Слайд 1Музыка эпохи
классицизма
Учитель музыки
Куткова Л.А.
Высшей категории
МБОУ Лицей при
УлГТУ
г. Ульяновск
Слайд 2Классицизм –
стиль и направление в искусстве XVII - начала
XIX вв.
Слово это произошло от латинского classicus - образцовый.
В основе классицизма лежало убеждение в разумности бытия, в том, что человеческая натура гармонична. Свой идеал классики видели в античном искусстве, которое считали высшей формой совершенства.
Слайд 3Жан-Жак Руссо
Классицизм - течение в художественной культуре европейских стран 17-го
начала 19 веков,
стремившееся к созданию возвышенных, идеальных, рационалистически четких и
пластически завершенных произведений искусства по античным классическим образцам. Представители Классицизма обращались к античным сюжетам, образам и формам с целью воплощения общественно-этических идеалов современности. Художественные образы Классицизма отличались логичностью и ясностью, строгой уравновешенностью и гармоничностью. Новый этап развития Классицизма связан с передовым идейно-художественным направлением эпохи Просвещения (XVlll век) во Франции и других европейских странах.
Музыкально-эстетические положения просветительского Кассицизма разработаны в трудах Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш. Баттё,
И. Маттезона, И. А. Шайбе, И. И. Кванца и др. Важнейшая в эстетике Классицизма установка на подражание природе, дополненная требованиями простоты, естественности.
Слайд 4Дени Дидро
Главным для искусства Дидро считал его нравственное
предназначение. По мнению Дидро, наиболее высокой оценки заслуживает искусство демократическое
и пропагандирующее нравственность простых людей, выходцев из неимущих слоев, так как именно это искусство наиболее адекватно выражает гуманистические интересы и идеалы.
"Каждое произведение ваяния или живописи должно выражать собой какое-либо великое правило жизни, должно поучать".
Театр одновременно был учебником жизни, и самой жизнью. Кроме того, в театре действие в высшей степени упорядочено, размеренно; оно разделено на акты и сцены, те, в свою очередь, расчленена на отдельные реплики персонажей, создавая столь дорогой 18 веку идеал искусства, где всё находится на своём месте и подчинено логическим законам.
Слайд 5Музыка классицизма чрезвычайно театральна, она как будто копирует искусство театра,
подражает ему.
Разделение классической сонаты и симфонии на крупные разделы
- части, в каждой из которых происходит много музыкальных "событий", подобно делению спектакля на действия и сцены.
В музыке классического века часто подразумевается сюжет, некое действие, которое развёртывается перед слушателями так же, как действие театральное развёртывается перед зрителями.
Слушателю только остаётся включить воображение и узнать в "музыкальной одежде" персонажей классической комедии или трагедии.
Искусство театра помогает объяснить и большие перемены в исполнении музыки, которые совершились в 18 веке. Раньше, главным местом, где звучала музыка, был храм: в нём человек находился внизу, в огромном пространстве, где музыка как будто помогала ему взглянуть ввысь и посвятить свои мысли Богу. Теперь, в 18 веке, музыка звучит в аристократическом салоне, в бальном зале дворянской усадьбы или на городской площади. Слушатель века Просвещения как будто обращается с музыкой "на ты" и не испытывает больше восторг и робость, которые она ему внушала, когда она звучала в храме.
В музыке уже нет мощного, торжественного звука органа, уменьшилась роль хора. Музыка классического стиля звучит легко, в ней гораздо меньше звуков, как будто она "меньше весит", чем грузная, многослойная музыка прошлого. Звучание органа и хора сменилось звучанием симфонического оркестра; возвышенные арии уступили место музыке лёгкой, ритмичной и танцевальной.
Слайд 7Музыкальные жанры
эпохи классицизма
Слайд 8Сонатная форма
Сонатная форма сформировалась во второй половине XVIII века в
творчестве Моцарта и получила наивысший расцвет в творчестве Бетховена. Творчество Бетховена стало
непревзойдённой кульминацией в истории сонатной формы. Композиторы следующей исторической эпохи понимали, что Бетховен довёл сонату до своего абсолюта, и были вынуждены искать пути обновления формы.
Сонатная форма — это музыкальная форма, основанная на сопоставлении и развитии 2-х тем, обычно контрастных. Применяется преимущественно в инструментальных произведениях.
Слайд 10Симфония
В переводе с греческого слово «симфония» обозначает «созвучие».
В связи с
тем, что симфония сходна по строению с сонатой, сонату и симфонию
объединяют под общим названием «сонатно-симфонический цикл». В классической симфонии (в том виде, в котором она представлена в творчестве венских классиков — Гайдна, Моцарта и Бетховена) обычно имеется четыре части.
1-я часть, в быстром темпе (аллегро), пишется в сонатной форме;
2-я, в медленном движении, пишется в форме вариаций, рондо (музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3-х) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами), рондо-сонаты, сложной трёхчастной, реже в форме сонаты;
3-я — скерцо (стремительный темп) или менуэт (старинный народный французский грациозный танец) — в трёхчастной форме da capo с трио (то есть по схеме A-trio-A);
4-я часть, в быстром темпе — в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты.
Слайд 11Существуют симфонии как с большим, так и с меньшим количеством
частей (есть даже одночастные симфонии).
Программная симфония связана с известным содержанием,
изложенным в программе (выраженной, например, в названии или эпиграфе), — например,
«Пасторальная симфония» Бетховена, «Фантастическая симфония» Берлиоза
Первыми ввели программу в симфонию Диттерсдорф, Розетти и Гайдн.
Слайд 13Концерт (от итал. concerto — гармония, согласие и от лат. concertare — состязаться) — музыкальное
сочинение для одного или нескольких солирующих инструментов с оркестром. Существуют
также концерты для одного инструмента — без оркестра, концерты для оркестра — без строго определённых сольных партий, концерты для голоса (или голосов) с оркестром и концерты для хора а cappella (пение без инструментального сопровождения).
Концерт появился в Италии на рубеже XVI-XVII вв. как вокальное полифоническое произведение церковной музыки.
В концертах I половины XVIII в. быстрые части обычно основывались на одной, реже на двух темах. Во II половине XVIII в. в творчестве «венских классиков» утвердилась сонатно-симфоническая форма концерта.
Слайд 15Струнный квартет
Струнный квартет — произведение для четырёх смычковых инструментов (как правило — двух скрипок, альта
и виолончели), а также музыкальный коллектив соответствующего состава, исполняющий такие
произведения. Струнный квартет — наиболее распространённая разновидность квартета, хотя пользуются популярностью и некоторые другие составы (фортепианный квартет, квартет деревянных духовых). Эпоха венской классики стала для квартета эпохой расцвета, и вслед за Гайдном огромный вклад в развитие жанра внесли Моцарт и Бетховен.
Слайд 17Простота, правда и естественность – вот три великих принципа прекрасного
во всех произведениях искусства.
К.В.Глюк
Классицизм ― стиль исторически определенной эпохи. Но его идеал гармонии и соразмерности остается и поныне образцом для последующих поколений.