Разделы презентаций


Психологические особенности работы с людьми пожилого возраста в сфере социального обслуживания населения

Содержание

Для справкиВ последние годы доля пожилых людей в общем составе населения существенно возросла. Если на сегодня она в экономически развитых странах составляет 14%, то к 2030 г., по прогнозам социологов,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Психологические особенности работы с людьми пожилого возраста в сфере социального

обслуживания населения

Психолог Кашина М.В.

Психологические особенности работы с людьми пожилого возраста в сфере социального обслуживания населенияПсихолог Кашина М.В.

Слайд 2 Для справки
В последние годы доля пожилых людей в общем

составе населения существенно возросла. Если на сегодня она в экономически

развитых странах составляет 14%, то к 2030 г., по прогнозам социологов, достигнет 25%. По классификации ООН, нация считается «старой», если более 7% ее численности составляют люди, перешагнувшие 65-летний рубеж. В Германии таковых 14,9%, в США - 12,6%, в Японии - 12,5%, в России - более 20% .

Для справкиВ последние годы доля пожилых людей в общем составе населения существенно возросла. Если на сегодня

Слайд 3Цель работы с пожилыми людьми – поддержание их активности, знергетических

возможностей, способности к самообслуживанию, помощь в осознании ценности и приятии

прожитой жизни.

Цель работы с пожилыми людьми – поддержание их активности, знергетических возможностей, способности к самообслуживанию, помощь в осознании

Слайд 4Старость – это заключительный период человеческой жизни, условное начало которого

связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни

общества.
Старость – это заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия

Слайд 5Возрастная классификация
допроизводительный возраст от 0 до 17 лет;
производительный возраст (мужчины

18-64 года, женщины 18-59 лет);
послепроизводительный возраст (мужчины старше 65, женщины

– 60 лет);
старость (мужчины 65-79 лет, женщины – 60-79 лет);
глубокая старость (старше 80 лет).

Возрастная классификация допроизводительный возраст от 0 до 17 лет;производительный возраст (мужчины 18-64 года, женщины 18-59 лет);послепроизводительный возраст

Слайд 6В пожилом возрасте проявляется «заострение» личностных черт. Типичны также характерологические

изменения личности, отличающиеся своеобразной полярностью: упрямство, ригидность суждений сочетаются с

повышенной внушаемостью и легковерием, сниженная эмоциональная отзывчивость — с чувствительностью и слезливым слабодушием.

В пожилом возрасте проявляется «заострение» личностных черт. Типичны также характерологические изменения личности, отличающиеся своеобразной полярностью: упрямство, ригидность

Слайд 7Новые знания формируются с большим трудом, их тяжело наполнить эмоциональными

переживаниями, сформировать новые мотивы. Плохо формируются новые ролевые отношения, трудно

привыкают к новым ценностям, к новым представлениям о себе и других.
Новые знания формируются с большим трудом, их тяжело наполнить эмоциональными переживаниями, сформировать новые мотивы. Плохо формируются новые

Слайд 8Ценится старый опыт. Любые изменения вызывают негативную реакцию. Уменьшается значение

идентификации (старые друзья). Социальная идентификация затруднена (нет нового социума).

Ценится старый опыт. Любые изменения вызывают негативную реакцию. Уменьшается значение идентификации (старые друзья). Социальная идентификация затруднена (нет

Слайд 9Сложна адаптация. Часто отмечается уход в болезнь (преувеличение болезни, стремление

вызвать жалость, привлечение внимания, попытка добиться материальных привилегий).


Сложна адаптация. Часто отмечается уход в болезнь (преувеличение болезни, стремление вызвать жалость, привлечение внимания, попытка добиться материальных

Слайд 105 видов приспособления личности к старости:
Конструктивное отношение. Пожилые люди внутренне

уравновешены, имеют хорошее настроение, удовлетворены контактом с окружающими

5 видов приспособления личности к старости: Конструктивное отношение. Пожилые люди внутренне уравновешены, имеют хорошее настроение, удовлетворены контактом

Слайд 11Отношение зависимости. Люди, не имеющие слишком высоких жизненных претензий, охотно

уходящие от среды.
Оборонительное отношение, для которого характерно преувеличено эмоциональная сдержанность

и неохотное принятие помощи от других.

Отношение зависимости. Люди, не имеющие слишком высоких жизненных претензий, охотно уходящие от среды.Оборонительное отношение, для которого характерно

Слайд 12Отношение враждебности к окружающим. Агрессивность, взрывчатость, подозрительность, стремление переложить на

других вину и ответственность за собственные неудачи.


Отношение враждебности к окружающим. Агрессивность, взрывчатость, подозрительность, стремление переложить на других вину и ответственность за собственные неудачи.

Слайд 13Отношение враждебности к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний.

Они пассивны, склонны к депрессии и печали.

Отношение враждебности к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний. Они пассивны, склонны к депрессии и печали.

