Слайд 1Кафедра философии, этики, эстетики и медицинской деонтологии с курсом политической
социологии
Слайд 2Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Красноярская государственная медицинская академия
имени профессора В.Ф.
Войно-Ясенецкого
Министерства здравоохранения и социального развития РФ»
Кафедра философии, этики, эстетики и
медицинской деонтологии с курсом политической социологии
Лекция № 36
Антропоцентризм как мировоззренческий
и методологический принцип медицины
Читает кандидат философских наук,
доцент КОМОВА Надежда Викторовна
Слайд 3ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ
Антропоцентризм как мировоззренческий и методологический принцип.
Исторические типы
антропоцентризма.
Антропоцентризм – методологический принцип медицины.
Экологическая этика.
Слайд 41. Антропоцентризм как
мировоззренческий и методологический принцип.
Слайд 5ФИЛОСОФИЯ АНТРОПОЦЕНТРИЗМА
Человек пока единственно известное существо в Космосе, которое способно
силой своего разума и своей воли воздействовать на саму Вселенную.
Это антропное (греч. anthropos – человек) явление, распознанное антропоцентристской философией еще в Древней Греции.
И сегодня философское мышление и мировоззрение антропоцентричны.
Слайд 6Антропоцентризм как философский принцип
Уникальность статуса человека в бытии сложных и
относительно стабильных земных и внеземных структур (в том числе и
жизни).
Это связано с формированием новых взглядов на Вселенную, научными знаниями о законах самоорганизации в мире явлений и процессов.
Западный антропоцентризм дает человеку иллюзию самодостаточности, забывая о его естественной взаимосвязи со всей Вселенной – неживой и живой.
Слайд 7Принцип антропоцентризма
Человек занимает исключительное место во всей Вселенной, является качественно
самобытным фактором природного саморазвития, сознательно нацеленного на повышение стабильности глобальной
и космической системы «природа-человек».
Это делает человека активным, сознательным соучастником эволюционных изменений в развитии Вселенной.
Слайд 8Антропоцентризм как философское мировоззрение
Человек с его разумом находится в центре
Вселенной как наивысшая цель и главный смысл саморазвития всех свершающихся
в мире событий.
Антропоцентризм, будучи философской системой миропонимания, судит о самом человеке как наиболее совершенном продукте естественной природы – Космоса, познание которого ведет к постижению многих тайн Вселенной и пониманию первопричины ее бытия.
Слайд 92. Исторические типы
антропоцентризма
Слайд 10Античная философия
Антропоцентризм рассматривался как учение о человеке – органической
части целостного Космоса.
Пифагор указывал на единство бытия человека и
космоса, где торжествуют ритм, гармония и порядок.
Протагор провозгласил, что «человек есть мера всех вещей».
Это положение впоследствии уточнил Сократ: «Человек мыслящий есть мера всех вещей».
Слайд 11Античная философия
Демокрит назвал человека микрокосмом.
Гиппократ увидел в человеке
единство мира в структурной соотнесенности окружающей среды, здоровья и характера
человека.
Аристотель определил человека как самую глубокую сущность всеобщего космического бытия.
Слайд 12Эпоха Возрождения
после средневекового игнорирования философии антропоцентризма ее восстановили как
идею о центральном положении человека в Космосе.
Слайд 13Антропоцентризм И.Канта
Картина Вселенной на самом деле оказывается таковой, какой
ее творит человеческий разум.
Кант советует: «Развивай свои душевные и
телесные силы так, чтобы они были пригодны для всяких целей, которые могут появиться, не зная при этом, какие из них станут твоими».
Кант писал, что «самый главный предмет в мире, в котором эти познания могут быть применены, – это человек, ибо он для себя последняя цель».
Слайд 14Русская философия
Н.А. Бердяев: «Человек себя знает прежде и больше,
чем мир, и потому мир познает после и через себя.
Философия и есть внутреннее познание мира через человека, в то время как наука есть внешнее познание мира вне человека. В человеке открывается абсолютное бытие, вне человека – лишь относительное».
С точки зрения идей русского космизма, человек несоизмеримо выше бытия различных структур Вселенной, ибо он один способен вносить своим разумом порядок в Мироздание, основывая все познание Мира и свое творчество на антропоцентрических принципах.
Слайд 153. Антропоцентризм – методологический принцип медицины.
Слайд 16На ранних этапах человек выступал только как результат эволюции мира,
затем – как участник мирового процесса и, наконец, – как
решающий фактор мирового саморазвития.
Философско-антропологический ренессанс сегодня проявляется в обостренном интересе философов и ученых-медиков к выработке новых путей постижения космичности человека.
Раньше утверждалось, что все философские размышления в медицине о человеке безнадежно увязли в биологизме.
В социологии природу человека толковали в том смысле, будто он и вовсе существо бестелесное.
А ведь человек всей плотью и кровью связан как с естественной природой, так и с обществом.
Слайд 17Надындивидуальный уровень природы человека стал ныне исходным принципом для осознания
путей укрепления здоровья людей.
В философии и медицине происходит антропологический
поворот к сохранению здоровья человека.
ВОЗ в основу интегральной медицинской доктрины XX—XXI вв. поставила требование о переходе медицины от «защитно-оборонительных» принципов к «социально-конструктивным», связанным с созданием самого здоровья.
Слайд 18Врачам вместе с политиками следует
бороться с неблагоприятными общественно-экономическими условиями
и социально-политическими причинами, инициирующими различные социальные заболевания.
Академик Б.В. Петровский:
«Врач и сегодня может очень многое, он может больше любого политика. Он спасает человеческую жизнь...».
Однако не менее важной, чем обеспечение физического здоровья человека, является борьба за здоровый дух народа и естественность природных циклов, ибо бездумное преобразование природы уже породило глобальные проблемы.
Слайд 20Академик Н.Н. Моисеев: «Мощность человеческой цивилизации, ее способность влиять на
ход событий общепланетарной эволюции становится столь значительной, что в принципе
она способна разрушить сложившуюся ситуацию, сложившееся состояние биосферы, которую мы условно назовем равновесной. Поэтому на передний план выходят проблемы таких оценок альтернатив человеческой деятельности, которые не нарушают гомеостазиса человечества как вида, а обеспечивают совместное развитие человека и биосферы».
Слайд 21Новый образ цивилизации все более ассоциируется с космическими и экологическими
идеями, с эстетическими идеалами единства всего человечества.
Философия показывает, что
человечество живет в переходное время, когда завершает существование и развитие один тип человека – Homo sapiens, и складываются условия для образования другого типа – Homo morale – человека, осуществляющего нравственный самоконтроль.
Поэтому уже в современных условиях нужно готовить почву для формирования человека грядущей, более одухотворенной цивилизации.
Слайд 22Угроза антропологической катастрофы
- разрушение биосферных основ жизни на Земле,
включая существование людей;
- физическая деградация человека как вида (резкое увеличение
числа неполноценных детей, рост массовых заболеваний, наркомании, сексиндустрии и т.п.);
- процесс очевидной депопуляции населения в ряде стран планеты;
- появление новых технологий манипулирования сознанием; виртуализация человеческого «я»;
- трансформация ценностного сознания (особенно в молодежной среде), возникновение одномерного человека.
Слайд 23Антpопоцентpическая установка на покоpение пpиpоды
во многом поpождена иудейско-хpистианским веpоучением о
человеке как свеpхпpиpодном существе и венце твоpения.
pазpушение языческого анимизма
означало утвеpждение безpазличия к «самочувствию» пpиpодных объектов, что откpывало психологическую возможность эксплуатации пpиpоды
экологический кpизис является следствием «оpтодоксального хpистианского высокомеpия в отношении пpиpоды»
Бог говоpит Адаму и Еве: «плодитесь и pазмножайтесь, наполняйте землю и покоpяйте ее. Будьте хозяевами над pыбами в моpе, над птицами в небе и над всеми тваpями на земле» (Книга Бытия, 1:28)
Слайд 24Единство человека и биосферы
1. Единый генетический алфавит для всего
биотического многообразия планеты.
2. Идентичная структура клеток мозга человека и других
высших животных.
3. Зачатки интеллекта у человекообразных обезьян , дельфинов.
4. Человек не может существовать вне биологической ниши, которую он занимает.
Слайд 25Принципы экологической этики Н. Н. Моисеева
1. Необходимо знать законы развития биосферы,
и взаимодействие человека с биосферой должно строиться на знании этих
законов.
2. Установление общих правил отношения человека и Природы.
3. Человек должен жить в условиях коэволюции биосферы и общества.
4. Человек должен думать о будущем поколении.
5. Право наций на расходование ресурсов по количеству населения.
6. Избегать воздействия на природные циклы круговорота веществ.
7. Квоты на расходование ресурсов определяются учеными и не зависят от политический обстановки.
Слайд 26Список литературы
Хрусталев Ю. М. Философия науки и медицины. – М.,
2005.
Философия медицины /
Ю.Л.
Шевченко и др. – М., 2004
Слайд 27С П А С И Б О
З А
В Н И М А Н И Е !