с.40-41.
Слайд 23Динамическая пауза
Прием «Электрическая цепь»
Весь класс делится на две равные группы,
и становится друг напротив друга в цепочку, взявшись за руки.
В
начале двух равных цепей, на равном расстоянии стоит учитель и держит за руку последнего участника из каждой цепи.
Все играют молча. Ведущий одновременно сжимает руки последних учеников из каждой цепи. Получив сигнал от учителя, ученик должен сжать руку своему соседу. Таким образом сигнал передаётся по всей цепи. Задача, чтобы сигнал быстрее был передан в начало цепи и первый, стоящий около стола ученик, получив сигнал, должен ухватить, лежащий на столе предмет. Та цепь (команда), которая более слаженно и быстрее передаёт сигнал, побеждает. Можно повторить эту игру несколько раз, в конце обязательно поприветствовать всем вместе победителя.
Надуть шарики розового и синего цвета (завязать сзади к стулу)
Слайд 24Просмотр видео «Окно»
Беседа по сюжету фильма:
Кто из героев оказался добрым,
а кто злым?
Почему вы так думаете?
Как бы поступили вы на
месте каждого героя?
Конец добрый или злой?
Сделайте конец добрым!
(Дети высказываются) .
Слайд 25Работа с учебником
(Дети читают учебник с. 41)
Отвечают на вопросы с.41
Слайд 26Подведение итогов занятия
Какую тему проходили сегодня на уроке?
Кто помнит вопрос,
который был задан в начале урока?
(Что такое добро и зло?)
Слайд 27Информация о домашнем задании
Ответить на вопросы учебника с.42 (обязательно)
Поиграем в
сказочников. Написать сказку о добре и зле, оформить ее ввиде
книжки-малышки с иллюстрациями.(по желанию).
Слайд 28Рефлексия
Вам понравился урок?
А мне понравились сегодня вы!
Прием «Воздушные шарики»
Цель
: определить ожидания и опасения учащихся при работе в парах
Благодаря
общению в парах ученики чувствуют себя уверенно и комфортно.
Напишите на розовом шарике один добрый поступок, а на синем – злой , которые вы когда-нибудь совершали. Прикрепим розовые шарики с добрыми делами в наш классный уголок , чтобы в классе у нас были только добрые мысли и дела, а шарики синие со злыми поступками сдуем (проткнем) , спрячем в коробочку и закопаем в саду, чтобы никогда больше они не проявлялись.
Слайд 29Контроль за процессом и
результатом деятельности
В конце урока ученики зачитывают
свои ответы на листах , что писали в начале урока
и соотносят с материалом урока.
Что нового узнали на уроке?
Какой опыт приобрели в учебной деятельности?
Что было самым трудным на уроке?
Что считаете самым важным, главным, интересным?
Что вы поняли?
Какие мысли, идеи появились?
Как изменилось отношение к понятиям «добро» и «зло»?
Совпали ваши ответы с материалом урока?
- Вы сами решали задания?
- Вы справились с этими заданиями?
- Мы достигли цели?!
Какое у вас настроение? (Дети поднимают смайлики)
Всем спасибо! Вы молодцы! Урок закончен!