Слайд 14В целом, среди людей пожилого возраста чаще всего наблюдаются два

основных типа.
К первому относятся люди сварливые и тяжелые в общении.

Никто не хочет находиться рядом с ними, потому что они, кажется, сознательно стремятся самым невыносимым образом выставить напоказ наиболее неприглядные черты своего характера.
В целом, среди людей пожилого возраста чаще всего наблюдаются  два основных типа. К первому относятся люди

Слайд 15Противоположный тип людей пожилого возраста достоин всяческого восхищения. С годами

они словно становятся лучше и демонстрируют все более привлекательные черты

своего характера.
Противоположный тип людей пожилого возраста достоин всяческого восхищения. С годами они словно становятся лучше и демонстрируют все

Слайд 16Старость в сказках

«Поздний период жизни человека: время тёплой осени или уровой

зимы?»
Л.И.Анцыферова

Старость в сказках «Поздний период жизни человека: время тёплой осени или уровой зимы?» Л.И.Анцыферова

Слайд 17«Госпожа Метелица»:

«Когда от моей перины перья летят, на земле снег

идет» - у неё обо всём белом свете забота.

Позитивное старение.

«Госпожа Метелица»:«Когда от моей перины перья летят, на земле снег идет» - у неё обо всём белом

Слайд 19
«Серебряное копытце»:
«Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка

да кошка Муренка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на

житье не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на работу уходил. Даренка в избе прибирала, похлебку да кашу варила, а кошка Муренка на охоту ходила - мышей ловила. К вечеру соберутся, и весело им. Старик был мастер сказки сказывать, Даренка любила те сказки слушать…»

«Серебряное копытце»:«Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка Муренка. Жили-поживали, добра много не

Слайд 21Негативное старение.
«Сказка о рыбаке и рыбке»:
«Старик ловил неводом рыбу, Старуха

пряла свою пряжу» - унылые однообразные занятия, не требующие общения,

социального взаимодействия.
«Вот неделя, другая проходит, Еще пуще старуха вздурилась: Опять к рыбке старика посылает».

Негативное старение. «Сказка о рыбаке и рыбке»:«Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу» - унылые однообразные

Слайд 24Иногда отрицательных, нелицеприятных стариков описывают в образах старых ведьм, злых

сил, оборотней:

Иногда отрицательных, нелицеприятных стариков описывают в образах старых ведьм, злых сил, оборотней:

Слайд 26Одиночество в старости.

Опекунство, наставничество. Как выход из старческого одиночества, показаны

такие прекрасные способы, как наставничество, опекунство над сиротами, убогими, слабыми,

непохожими на других…
Одиночество в старости.Опекунство, наставничество.  Как выход из старческого одиночества, показаны такие прекрасные способы, как наставничество, опекунство

Слайд 27«Снегурочка»:
«И как это, живешь-живешь на свете, А все себе цены

не знаешь, право.
Возьмем, Бобыль, Снегурочку, пойдем! Дорогу нам, народ! Посторонитесь».
«На

радость взяли дочку, Все ждем-пождем, что счастье поплывет».

«Снегурочка»:«И как это, живешь-живешь на свете, А все себе цены не знаешь, право.Возьмем, Бобыль, Снегурочку, пойдем! Дорогу

Слайд 28«Золотой ключик»:
«Карло был уже стар и болен, и шарманка его

давно сломалась. … — Куртку-то я продал. Ничего, обойдусь и

так... Только ты живи на здоровье». И в конце сказки: «Буратино уткнулся носом в добрые руки папы Карло. … Папа Карло в новой бархатной куртке вертел шарманку и весело подмигивал почтеннейшей публике».

«Золотой ключик»:«Карло был уже стар и болен, и шарманка его давно сломалась. … — Куртку-то я продал.

Слайд 30Хэппи-энд в сказках обычно выражается словами: «И жили они долго

и счастливо».

Хэппи-энд в сказках обычно выражается словами: «И жили они долго и счастливо».

Слайд 31По мнению Эриксона, основная задача старости – достижение ценности, осознание

и приятие прожитой жизни и людей.

По мнению Эриксона, основная задача старости – достижение ценности, осознание и приятие прожитой жизни и людей.

Слайд 32Счастливая старость — особо благоприятная форма старения. Как пишет Н.

Ф. Шахматов, нередко пожилые люди говорят, что в старости они

впервые переживают незнакомые им по прошлой жизни чувства и радости, они впервые испытывают довольство собой и окружающими. Счастливая старость — это удовлетворенность новой жизнью, своей ролью в этой жизни
Счастливая старость — особо благоприятная форма старения. Как пишет Н. Ф. Шахматов, нередко пожилые люди говорят, что

Слайд 33
Позитивный стереотип — в его основе лежат ценность жизненного опыта

и мудрости старых людей, потребность в уважении к ним и

соответствующей опеке. Негативный стереотип — на старого человека смотрят как на ненужного, лишнего, бесполезного, «нахлебника», а его опыт расценивают как устаревший и неприменимый в настоящий момент
Позитивный стереотип — в его основе лежат ценность жизненного опыта и мудрости старых людей, потребность в уважении

Слайд 34
Л. Брейтспраак (Breytspraak L. M., 1991) выделяет для специалистов три

основных принципа работы с пожилыми людьми:
не позволять пожилым людям втягиваться

в негативный имидж старения, например, нужно помогать им увидеть и понять, что источник их проблем лежит в ситуации, но не в них самих;
требовать от пожилых брать ответственность за свою жизнь там, где это возможно;
стимулировать деятельность пожилых людей, которая поддерживает ощущение интеграции и целостности жизни.

Л. Брейтспраак (Breytspraak L. M., 1991) выделяет для специалистов три основных принципа работы с пожилыми людьми:не позволять

Слайд 35
Чтобы понять пожилого человека, необходимо увидеть его в контексте всей

жизни, включающей в себя все проблемы, успешно или неудачно решенные

на более ранних этапах его жизненного пути. Старость каждого человека индивидуальна и неповторима, поэтому и подходы в социальной работе с пожилыми людьми должны быть строго индивидуальны.


Чтобы понять пожилого человека, необходимо увидеть его в контексте всей жизни, включающей в себя все проблемы, успешно

Слайд 36Практические рекомендации по общению с людьми пожилого и старческого возраста:
Социальный

работник должен учитывать особенности психики людей пожилого и старческого возраста,

расположить к себе клиента, завоевать его доверие. В разговоре необходимо проявлять внимание и заинтересованность. Следует ободрить клиента, создать у него хорошее настроение. Отсутствие сострадания, нетерпение, спешка, небрежные жесты вызывают отрицательные эмоции, резко снижают жизненный тонус, могут спровоцировать обострение заболевания, вызвать агрессию.
Практические рекомендации по общению с людьми пожилого и старческого возраста:Социальный работник должен учитывать особенности психики людей пожилого

Слайд 37Следует учитывать, что многие пожилые и старые люди страдают от

одиночества, самоизоляции. Хороший совет, помощь в изменении образа жизни, отношений

с близкими людьми — часто основные факторы, способствующие нормализации состояния их здоровья.
Следует учитывать, что многие пожилые и старые люди страдают от одиночества, самоизоляции. Хороший совет, помощь в изменении

Слайд 38Особого внимания требуют пожилые и старые люди, недавно потерявшие близких,

выписанные из больницы, одинокие (особенно те, кто не может себя

обслужить), недавно ушедшие на пенсию и еще не адаптировавшиеся к новому положению в семье и обществе. Это так называемая группа угрожаемых. В эту группу входят и все лица в возрасте от 70 лет и старше.
Особого внимания требуют пожилые и старые люди, недавно потерявшие близких, выписанные из больницы, одинокие (особенно те, кто

Слайд 39Во время посещения на дому опрос пожилых и старых людей

требует большего времени по сравнению с опросом лиц молодого возраста.

Необходимо учитывать возможные нарушения слуха, зрения, замедленность реакций.
Во время посещения на дому опрос пожилых и старых людей требует большего времени по сравнению с опросом

Слайд 40Речь должна быть четкой, ясной и несколько замедленной.
Первичный опрос клиента

с признаками старческого слабоумия должен проводиться только с участием родственников.

Речь должна быть четкой, ясной и несколько замедленной.Первичный опрос клиента с признаками старческого слабоумия должен проводиться только

Слайд 41Упражнение

Представьте себя пожилым. Составьте два списка, какие аспекты старения для

вас…:
привлекательны;
вызывают беспокойство.

Обратите внимание на параллели с "позитивными" и "негативными" характеристиками

УпражнениеПредставьте себя пожилым. Составьте два списка, какие аспекты старения для вас…:привлекательны;вызывают беспокойство.Обратите внимание на параллели с

Слайд 42Как вы работаете с пожилыми людьми? Какова цель вашей работы?


Каково ваше отношение к пожилым людям?
Придерживаетесь ли вы некоторых

стереотипов, в которых старики представляются некомпетентными, бесполезными, ребячливыми, ригидными, капризными и озабоченными физическими болями и недомоганиями?

Ответьте на вопросы:

Как вы работаете с пожилыми людьми? Какова цель вашей работы? Каково ваше отношение к пожилым людям? Придерживаетесь

Слайд 434. Вы обижаетесь на пожилых людей, смотрите на них свысока

или стараетесь избегать их?
5. Вы пришли к выводу, что работать

с пожилыми людьми - пустая трата времени?
6. Что вас привлекает в работе с пожилыми людьми?
4. Вы обижаетесь на пожилых людей, смотрите на них свысока или стараетесь избегать их?5. Вы пришли к

Слайд 44Упражнение на релаксацию. Музыкотерапия.

Упражнение на релаксацию. Музыкотерапия.

Слайд 45Терпения, милосердия и успехов в работе!!!!

Терпения, милосердия и успехов в работе!!!!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика