Слайд 1«Я – гражданин и патриот
России»
Проект по воспитательной работе на
2011– 2014 г.
Классный руководитель
Третьякова Александра Анатольевна
Слайд 2Место реализации: МОУ «СОШ № 27 Кировского района г. Перми
Время реализации: 2011 – 2014 г.г.
Участники проекта: ученики 5
«Б» (6 «Б»; 7 «Б») класс; классный руководитель; учитель ОБЖ; учителя физического воспитания; родители учеников; учителя – предметники;
совет ветеранов школы; актив музея школы; социально – психологическая служба школы.
МАСШТАБ ПРОЕКТА
Слайд 3Усиленное обсуждение в СМИ мнения об ошибочном пути развития России,
отсутствие общей государственной идеологии, которая смогла бы стать базовой в
деле патриотического воспитания, заставляет педагогов находить различные пути по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в подрастающем человеке активные социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, что связаны с защитой российских рубежей, с позитивными преобразованиями во всех сферах деятельности общества. Воспитание именно патриотических чувств у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию нового поколения граждан, в котором развито сознательное отношение к Родине как к личной судьбе.
Актуальность
Слайд 4Для большинства школьников потеряли свой изначально гуманный и глубокий смысл,
обретая ярлык «пережитков прошлого», такие высоконравственные понятия, как патриотизм, дружба
народов, интернационализм, Родина, Отечество, воин – Защитник Отечества, честь. Некоторые из них плохо знают историю своей страны и не интересуются её традициями, а самое главное - не всегда испытывают уважение к ней и не задумываются о том, что они – будущее России. Тогда как ПАТРИОТИЗМ – одна важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России.
Проблема
Слайд 5Из конституции Российской
Федерации
«Мы, многонациональный
народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая
права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознаем себя частью мирового сообщества…»
Слайд 6Гордость за свою Родину, понимание неповторимости богатства культурных традиций играет
огромную роль в становлении личности ребенка;
Не возможно воспитать у детей
чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества;
Гражданин России формируется только через сознание своей причастности к судьбе России.
Слайд 7ЭПИГРАФ
Т.Г. Шевченко
«В ком
нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки.»
Антуан де Сент-Экзюпери «Быть человеком – это чувствовать свою ответственность.»
Слайд 8Создание условий для формирования нравственных и гражданских качеств подростков, их
самопознания и самовоспитания; воспитания любви и уважения к своему Отечеству
через организацию системы мероприятий, направленных на развитие благодарной и созидающей личности.
Цель:
Слайд 9Изменить целостное отношение подростков к жизни и сформировать личную ответственность
за своё поведение;
Воспитать гражданские качества и толерантность у подростков через
организацию социально-значимой деятельности;
Раскрыть содержание понятия толерантности;
Способствовать осознанию каждым подростком себя как личности;
Разработать систему внеклассных мероприятий, позволяющих наполнить повседневный смысл каждого ученика благородным и уважительным отношением к России;
Внедрить разработанные для учеников внеклассные мероприятия в воспитательный процесс;
Представить результаты проекта на заседании клуба классных руководителей.
Задачи:
Слайд 10Уважающий и чтящий обычаи и традиции предков;
Знающий историю своего родного
края и образовательного учреждения;
Ориентирующийся на здоровый образ жизни;
Понимающий, что от
его образованности, дисциплинированности и нравственности зависит не только его благополучие, но и благополучие семьи, города, страны;
Занимающий активную жизненную позицию.
Гипотеза:
Подростки осознают и поймут, что Патриот России – это человек,
Слайд 11Формы работы
Классные часы, беседы, диспуты;
Совместные с родителями собрания, праздники, вечера;
Внеклассные
мероприятия разного плана(посещение театров, кинотеатров, музеев, выставок, библиотек);
Выпуск плакатов, рисунков,
стенгазет;
Проведение информационных дней;
Участие в спортивных мероприятиях;
Участие в различных акциях;
Участие в интеллектуальных (предметных) конкурсах, марафонах, олимпиадах;
Поездки по историческим местам;
Анкетирование
Слайд 121 этап – подготовительный. Сентябрь,2011.
2 этап – основной. 2011-2014г.г.
3 этап
– заключительный. 2014г.
Сроки реализации проекта:
Слайд 13Провести диагностику подростков по уровню социальной зрелости и отношения к
Родине.
Диагностика:
Анкетирование, направленное на выявление у подростков понимания смысла
слов добро и зло; дисциплина и ответственность; патриот, патриотизм, Родина, Отечество, воин – Защитник Отечества, интернационалист, созидание, активная жизненная позиция.
Этапы реализации:
1 этап – подготовительный.
Слайд 14Разработка системы мероприятий, способствующих осознанию понятия «патриотизм» и развивающих чувство
истинного патриотизма у подростков;
Внедрение системы мероприятий в воспитательный процесс.
Этапы реализации:
2
этап - основной
Слайд 15Героическая история России в главных песнях России.
Великий, могучий русский язык.
Цикл
классных часов «Уроки Мужества. Поклонимся Великим тем годам»:
Дети – герои; Поэты – герои;
О них снимают фильмы;
Правда о тех годах (репрессии);
Государственные Символы России;
Российские праздники;
Молодёжное движение в современной России;
Сотворение хлеба;
Хлеб – всему голова;
День народного единства;
День призывника;
Русская воинская доблесть;
Защита Отечества – твоя святая обязанность или вынужденная необходимость.
Примерный перечень мероприятий
Блок 1 «Пою моё Отечество…»
Слайд 16Примерный перечень мероприятий
Блок 2 «Край родной на век любимый…»
Цикл классных
часов в краеведческом музее города Пермь историческая;
Пермь героическая
Цикл классных часов в музеях промышленных предприятий Кировского района г. Перми
Цикл классных часов «Уроки Мужества»:
Герои рядом.(встречи с ветеранами Вов Кировского района г. Перми);
Они учились в нашем учебном заведении.(о выпускниках -
участниках военных действий);
Летопись школы (помощь в работе музея школы) « Без прошлого нет настоящего»
Символы Пермского края; Перми.
Слайд 17Формирование гражданского отношения к Отечеству
Задачи:
1.Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Родине, готовность к защите её независимости и свободы; 2.Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну;
Предполагаемый результат деятельности: убежденность подростков в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Слайд 18Примерный перечень мероприятий
Блок 3 «Я – ученик; Я – человек
»
Азбука нравственного образования
– Внешний этикет; - Хорошие манеры; - О сквернословии ; - О трудолюбии; - От красоты познания к творчеству; - Доброта вокруг нас;
Мы за безопасную жизнь (правила дорожного движения)
Кто такой гражданин?
Устав школы. Зачем он?
Путешествие в законию (встречи с представителями КДН)
Цикл классных часов по самовоспитанию ( с привлечением социально-психологической службы школы):
- Как развить и реализовать свои способности ?
- Трудно ли быть дисциплинированным? - Ответственность … За себя, за других ? Самостоятельность и инициативность - залог успешности учёбы и жизни
Слайд 19Примерный перечень мероприятий
Блок 4 «В здоровом теле – здоровый дух…»
«Мой
режим дня» (беседа с привлечением медика);
Спортсмены – герои;
Мой любимый вид
спорта;
В здоровом теле – здоровый дух!
Участие в спортивных соревнованиях.
Здоровый образ жизни.(беседа с приглашением медика);
Конкурс плакатов, посвященных здоровому образу жизни;
Игромания. Чем она грозит?
К/ф «Правда о наркотиках»;
Выбор сделай сам : Курить или жить?;(беседа; конкурс плакатов)
Что мы едим ( беседа о культуре питания);
Как сохранить зрение?;
Кожа – как зеркало здоровья.
Слайд 20Формирование гражданского отношения к себе
Задачи:
1. Формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность. 2.Воспитывать у подростков понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах. 3.Воспитывать у подростков необходимость занятия физической культурой, прививать здоровый образ жизни.
Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, понимание учащимися ценности человеческой жизни и потребность в укреплении своего здоровья.
Слайд 21Примерный перечень мероприятий
Блок 5 «Мой дом – моя крепость»
От сердца
к сердцу (к дню пожилого человека – открытки бабушкам, дедушкам,
концерт);
Под крышей дома своего (семейный вечер - конкурс);
Загляните в мамины глаза(классный вечер с участием мам);
Конкурс сочинений «Самый близкий человек»
Новый год (выпуск газет, украшение класса);
Мужской сегодня праздник (газета, изготовление открыток папам, поздравление мальчиков);
Конкурс сочинений «Папа может, папа может все что угодно»
Мамин день(газета, изготовление открыток мамам, поздравления девочек);
Наш любимый семейный праздник;
Папа, мама и я – спортивная семья;
Мир наших увлечений;
День семьи.
Слайд 22Родительские собрания
Что нужно знать родителям о младшем подростке
Создание благоприятной семейной
атмосферы
Как научить ребенка ответственности
Как преодолеть неуверенность ребенка
Чтобы ребенок учился
Общаться
с ребенком. Как?
Портфолио учащегося
Гармония общения: ученик, учитель, родитель.
Проблемы организации жизнедеятельности классного коллектива
Слайд 23Формирование гражданского отношения к своей семье
Задачи:
1.Воспитывать семьянина, любящего своих родителей. 2.Формировать уважение к членам семьи.
Предполагаемый результат деятельности: сформировано представление о том, - что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством; - что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; - что настоящие сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать слово, заботятся о своей семье.
Слайд 24Примерный перечень мероприятий
Блок 6 «Не крутите пестрый глобус, не найдете
вы на нем…»
День Знаний
Школа – наш второй дом (конкурс рисунков)
Про
мальчишек и девчонок
Мы все такие разные
Правила поведения в школе
Декларация прав и обязанностей (круглый стол об Уставе школы)
Учись учиться
Круг друзей
Поздравь учителя
Что в имени тебе моем?
За милых дам; А ну-ка, девочки!
Не перевелись еще мушкетёры?
Учись видеть прекрасное в человеке
Смотры Знаний по предметам
Укрась территорию школы (участие в трудовых десантах и различных акциях)
Участие в интеллектуальных, предметных конкурсах, марафонах, олимпиадах
Организация и проведение конкурса «Ученик года»
Наши классные обязанности (организация самоуправления в классе)
Слайд 25«Веселая Галактика»
ученическое самоуправление
Девиз:
«Каждый человек – Звезда, стоит только
её зажечь!»
Слайд 26Формирование гражданского отношения к школе
Задачи:
1.Формировать у подростков осознание принадлежности к школьному коллективу; стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. 2.Воспитывать сознательное отношение к учёбе. 3.Воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения. 4.Воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы. 5.Вырабатывать потребность в постоянном пополнении своих знаний и укреплении своего здоровья
Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик-учитель», «ученик-ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на ученика обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Слайд 27Примерный перечень мероприятий
Блок 7 « В мире прекрасного»
Сокровищница всех богатств
человеческого духа (о библиотеке)
Чудо которому – книга
Мои любимые книги
Приключения
Тома (инсценировка)
Музыка и мы
Есть в осени первоначальной…
Зима в лирике русских поэтов
Фильм! Фильм! Фильм!(просмотр с дальнейшим обсуждением)
Культпоход в театры
«Мисс осень» (конкурс)
Новогодние программы
Природа в картинах русских живописцев
Посещение Пермской картинной галереи
Посещение художественных выставок
Конкурсы рисунков, стихов на заданную тему
Слайд 28Формирование отношения к искусству
Задачи:
1.Воспитывать у подростков чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, эстетические вкусы, идеалы. 2.Формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.
Предполагаемые результаты деятельности: умение видеть прекрасное в окружающей жизни, правильно вести себя в культурных местах.
Слайд 29Примерный перечень мероприятий
Блок 8 « Земля – наш дом»
Береги природу
– наш дом (конкурс рисунков)
Сохраним природу
Искру тушим до пожара
День птиц
Домашняя
экология
Букет с секретом
Легенды и были о собаках
Мы в ответе за тех, кого приручили
Слайд 30Формирование гражданского отношения к планете Земля
Задачи:
1.Воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой. 2.Формировать эстетическое отношение подростков к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности: ученики должны серьёзно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как её сохранить. Настоящий гражданин любит и бережёт природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Слайд 31Этапы реализации:
3 этап - заключительный
Повторная диагностика – анкетирование, направленное
на выявление понимания смысла ключевых понятий проекта;
Анализ работы классного руководителя;
Представление
результатов воспитательной работы