Разделы презентаций


Храм святой Софии в Стамбуле

Содержание

Ангел показывает Юстиниану модель Собора Cвятой СофииПостройка храма, его размеры и украшения производили на современников неизъяснимое впечатление, поэтому не удивительно, что вокруг всего него сразу же стали складываться легенды и мифы.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«Ай-я София»
Кто дал имя храму святой Софии, неизвестно. В IV

веке его уже называли Софией.
Архитекторы: Анфимий Трала и Исидор

из Милета
«Ай-я София»Кто дал имя храму святой Софии, неизвестно. В IV веке его уже называли Софией. Архитекторы: Анфимий

Слайд 2Ангел показывает Юстиниану модель Собора Cвятой Софии
Постройка храма, его размеры

и украшения производили на современников неизъяснимое впечатление, поэтому не удивительно,

что вокруг всего него сразу же стали складываться легенды и мифы.
Рассказывали, что план здания был вручен императору Юстиниану во сне ангелом.
Когда между императором и архитекторами возникали споры (например, сколько окон делать над главным алтарем), Юстиниану якобы во сне опять явился ангел и приказал сделать три окна в честь Святой Троицы.

Ангел показывает Юстиниану модель Собора Cвятой СофииПостройка храма, его размеры и украшения производили на современников неизъяснимое впечатление,

Слайд 3храм Соломона в Иерусалиме
Храм Святой Софии был самой пышной византийской

постройкой и гордостью императора Юстиниана. В день освящения храма, 27

декабря 537 г., он подъехал к главному входу на колеснице, запряженной четверкой лошадей, быстро прошел до середины собора и, подняв руки кверху, воскликнул: «Слава Богу, Который дал мне возможность закончить эту постройку. О, Соломон! Я превзошел тебя!».
храм Соломона в ИерусалимеХрам Святой Софии был самой пышной византийской постройкой и гордостью императора Юстиниана. В день

Слайд 4Храм был выстроен по плану архитекторов Анфимия из Трала и

Исидора из Милета.
В плане собор представляет собой крест,

70х50 м. Продольная часть крестовокупольной формы - это трехнефная базилика длиной 81 м и шириной 75 с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Высота здания составляет 55,6 м с центральным куполом 32,9 м. в диаметре.
Храм был выстроен по плану архитекторов Анфимия из Трала и Исидора из Милета. В плане собор представляет

Слайд 5Особенно поражает своими размерами и красотой купол.
Снаружи гигантский купол

как бы вырастает из двух полукуполов; каждый из них опирается,

в свою очередь, на три малых полукупола.
Возвести сооружение такой длины и ширины и перекрыть его кирпичным куполом (диаметр которого 32 м) было в те годы революционной задачей. Чтобы скомпенсировать огромную силу давления (распора) купола можно было бы увеличить толщину стен, однако, храм не должен был казаться массивным, кроме того, в слишком толстой стене трудно делать окна.
Поэтому стены строили из особых кирпичей, которые уменьшали тяжесть громадного купола. Эти кирпичи были сделаны из родосской глины и так легки, что по просушке дюжина их весила не более одного обыкновенного кирпича. На них были оттиснуты слова: «Господь да поможет».
Особенно поражает своими размерами и красотой купол. Снаружи гигантский купол как бы вырастает из двух полукуполов; каждый

Слайд 6У основания купола сделано 40 больших арочных окон, через которые

льется яркий свет южного солнца, и, таким образом, громадный купол,

вознесенный на головокружительную высоту, кажется невесомым, парящим в воздухе, так как четыре столба, предназначенных для опоры купола, выложенных из больших глыб известкового камня, связывая их свинцовой заливкой и железными полосами - скрыты от зрителя. Окна в основании купола, поставленные очень близко друг к другу, зрительно отрезают купол от нижней части храма.

Вошедшему в храм кажется, что его огромный купол не имеет реальной опоры, он как бы висит в воздухе. «Кажется, что он покоится не на каменной клади, а свисает с неба на золотой нити».
В эпоху Средневековья существовала легенда о том, что купол Святой Софии подвешен на золотой цепи с неба и ангелы его поддерживают.

У основания купола сделано 40 больших арочных окон, через которые льется яркий свет южного солнца, и, таким

Слайд 7 порфировые колонны из храма солнца в Бальбеке
107 колонн из

малахита и египетского порфира поддерживают галереи, окружающие главный неф.
Прокопий

Кесарийский пишет об интерьере храма: «Кто оценил великолепие колонн и мраморов, которые украшают храм? Кажется будто находишься на роскошном лугу, покрытом цветами. Можно ли остаться равнодушным перед пурпурной и изумрудной отделкой? Багровый цвет меняется белым, как солнце. Такое впечатление, что художником здесь была сама природа»
порфировые колонны из храма солнца в Бальбеке107 колонн из малахита и египетского порфира поддерживают галереи, окружающие

Слайд 8Полы и стены храма украшали редкие по красоте разноцветные композиции

из мрамора, порфира и яшмы.

Полы и стены храма украшали редкие по красоте разноцветные композиции из мрамора, порфира и яшмы.

Слайд 9Центральные Императорские двери (Врата) Собора сделаны, по преданию, из остатков

Ноева ковчега. Сквозь них в Софию входил только Император. Для

других посетителей предназначались соседние входы. По обе стороны Императорских дверей на мраморных плитах пола видны глубокие вмятины, образовавшиеся от ног императорских стражников, в течение сотен лет стоявших у этих дверей. В таких исторических местах поистине чувствуешь дыхание времени.
Центральные Императорские двери (Врата) Собора сделаны, по преданию, из остатков Ноева ковчега. Сквозь них в Софию входил

Слайд 10Вестибюль
воинов
В обычные же дни государь попадал в собор по специальному

переходу прямо из Большого дворца. Попадаешь в сводчатый коридор, который

называется Вестибюлем воинов: здесь император оставлял меч, здесь же оставалась его охрана.
ВестибюльвоиновВ обычные же дни государь попадал в собор по специальному переходу прямо из Большого дворца. Попадаешь в

Слайд 11Приношение даров Константином и Юстинианом. Мозаика в южном вестибюле Святой

Софии

Приношение даров Константином и Юстинианом. Мозаика в южном вестибюле Святой Софии

Слайд 12император Лев VI Мудрый, на коленях кающийся перед Христом
На тимпане

Царских врат Мозаика изображает императора Льва VI Мудрого, на коленях

кающегося перед Христом, он вымаливает прощение в связи со своим четвертым неканоническим браком, после которого патриарх Николай Мистик отказал василевсу в венчании и не пустил в храм.
император Лев VI Мудрый, на коленях кающийся перед ХристомНа тимпане Царских врат Мозаика изображает императора Льва VI

Слайд 13Вход на хоры
По пандусу этому императрица могла подниматься наверх

в своем паланкине, не испытывая ни малейших неудобств. Государыню сопровождали

принцессы и фрейлины: во времена Юстиниана хоры предназначались исключительно для женской половины двора. Это было светское место.

С трех сторон подкупольное пространство Софии окружают хоры - галереи, открывающиеся в центр храма арками. Вход на хоры - в северном торце нартекса; наверх ведет не лестница, а пологий пандус.

Вход на хоры По пандусу этому императрица могла подниматься наверх в своем паланкине, не испытывая ни малейших

Слайд 14Врата рая или врата ангелов

Врата рая или врата ангелов

Слайд 15Приношение даров императором Константином IX Мономахом и императрицей Зоей

Приношение даров императором Константином IX Мономахом и императрицей Зоей

Слайд 17Иоанн Комнин и его жена Ирина

Иоанн Комнин и его жена Ирина

Слайд 18Деисус
Самая красивая мозаика на хорах (и вообще одно из самых

главных произведений византийского искусства) -
Деисус: изображение Христа с Богоматерью и

Иоанном Крестителем. "Деисус" означает "моление": Богоматерь и Иоанн молят Христа о спасении рода человеческого. Нижняя часть мозаики разрушена, по преданию - крестоносцами.
ДеисусСамая красивая мозаика на хорах (и вообще одно из самых главных произведений византийского искусства) -Деисус: изображение Христа

Слайд 19Чудесная Богоматерь с Младенцем в полукуполе центральной апсиды

Чудесная Богоматерь с Младенцем в полукуполе центральной апсиды

Слайд 20Портрет султана Мехмеда II Фатиха. Паоло Веронезе
В 1453 году

Константинополь был завоёван султаном Мехмедом II, а церковь Святой Софии

была превращена в мечеть. После пристройки к храму четырёх минаретов, христианская церковь была превращена в мусульманскую мечеть, названную Айя-София.

Золотой полумесяц, сменивший крест, стоял на куполе до 1935 года, когда из собора решено было сделать музей. Султан Мехмед гордо въехал в Святую Софию на белом коне. Но красота христианского храма так поразила турка, что он приказал превратить его в мечеть. Великолепные мозаики не испортить, а всего лишь замазать известью.

Храм Святой Софии в Османский период

Портрет султана Мехмеда II Фатиха. Паоло Веронезе В 1453 году Константинополь был завоёван султаном Мехмедом II, а

Слайд 21В османский период мозаичные плиты мечети, были покрыты тонким известковым

слоем, настенные росписи соскоблены, крестообразные засовы над двустворчатой дверью расклёпаны.

В османский период мозаичные плиты мечети, были покрыты тонким известковым слоем, настенные росписи соскоблены, крестообразные засовы над

Слайд 22Интерьер храма Святой Софии в Османский период

Интерьер храма Святой Софии в Османский период

Слайд 23Надписи арабской каллиграфии
Декор храма исламского периода - это прежде

всего четыре огромных круглых щита из верблюжей кожи, подвешенных под

куполом. Надписи на них - по правую сторону михраба - Аллах, по левую - Мухаммед, по бокам - имена четырёх халифов Эбу Бекра, Омара, Османа и Али; а по двум сторонам парадного входа - имена внуков пророка Гасана и Гусейна. Эти плакаты (7,5 м) принято считать самыми крупными образцами арабской каллиграфии и самыми выдающимися надписями исламского мира.
Надписи арабской каллиграфии Декор храма исламского периода - это прежде всего четыре огромных круглых щита из верблюжей

Слайд 24Михраб, расположенный в апсиде
В алтарной апсиде была устроена молитвенная ниша

- михраб в направлении Киблы (сторона, куда обращаются лицом во

время молитвы - направление к Каабе
Михраб, расположенный в апсидеВ алтарной апсиде была устроена молитвенная ниша - михраб в направлении Киблы (сторона, куда

Слайд 25Минбар, откуда имам читает проповеди

Минбар, откуда имам читает проповеди

Слайд 26ложа султана

ложа султана

Слайд 27Султан Абдул-Меджид (сер. XIX в.), пожелал очистить и обновить храм.

Для реставрации были приглашены итальянские братья-архитекторы Фоссати. Труды обновления продолжались

два года и были успешно завершены.

Султан Абдул-Меджид

Каспар Фоссати

Части здания, наиболее пострадавшие от времени, были перестроены; свинцовая крыша починена, купол освобожден от четырех тяжелых подпорок и опоясан двойным железным поясом, тринадцать колонн на хорах, вышедших со своих мест от давления сводов, выпрямлены. Внутренность храма была отчищена от копоти и грязи. Были также восстановлены несколько мозаик, в том числе портреты императоров Константина и Юстиниана. После реставрации они были снова замазаны мусульманами...

Султан Абдул-Меджид (сер. XIX в.), пожелал очистить и обновить храм. Для реставрации были приглашены итальянские братья-архитекторы Фоссати.

Слайд 28
Кемаль Ататюрк
В 1935 году первый президент Турции Кемаль

Ататюрк издал декрет, по которому Айя-София получила статус музея, после

чего были счищены слои штукатурки, скрывавшие великие древние мозаичные образы - шедевры византийских мастеров..
Кемаль Ататюрк В 1935 году первый президент Турции Кемаль Ататюрк издал декрет, по которому Айя-София получила

Слайд 29Храм св. Софии называли «чудом из чудес», даже воспевали в

стихах. Когда русские послы князя Владимира увидели это великолепие, то

воскликнули: «Мы не помним себя, где стоим – на небе или земле!». Кто знает, не будь Айя Софии, стала бы Русь православной страной?

Стихотворение Осипа Мандельштама «Айя-София» написано в 1912 году. Мандельштам не бывал в Константинополе и не видел храма Святой Софии, но в это верится с трудом, прочитывая торжественную ритмику его строк предельно точно передающих впечатление от величественной архитектуры.

Айя-София — здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.

И всем векам — пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила Эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.

Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры
Им указав на запад и восток?

Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон — света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего.

И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.

Храм св. Софии называли «чудом из чудес», даже воспевали в стихах. Когда русские послы князя Владимира увидели

Слайд 30Существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив

влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется.
К достопримечательностям Святой

Софии относится «Плачущая колонна» и «Холодное окно»

«Холодное окно», где в любое время года, даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.

Существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика