Слайд 1Аудиовизуальные СМИ Великобритании: от первых передач до массового вещания
к.ф.н.
Кульчицкая Диана Юрьевна,
Кафедра новых медиа и теории коммуникации
Слайд 2Радиовещание в Великобритании:1920-ыe -1950-ыe годы
I лекция
Слайд 3Создание радио
На западе родоначальником радио считается итальянец Гильермо Маркони.
В имперской России Попов проводил эксперименты с радиосвязью, но не
получил патент.
В конце 19 века Маркони получает патент и создает свою компанию по производству радиооборудования.
Слайд 4До регулярного вещания
К 1920 году в Великобритании было более
20 радиолюбительских сообществ.
15 июня 1920 года австралийская певица Нелли
Мэлба дала концерт на английском, французском и итальянском, его транслировали по радио.
Слайд 5Начало регулярного вещания
В 1922 году компания Гильермо Маркони получает
право от Почтового управления Великобритании на регулярное радиовещание.
Первая передача
была выпущена в эфир в том же году из британского города Риттл, а позже начались передачи из Лондона (станция 2LO).
Позывные “London calling”.
Создается British broadcasting company – 1922 год
Слайд 6Первые передачи
В начале радио вещало всего несколько часов в
день.
Первая передача длилась 15 минут и состояла из новостей
выступлений известных личностей и музыки.
Позже передачи усложнились. В 1923 впервые передали результаты парламентских выборов. А еще в 1922 году появилась передача “Детский час”.
Слайд 7Первые передачи II
Первые передачи транслировались не только из Лондона,
но и из нескольких региональных центров – Манчестера, Бирмингема, Глазго.
Новое средство коммуникации получило популярность – 80% населения имело доступ к радио в 1925 году.
Слайд 8Первые радиоприемники
Crystal set
Valve wireless
Слайд 9Комитет графа Крофорда и BBC
В 1925 году создается комитет под
предводительством лорда Крофорда для определения политики в области радиовещания.
Заложены
основы BBC :
- монополия (единственный вещательный институт)
- служение интересам общества
- финансирование за счет взносов населения
Public Service
Слайд 10Взаимоотношения радио и прессы
Ассоциация владельцев газет попросила правительство запретить любые
новостные выпуски до 7 часов вечера.
Даже после 7 часов
радио могло ссылаться только на известные новостные агентства.
Такое эмбарго существовало до 1938 года.
Слайд 11Создание корпорации BBC
В 1927 году Британская вещательная компания была переименована
в Британскую вещательную корпорацию.
В этом же году была принята
королевская хартия – официальный документ, который лег в основу деятельности BBC.
Лорд Рейт сформулировал формулу вещания: “Информировать, просвещать, развлекать”.
Слайд 12Лорд Рейт и BBC
Первым генеральным директором Британской вещательной компании
был лорд Рейт. Британскому инженеру на тот момент было 34
года, и он не имел никакого опыта работы в радиовещании.
Но именно Рейт сформировал идеологию BBC.
Слайд 13Превращение BBC из частной компании в общественного вещателя
Сложная экономическая
ситуация после Первой мировой войны
Освещение BBC забастовок (1926) – удалось
осветить сбалансировано и правдиво.
Новостные выпуски 5 раз в день.
BBC показала свою независимость от государства.
Слайд 1430-ые - “Золотой век” радиовещания
BBC уходит от влияния прессы
и начинает формироваться как полноценное СМИ. BBC делает собственные новости,
не зависит от информ. агентств.
В 1934 году создается отдельная служба новостей . Сначала там работало 6 человек, а к концу 30-ых – 30 человек.
Знаковое событие, которое показало значимость радио как СМИ – смерть Георга V.
Слайд 15Развитие радио в 30-ые
Разнообразие программ – для всех, всем
по вкусу.
Хотя некоторые упрекают BBC в элитарности и сфокусированности
на Лондоне.
В 1932 году BBC переезжает из отеля Савой в Broadcasting house.
Создается Имперская служба BBC – иновещание. Цель: разъяснять политику Великобритании и способствовать пониманию британских ценностей.
Слайд 16Культурные ценности BBC
В 1930 основан Симфонический оркестр BBC
Популяризация классической музыки
– передача Foundations of Music (в эфире с 1927 по
37).
Также уделялось внимание джазу, появились образовательные передачи, докудрама и т.д.
Слайд 17Разрушение монополии BBC
1931 год – создание радио Нормандия
1932 год
создание радио Люксембург
Обе станции были коммерческими. Британцы продавали рекламу этим
станциям.
Поэтому попытки BBC закрыть станции не увенчались успехом.
Слайд 18Влияние коммерческих радиостанций на BBC
Программы BBC становились более легкими
уход от элитарности
Обе станции были очень популярны среди
рабочего населения. В субботу и воскресенье передачи обходили по рейтингам BBC. Радио Люксембург и Радио Нормандии прекратили вещание в период Второй мировой, а возобновили передачи в 1946 году.
Слайд 19Радио в период Второй мировой войны
Впервые радио затмило печать
как средство массовой информации.
Расширение штата сотрудников (с4000 до 11000
к 1940 году)
изменение особенностей медиапотребления (слушали коллективно на фабриках, на работе)
Слайд 20Вторая мировая и BBC
Создается вторая сеть, которую назвали Forces
Programme для солдат.
Главная ее задача: поддержание боевого духа военных.
Слушали передачу не только солдаты. В программы включали музыку и развлекательные
Власти хотели сделать радио орудием пропаганды, но BBC не поддались попыткам и освещала события предельно объективно
Слайд 21Вторая мировая и BBC – II
Впервые новости стали адаптировать
к новому каналу информации. Упрощали синтаксис, слушали как воспринимается фраза
на слух.
Появляется передача Radio Newsreel, в которой активно освещались актуальные события.
В эфир выходили записи с места боевых действий
Известные военные репортеры того времени – Ричард Димблби и Винфорд Ваган Томас.
Слайд 22Вторая мировая война и BBC –III
Появление первых радиопьес.
Известная
передача – It’s that man again
Слава комика Томми Хэндли
Слайд 23Американизация в период Второй мировой
Создание American Forces Network (AFN)
в 1943 году.
Это единственная местная радиостанция, которая
нарушала монополию BBC.
Ретрансляция по AFN американских комедийных шоу и музыки, которые передавали в эфир американцы
Слайд 24BBC в первое десятилетие после войны
Создание трех станций
–
Light programme
- Home service (объединяет лондонское бюро и региональные
офисы)
- третья программа ( высокоинтеллектуальные передачи об искусстве, философии, серьезные дискуссии и экспериментальные программы
Следующий генеральный директор BBC (c 1944 года) – бывший редактор Manchester Guardian Вильям Хейли.
Слайд 25Источники:
An introductory history of British broadcasting (Andrew Crisel)
Power without
responsibility: Press, broadcasting and new media in Britain (James Curran
and Jean Seaton)
The mass media and power in modern Britain(John Eldridge, Jenny Kitzinger, Kevin Williams)
Общественное вещание: британская модель (Б.И. Любимов)
http://www.bbc.co.uk/historyofthebbc/