Слайд 1Индивидуальный образовательный маршрут педагога ОРКСЭ
Русецкая М.А., заместитель директора по ВР
НОУ СОШ «ЧаШа», учитель ОРКСЭ
Слайд 2Актуальность инноваций в жизни общества
Социальные институты реагируют на изменение цивилизации
с разной скоростью
Б и з н е с
100 км/ч
Общество (взгляды,
нормы поведения)
90 км/ч
С е м ь я
60 км/ч
Школа
образование
10 км/ч
Политика
закон
очень медленно
Слайд 3Актуальность инноваций в жизни общества
Социальные институты реагируют на изменение цивилизации
с разной скоростью
Б и з н е с
100 км/ч
Общество (взгляды,
нормы поведения)
90 км/ч
С е м ь я
60 км/ч
Школа
образование
10 км/ч
Политика
закон
очень медленно
Слайд 4Актуальность инноваций в жизни общества
Социальные институты реагируют на изменение цивилизации
с разной скоростью
Б и з н е с
100 км/ч
Общество (взгляды,
нормы поведения)
90 км/ч
С е м ь я
60 км/ч
Школа
образование
10 км/ч
Политика
закон
очень медленно
Слайд 5Модернизация российского образования
в условиях быстрой смены различных
технологий
предполагает осознание, понимание, оценивание собственного педагогического опыта;
способность увидеть
свой профессиональный труд в целом;
быстро и конструктивно приводить свою деятельность в соответствие с новыми ценностными ориентациями;
требует от педагога перехода к
«режиму саморазвития» (академик РАО Новиков А.М);
Слайд 6ОБРАЗОВАНИЕ НЕ ТОЛЬКО ВЫПОЛНЯЕТ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ ОБЩЕСТВА, НО ПРИЗВАНО ОПЕРЕЖАТЬ
ДРУГИЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА
Образование должно быть фактором
развития общества
Внедрение развивающих технологий
(изменение технологий – это смена целевых установок, ценностных ориентаций)
Готовность и умение учителя перестраивать профессиональную деятельность
(идеология развития – саморазвитие)
(Н.Г. Разова, Е.Н. Денисова «Профессиональные компетенции»)
Слайд 7ИОМ как путь педагогического саморазвития
Индивидуальный
Образовательный
Маршрут (ИОМ);
Альтернативная технология индивидуальных методических маршрутов
на базе ресурсов платформы «Intel ® Учителя будущего».
Слайд 8Профессионализм =
образованность + компетентность
Высокообразованный человек -
специалист в своей
области,
человек, уверенно ориентирующийся в других сферах науки и культуры,
знающий отечественную и мировую историю и литературу, философию, социологию,
владеющий несколькими языками.
Слайд 9Внепрофессиональная или надпрофессиональная компетентность
самостоятельность,
способность принимать ответственные решения,
творческий подход
к любому делу, умению доводить его до конца,
умение постоянно
учиться и обновлять свои знания.
Слайд 10Внепрофессиональная или надпрофессиональная компетентность
Это гибкость мышления, наличие абстрактного, системного и
экспериментального мышления.
Это диалогическое умение или коммуникабельность,
навыки сотрудничества и
т. д.
Слайд 11Компетенция
соответствие, соразмерность (пер. с лат.);
круг вопросов, в которых данное лицо
обладает познаниями, опытом;
совокупность индивидуальных и профессиональных характеристик работника, определяющих качественное
выполнение работы (Г. Сартан);
Слайд 12Компетенция
знания в действии (Э.Ф.Зеер);
знания + опыт;
предметная область в которой индивид
хорошо осведомлен и проявляет готовность к выполнению деятельности (президиум Совета
МГУ им. М.В. Ломоносова);
Компетенция – одна из составляющих компетентности.
Слайд 13знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и
понимать)
знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к
конкретным ситуациям)
знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте)
Компетенции и навыки
(Европейский проект TUNING)
Слайд 14Что такое компетентность?
овладение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение
к ней и предмету деятельности (И.А.Зимняя) - НАБОР КОМПЕТЕНЦИЙ;
состоявшееся качество
личности (совокупность качеств) человека и минимальный опыт деятельности в заданной сфере (А.В.Хуторской)
способность действовать в ситуации неопределённости;
общая интегрированная характеристика качеств личности, выступающая как результат подготовки для выполнения деятельности в определенной области;
Слайд 15Формулировка компетенций
1. Использование глаголов в неопределенной форме:
«понимать», «иметь» (научное
представление),
«владеть», «уметь», «обладать» (способностью),
«быть» (готовым, подготовленным),
«знать», (стремиться)
«использовать», «учитывать», «обосновывать», «стремиться» (к совершенствованию),
«выражать» и т.д.
Слайд 16Уровень профессиональной компетентности учителя-профессионала
Учитель - профессионал – это
мастер, новатор, исследователь, индивидуальность;
стремящийся к саморазвитию;
ориентированный на педагогические поиски
«от ученика» и для ученика (личностно-ориентированный);
новатор, находящий и внедряющий новое, исследователь;
мастер, владеющий багажом современной науки;
создающий оптимальную психологическую обстановку на уроке…
Слайд 17Диагностика уровня педагогической компетентности
Экспертная качественная оценка уроков;
Качественная самооценка уроков;
Наличие собственных
методических разработок;
Выполнение заданий, моделирующих профессиональную деятельность;
Анализ учебных достижений учащихся;
Работа на
профессиональных семинарах;
Самоанализ, востребованность профессионального роста.
Слайд 18
Обобщение и представление своего опыта работы
Умение определять приоритетные
направления своей профессиональной деятельности
по методам, по форме, по содержанию
Постоянная работа
в методических объединениях, творческих группах
выступления, мастер-классы, семинары, конференции
Публикации;
Портфолио достижений
Диагностика уровня профессиональной компетентности
Слайд 19Основные составляющие педагогической компетентности
Межцисциплинарная (метапредметная)
ИКТ (современно-техническая)
Здоровье-сберегающая
Психолого-педагогическая
Предметная
Методическая
Когнитивная (исследовательская)
Духовно-нравственная
...
Слайд 20Итог ИОМ
как личной программы профессиональное развитие -
повышение
профессиональной компетентности
Слайд 21Алгоритм составления ИОМ (5 шагов). Шаг первый
Первый шаг в составлении
ИОМ – проведение самообследования арсенала собственного опыта. Рефлексия процесса достижения
и достигнутого результата по каждому из направлений деятельности обычно делается в виде эссе или монографического самоотчета (перечень того, что имеем).
Слайд 22Алгоритм составления ИОМ (5 шагов). Шаг второй
Второй шаг – планирование
самообразования,
1) в первую очередь – в рамках Интернет как
наиболее доступной и дешевой формы повышения уровня педагогических компетенций;
Слайд 23К сведению: курсы повышения квалификации
аудиторное количество в течение 5
лет должно быть не менее 108ч., может складываться из нескольких
составляющих через модульные курсы в разных институтах, имеющих лицензию повышения педагогической квалификации;
Слайд 24Алгоритм составления ИОМ (5 шагов). Шаг третий
Методическая работа:
- освоение новых
технологий для развития профессиональной компетентности (проектировочные семинары, деловые и ролевые
игры, дебаты, тренинги…);
- посещение и взаимопосещение занятий в ОУ и за рамками ОУ;
- работа с научно-методической литературой;
- планирование участие в ШМО, в профессиональных сообществах…
Слайд 25Алгоритм составления ИОМ (5 шагов). Шаг четвертый
Планируемые результаты (продукты)
педагогической деятельности:
презентации для выступлений на педсоветах, семинарах,
разработка проектов;
составление сценариев праздников
и иных воспитательных мероприятий;
написание статей, оформление занятий (технокарты, конспекты, видео и пр.материалы);
Слайд 26участие в создании банка научно-методических разработок разного уровня;
освоение пакета педагогических
диагностик;
написание методических рекомендаций;
подготовка и проведение открытых уроков, мастер-классов, заседаний творческих
групп;
оформление собственного портфолио…
Слайд 27Алгоритм составления ИОМ (5 шагов). Шаг пятый
составление карты ИОМ,
выполненной
в виде таблицы
или плана работы
Приложение к статье
Фрагмент плана:
Обновление теоретических
педагогических знаний
Слайд 28Обновление теоретических педагогических знаний