Разделы презентаций


1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5

Содержание

Исходная посылка: деятельность реализуется человеком. Человек – субъект деятельности. Модель деятельности – это, прежде всего, характеристика человека как субъекта деятельности

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Модель психологической функциональной системы деятельности
Лекция 5

Модель психологической функциональной системы  деятельностиЛекция 5

Слайд 2Исходная посылка: деятельность реализуется человеком.
Человек – субъект деятельности. Модель

деятельности – это, прежде всего, характеристика человека как субъекта деятельности

Исходная посылка: деятельность реализуется человеком. Человек – субъект деятельности. Модель деятельности – это, прежде всего, характеристика человека

Слайд 3Что это значит?

Что это значит?

Слайд 4Рис. 1. Базовые компоненты субъектности деятельности

Рис. 1. Базовые компоненты субъектности деятельности

Слайд 5Важнейшим компонентом субъектности деятельности является тот факт, что все основные

компоненты деятельности связаны с переживаниями.

Эта связь реализует методологический принцип

единства знания и переживания
Важнейшим компонентом субъектности деятельности является тот факт, что все основные компоненты деятельности связаны с переживаниями. Эта связь

Слайд 6Нормативный результат и его трансформация.
Принятие решения о личностно –

значимых параметрах результата

Нормативный результат и его трансформация. Принятие решения о личностно – значимых параметрах результата

Слайд 7Личностный смысл деятельности

Личностный смысл деятельности

Слайд 8
принятие профессиональной деятельности;
определение личностного смысла деятельности;
трансформацию нормативного результата и выбор

способов его достижения;
Мотивация оказывает определяющее влияние на:

принятие профессиональной деятельности;определение личностного смысла деятельности;трансформацию нормативного результата и выбор способов его достижения;Мотивация оказывает определяющее влияние на:

Слайд 9Под влиянием мотивации и цели в деятельность вовлекаются ресурсы внутреннего

мира во всем их многообразии

Под влиянием мотивации и цели в деятельность вовлекаются ресурсы внутреннего мира во всем их многообразии

Слайд 10Это вовлечение осуществляется по функциональному принципу

Это вовлечение осуществляется по функциональному принципу

Слайд 11Это возможно, т.к. мотивация входила во все компоненты внутреннего мира,

когда они формировались в прошлом опыте

Это возможно, т.к. мотивация входила во все компоненты внутреннего мира, когда они формировались в прошлом опыте

Слайд 12Под влиянием мотивации устанавливаются критерии достижения цели и критерии предпочтительности

той или иной модификации и способов ее достижения

Под влиянием мотивации устанавливаются критерии достижения цели и критерии предпочтительности той или иной модификации и способов ее

Слайд 13Деятельность субъекта направляет представление о результате (цель) и программе деятельности.



При этом необходимо, чтобы была проведена декомпозиция цели на подцели

отдельных действий и для каждой подцели должны быть установлены критерии достижения подцели и критерии предпочтительности.
Осуществляется это в процессах принятия решений
Деятельность субъекта направляет представление о результате (цель) и программе деятельности. При этом необходимо, чтобы была проведена декомпозиция

Слайд 14 Программа деятельности фиксирует, что, как и когда должен делать

субъект, какое действие совершить, чтобы получить заинтересованный результат

Программа деятельности фиксирует, что, как и когда должен делать субъект, какое действие совершить, чтобы получить заинтересованный

Слайд 15что следует учитывать в желаниях субъекта (процесс мотивации, заканчивающийся принятием

решения о доминирующих мотивах; то, что часто обозначают как «борьбу

мотивов»);
какой результат должен быть получен с учетом мотивов субъекта и условий деятельности (субъ-ективизация результата). Представление о резуль-тате конкретизируется в критериях достижения цели и критериях предпочтительности; представ-ление о результате деятельности декомпозируется в представлениях о подцелях отдельных действий с соответст-вующими критериями;
как должны взаимодействовать и взаимосодейство-вать отдельные действия в структуре деятель-ности; по какой программе это должно быть реали-зовано

В результате принятых решений определяются:

что следует учитывать в желаниях субъекта (процесс мотивации, заканчивающийся принятием решения о доминирующих мотивах; то, что часто

Слайд 16Решения принимаются в «поле выбора» по каждому компоненту деятельности

Решения принимаются в «поле выбора» по каждому компоненту деятельности

Слайд 17Общая архитектура психологической функциональной системы деятельности (ПФСД) представлена на рис.

Общая архитектура психологической функциональной системы деятельности (ПФСД) представлена на рис. 2.

Слайд 18Рис. 2. Общая архитектура психологической системы деятельности

Рис. 2. Общая архитектура психологической системы деятельности

Слайд 19ка по своей архитектуре к общей архитек-туре физиологической функциональной системе,

предложенной П.К. Анохиным
Психологическая функциональ-ная система деятельности близ-

ка по своей архитектуре к общей архитек-туре физиологической функциональной системе, предложенной П.К. АнохинымПсихологическая функциональ-ная система деятельности близ-

Слайд 20Структура деятельности мультиплицируется в структуры действий, объединяя эти структуры единым

мотивом и целью

Структура деятельности мультиплицируется в структуры действий, объединяя эти структуры единым мотивом и целью

Слайд 21Каждый из компонентов подструктуры действий наполняется конкретным содержанием, и все

эти подструктуры объединяются мотивом и целью в единую структуру деятельности

(рис. 3)
Каждый из компонентов подструктуры действий наполняется конкретным содержанием, и все эти подструктуры объединяются мотивом и целью в

Слайд 22Рис. 3. Мультиплицированная структура деятельности

Рис. 3. Мультиплицированная структура деятельности

Слайд 23Каждый из компонентов ПСД представляет
собой сложное по

содержанию образование, интегрирующее содержание соответствующих компонентов подсистем отдельных действий

Каждый из компонентов ПСД представляет  собой сложное по содержанию образование, интегрирующее содержание соответствующих компонентов подсистем отдельных

Слайд 24Обособленно от компонентов подсистем стоит блок «принятия решений».
Он представлен

в каждом компоненте подсистемы действий и деятельности в целом

Обособленно от компонентов подсистем стоит блок «принятия решений». Он представлен в каждом компоненте подсистемы действий и деятельности

Слайд 25Если ранее мы говорили о разном содержании одних и тех

же компонентов подсистем, то теперь мы рассматриваем ситуацию, когда один

и тот же компонент «принятия решений» с разным содержанием присутствует во всех других компонентах подсистем действий.
Поэтому мы его вынесли из подсистем действий и поместили в систему деятельности, наряду с мотивацией и целью
Если ранее мы говорили о разном содержании одних и тех же компонентов подсистем, то теперь мы рассматриваем

Слайд 26На рис. 4 показаны (для простоты) две подсистемы действий, объединенных

в систему деятельности мотивом, целью, и подсистемой «принятия решений»

На рис. 4 показаны (для простоты) две подсистемы действий, объединенных в систему деятельности мотивом, целью, и подсистемой

Слайд 27Рис. 4. Мультиплицированная структура деятельности с указанием связей между компонентами

Рис. 4. Мультиплицированная структура деятельности с указанием связей между компонентами

Слайд 28каково отношение структуры деятельности и структуры способностей?
как взаимодействуют эти структуры,

что их объединяет?
Определив структуру деятельности, мы можем поставить вопросы:
Попытаемся ответить

на эти вопросы!
каково отношение структуры деятельности и структуры способностей?как взаимодействуют эти структуры, что их объединяет?Определив структуру деятельности, мы можем

Слайд 29воспринять ситуацию, в которой должно совершаться действие;
извлечь из памяти информацию,

относящуюся к действию (знания, планы и структуры поведения, умения и

навыки);
вообразить, что это действие может исполняться по другому;
оценить весь комплекс информации, полученной субъектом деятельности;

Для того, чтобы совершить конкретное действие необходимо:

воспринять ситуацию, в которой должно совершаться действие;извлечь из памяти информацию, относящуюся к действию (знания, планы и структуры

Слайд 30принять решения об осуществлении деятель-ности с учетом мотивации и нормативного

образа деятельности, нормативных требо-ваний;
сформировать программу выполнения дей-ствия;
совершить необходимые исполнительные действия

(интеллектуальные, сенсомотор-ные);
сверить результат с представлением о цели;
принять решение о завершении деятельнос-ти или корректировке программы (в послед-нем случае все повторяется)

Продолжение

принять решения об осуществлении деятель-ности с учетом мотивации и нормативного образа деятельности, нормативных требо-ваний;сформировать программу выполнения дей-ствия;совершить

Слайд 31восприятия,
воображения,
памяти,
мышления,
сенсомоторные

За каждым из перечисленных психических действий стоят конкретные способности:

восприятия,воображения,памяти,мышления,сенсомоторныеЗа каждым из перечисленных психических действий стоят конкретные способности:

Слайд 32Обобщенная функциональная система деятельности на уровне способностей представлена на рис.

Обобщенная функциональная система деятельности на уровне способностей представлена на рис. 5

Слайд 33Рис. 5. Функциональная система деятельности на уровне способностей

Рис. 5. Функциональная система деятельности на уровне способностей

Слайд 34Таким образом, способности выступают в качестве механизма реализации

деятельности.
Они вовлекаются в деятельность в соответствии с требованиями деятельности,

при этом в деятельности они развиваются, прежде всего, за счет предания им черт оперативности
Таким образом, способности выступают   в качестве механизма реализации деятельности. Они вовлекаются в деятельность в соответствии

Слайд 35Исследования в области психологии труда убедительно показывают, что успешность деятельности

определяется системно-взаимодействующей совокупностью способностей

Исследования в области психологии труда убедительно показывают, что успешность деятельности определяется системно-взаимодействующей совокупностью способностей

Слайд 36Экспериментальные данные позволяют утверждать, что существуют корреляционные плеяды способностей, обеспечивающие

эффективность выполнения отдельных действий в структуре деятельности, определяющие производительность, качество

и надежность.

Одни и те же способности могут входить в различные подсистемы. При этом их оперативное проявление в разных подсистемах может быть сходным или различным
Экспериментальные данные позволяют утверждать, что существуют корреляционные плеяды способностей, обеспечивающие эффективность выполнения отдельных действий в структуре деятельности,

Слайд 37характерные для всех этапов профессио- нализации;
временные связи, присутствующие только на

некоторых этапах овладения профессией;
связи, появляющиеся на определенном этапе овладения профессией

и в дальней-шем не исчезающие;
связи с переменным знаком

Анализ структуры связей отдельных ПВК с точки зрения их представленности на разных этапах профессионализации позволяет выделить связи:

характерные для всех этапов профессио- нализации;временные связи, присутствующие только на некоторых этапах овладения профессией;связи, появляющиеся на определенном

Слайд 38Исходя из сказанного, деятельность можно представить с позиций реализующей ее

системы способностей, как постоянно меняющуюся по составу и мере взаимодействия

структуру способностей, каждая из которых имеет свое оперативное проявление
Исходя из сказанного, деятельность можно представить с позиций реализующей ее системы способностей, как постоянно меняющуюся по составу

Слайд 39Из положения о том, что деятельность реализуется через способности, вытекает

и обратное следствие, что способности развиваются в деятельности

Из положения о том, что деятельность реализуется через способности, вытекает и обратное следствие, что способности развиваются в

Слайд 40Процесс становления ПФСД происходит в процессе овладения деятельностью.
Этот процесс можно

охарактеризовать как процесс системогенеза деятельности

Процесс становления ПФСД происходит в процессе овладения деятельностью.Этот процесс можно охарактеризовать как процесс системогенеза деятельности

Слайд 41Представление об архитектуре
психологической функциональной системы
деятельности

выступают методологической базой при изучении конкретной деятельности

Представление об архитектуре психологической функциональной системы  деятельности выступают методологической базой при изучении конкретной деятельности

Слайд 42Вопросы для самопроверки
?

Вопросы для самопроверки?

Слайд 43Что выступает системообразующим факто-ром формирования ПФСД?
Назовите базовые компоненты субъектности деятельности?
Приведите

примеры декомпозиции резуль-тата деятельности, мотивов и цели деятель-ности
Чем определяется личностный

смысл дея-тельности?
Какова роль мотивации в интеграции систе-мы деятельности?
Из каких ресурсов формируется ПФСД?

Вопросы для самопроверки

Что выступает системообразующим факто-ром формирования ПФСД?Назовите базовые компоненты субъектности деятельности?Приведите примеры декомпозиции резуль-тата деятельности, мотивов и цели

Слайд 44Дайте характеристику критериям достижения цели и критериям предпочтительности
Дайте характеристику программы

деятельности
Место процессов принятия решений в структуре ПСД?
Дайте характеристику общей архитектуре

ПФСД
Как связана ПФСД и физиологическая функциональная система (по П.К. Анохину)?
Дайте характеристику процесса мульплицирования структуры деятельности.
Место способностей в структуре деятельности?
Покажите, что представление о структуре деятельности может выступать методологической базой при изучении любой конкретной деятельности.

Вопросы для самопроверки

Дайте характеристику критериям достижения цели и критериям предпочтительностиДайте характеристику программы деятельностиМесто процессов принятия решений в структуре ПСД?Дайте

Слайд 45Дайте характеристику критериям достижения цели и критериям предпочтительности
Дайте характеристику программы

деятельности
Место процессов принятия решений в структуре ПСД?
Дайте характеристику общей архитектуре

ПФСД
Как связана ПФСД и физиологическая функциональная система (по П.К. Анохину)?
Дайте характеристику процесса мульплицирования структуры деятельности.
Место способностей в структуре деятельности?
Покажите, что представление о структуре деятельности может выступать методологической базой при изучении любой конкретной деятельности.

Вопросы для самопроверки

Дайте характеристику критериям достижения цели и критериям предпочтительностиДайте характеристику программы деятельностиМесто процессов принятия решений в структуре ПСД?Дайте

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика