Слайд 1Презентацию подготовила учитель технологии МОУСОШ№2 пгт Сафоново г. Североморск Пискунова
З.В.
2011г.
БИСЕРНЫЕ РОССЫПИ КОЛЬСКОГО
СЕВЕРА
Саамская вышивка бисером
Слайд 2 Саамская вышивка - геометрическая.
Народные умелицы
обычно начинали узор с центра. Здесь они помещали четыре бисеринки
и всю дальнейшую работу вели относительно центра. Благодаря этому достигалась пропорциональность геометрических элементов и деталей, форма которых зависела от материала, а в конечном счете - от самой вещи и ее назначения.
Саамская вышивка бисером
Слайд 3Основные мотивы орнамента в бисерном шитье
В целом саамский орнамент
представляет собой сложный по композиции рисунок с самостоятельно развернутой центральной
частью и дополняющим ее смысловым обрамлением, которое выполнялось в соответствии с национальными правилами. Первоначальные четыре бисеринки, образующие центр, после наслоений напоминают распустившийся цветок. Дальнейшее решение узора разнообразно: он может быть в виде ромба, треугольника, квадрата или овала.
Слайд 4 Вышиваемый бисером
саамский орнамент близок культуре других народов, где в основе рисунка
лежит стилизация под окружающий мир - птиц, животных, растений. Он характеризуется трехрядным обрамлением рисунка. С внешней стороны основной линии кладется крупный бисер, в середину - средний, а во внутренний ряд - мелкий. Это создает эффект глубины изображения.
Слайд 5Основные мотивы орнамента в бисерном шитье
Слайд 6
Символика цвета в саамском орнаменте
В основе национальной саамской
вышивки лежит счет. Зная общее количество бисеринок на нитке, вышивальщица
высчитывает, сколько их должно быть на каждом повороте, загибе или переходе рисунка. Твердо выдерживается и цветовая гамма орнамента. Сукно, на котором он выкладывается, берется только красного и синего цветов, а бисер трех основных цветов - белого, голубого и желтого.
Слайд 7Символика цвета в саамском орнаменте
-
вода, небо, озеро, море, реки;
- морошка, солнце;
- снег, лепестки ромашки, морошки.
Слайд 8
Значение элементов в орнаменте саамов
Несмотря на лаконичность и простоту художественного
обобщения, что объясняется суровой арктической природой, народные художники добивались необыкновенной выразительности образа.
Так, волнистая линия в бисерном орнаменте изображает холодное озеро или море, белоснежный треугольник с петлями на углах – парящую северную птицу или оленя, россыпь жёлтых точек – бутон распустившихся тундровых цветов.
Слайд 9Инструменты и материалы
Иглы: №0 (для набора бисера)
№3,4 для закрепления
бисера
Нитки: в цвет ткани (красные или синие)
Бисер: непрозрачный, ровный,
трех основных цветов
Ткань: шерстяная ткань, сукно красного, синего цветов; подкладочная ткань
Наперсток
Ножницы
Слайд 10Вырезаем подкладочный материал и сукно по определенным размерам (рис.2).
Накладываем сукно
на подкладочную ткань и примётываем по краям (рис.3).
Подготовка основы для
вышивания
Слайд 11На изнаночной стороне находим центр для вышивки узора. Проводим по
линейке линии через центр- вертикальную и горизонтальную и соединяем противоположные
углы линиями. При помощи стежков белыми нитками эти линии переносятся на лицевую сторону (рис.5)
Слайд 12Технологический процесс вышивки
Составленный узор начинают
вышивать с центра по счету бисеринок. Например, чтобы вышить крестик,
на рабочую нить нанизывает три желтых бисеринки и закрепляем другой иглой каждую бисеринку поперечным стежком от центра по вертикали. Точно также вышиваем по горизонтальной линии от центра (рис.4)
Слайд 13Технологический процесс вышивки
Круг –нанизываем бисер на основную нить и вокруг
крестика раполагаем так, чтобы получился круг, иглу с ниткой протягиваем
в обратном направлении через 2-3 бисеринки и затягиваем основную нить, затем закрепляем каждую бисернику по кругу (рис.6)
Слайд 14Технологический процесс вышивки
Петелька –набираем на основную ниьь 7-8 бисеринок, последняя бисеринка является
переходящей для образования петли, затем набираем 7-9 бисеринок и основную нить иголкой продергиваем через переходящую бисеринку, далее повторяем набор из 7 бисеринок. Также делаем набор остальных трех петелек. Закрепляем узор так, чтобы середина петелек проходила по вертикальной и горизонтальной линии. В середине каждой петли закрепляем по одной более крупной бисеринке контрастного цвета (рис.7)
Слайд 15 Вот, наконец, на сукне появился первый
элемент вышивки. Но назвать ее саамской можно только тогда, когда
в орнаменте воплощены мотивы в духе народных традиций саамов.
Слайд 16
Литература
1.Декоративно-прикладное искусство Кольских саамов. - Мурманск, 1985.
2.
Пантелеева Л.Т., Лявданский Э.К. Храни огонь родного очага.– Мурманск: МГПИ,
1993.
3. Мечкина Е.И., Мозолевская А.Е.Саамское рукоделие.- Апатиты, 2003.—с.8-18, 22-27.
4. Косменко А.П. Традиционный орнамент финноязычных народов северо-запада России.– Петрозаводск, 2002. –с.42-49.
5. Косменко А.П. Народное изобразительное искусство саамов Кольского полуострова. -Петрозаводск,1999.– с.60-102.
6.Хомич А.В. Саамы. С-П. отделение изд- ва «Просвещение». 1999.—с 29-37.
7.Материалы творческих проектов учащихся.
8. Экспонаты Мурманского краеведческого музея.
9. Фото экспонатов Мурманского областного центра художественных ремесел.