Слайд 1Бронекатер АК-454
В период Великой Отечественной войны на Пермском судостроительном
заводе по мобилизационному заданию производились "плавучие танки" - бронекатера. Про
это сейчас мало кто знает и помнит. Тем не менее, если заехать в глухой угол промзоны в Закамске, то можно увидеть на постаменте перед проходной завода "Кама" бронекатер АК-454 (по другой версии БК-454). В 1974 году по инициативе директора завода Ивана Павловича Тимофеева, катер № 181, участвовавший в боевых действиях отремонтирован и установлен на пьедестал 9 мая 1974 года.
Бронекатер АК-454 установлен в честь трудовых подвигов рабочих и служащих судозавода в годы Великой Отечественной войны 1941—1945гг.
Слайд 2 Корабль был спущен на воду в 1943 г. Коллектив
завода в короткий срок перешел от изготовления мирных речных буксиров
к выпуску боевых кораблей — бронекатеров, внесших весомый вклад в дело победы над фашизмом. К 1948 году было выпущено 132 бронекатера.
Моряки-десантники называли уральские бронекатера речными танками. Кама, Волга, Днепр, Дунай, Висла, Амур — таков славный путь этого боевого корабля. Он был свидетелем обороны Сталинграда, освобождения Бухареста, Вены, Белграда, участвовал в боях против японских Интервентов.
Слайд 3
Авторы памятника — известный пермский скульптор Анатолий Александрович Уральский и
архитектор Мендель Иудович Футлик.
Памятник представляет собой бронекатер АК-454, ориентированный на
запад, на бетонном постаменте, облицованном серым мрамором, высотой до 3 метров. Общая длина памятника — 21,35 м, ширина — 4,2 м. На северной стороне постамента размещены 16 мраморных плит, на которых высечены имена 192 рабочих и служащих завода, погибших в Великой Отечественной войне, а в центре — металлическая табличка с надписью:
Здесь заложена 9 мая 1975 г. капсула с Обращением ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда и ударников IX пятилетки к комсомольцам и молодёжи 2000-го года. Вскрыть 9 мая 2045 г.
Слайд 4На северной стороне постамента размещены 16 мраморных плит, на которых
высечены имена 192 рабочих и служащих завода, погибших в Великой
Отечественной войне, а в центре — металлическая табличка с надписью:
Здесь заложена 9 мая 1975 г. капсула с Обращением ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда и ударников IX пятилетки к комсомольцам и молодёжи 2000-го года. Вскрыть 9 мая 2045 г.
Слайд 5Вооружены пермские бронекатера были башнями танка Т-34-76 с 76-мм пушкой
Ф-34 и пулеметом ДТ 7,62, а так же двумя зенитными
установками спаренных пулеметов ДШК. Помимо основного вооружения катера могли нести и устанавливать 4 морские мины с помощью полукустарного оборудования.
В годы войны часть бронекатеров оснащалась системами залпового огня, превратившись в речные «катюши».
Слайд 6На фото видно, что бронекатер оснащался только одним носовым якорем.
На
Ладоге катера дополнительно оборудовались деревянной облицовкой бортов и днища и
получали преимущество перед финскими катерами при действиях в ледовых условиях
Слайд 7Пермский судостроительный завод В годы войны завод перешел на массовое
производство артиллерийских снарядов. В 1941 г. выпущено снарядов; в 1942
г снарядов; в 1943 г снарядов; Параллельно с 1942 года строились бронекатера - речные танки. Было построено 132 бронекатера, с конца 1944 года на вооружении катера были ракетные установки «Катюши».