Слайд 1Данте и его «Божественная комедия»
Слайд 2Данте Алигьери –
итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка, последний поэт
средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени.
Слайд 3Данте Алигьери родился во Флоренции, во второй половине мая 1265
г., в семье не очень знатной и состоятельной.
Жил в
средневековой Италии в трудное и тяжелое для нее время.
Данте не был безучастным свидетелем острой политической борьбы. Доводилось и меч обнажать: как воин участвовал в битвах. Вкусил горечь изгнания из родной Флоренции, когда местную власть захватили его политические противники.
Слайд 4Есть основания считать, что он учился в Болонском университете, славившимся
юридическим и медицинским факультетами. Там Данте познакомился с создателем поэтической
школы Гвидо Гвиницелли, которого в “Комедии” назвал своим отцом. Самой существенной частью жизни Данте стала любовь к Беатриче Портинари. В первый раз он встретил Беатриче на улице Флоренции, когда ему было 9 лет, а ей еще меньше.
Слайд 5Каким же представлялось поэту мироздание?
Наметим самые общие контуры этой картины,
в которой использованы мотивы библейского мифа, старинной космологии и краски
фантазии самого Данте. Центр Вселенной - Земля, согласно учению Птолемея; неподвижная и шарообразная. Далеко от нее и вокруг нее концентрические небесные сферы. Ближайшая сфера Луны, или небо луны, следующая - Меркурия, затем Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна.
Кстати, если выражение “он па седьмом небе от радости” понять буквально в соответствии с дантовской космологией, то получится, что счастливчик этот оказался на Сатурне и медленно вращается по соответствующей орбите вокруг Земли, а под ним проплывают вышеперечисленные небесные тела. Над небом Сатурна - восьмое небо неподвижных, вернее, почти неподвижных (все-таки еле-еле перемещаются, с запада на восток на один градус в сто лет) звезд. Девятое небо ангельское, это движущая кристальная сфера, и над ним Эмпирей - в представлении ранних христиан обитель божества.
Слайд 6 Далее такой сюжет, созвучный с библейским (т.е. возник чудесный,
райский уголок, так называемый Земной Рай. Бог (по той же
библейской легенде) поселил там первых сотворенных им людей, Адама и Еву. Вскоре ослушники, поддавшиеся запретному искушению, были изгнаны оттуда. После смерти не взяты ни в Небесный Рай, ни в Чистилище, которое, впрочем, все еще не было открыто. Обоих - в Ад, в тот его участок (Лимб), где души НЕ мучаются, а только томятся.
И такая же участь ожидала их потомков - все дохристианское человечество: в Ад! Хороших людей поближе к Адаму, плохих в места похуже, но всех в Ад. “Первородный грех” Евы и Адама, бременем легший на их потомство, согласно христианскому вероучению, искупил лишь Христос тысячи лет спустя, открыв человечеству доступ в Рай; он же освободил из Ада Адама с Евой, сына их Авеля, некоторых дохристианских праведников и определил им место: кому в Чистилище, кому в Рай. )
Обитатели Чистилища размещаются в семи кругах-ярусах этой величественной горы. Отмучившись положенный срок, подымаются на вершину, в Земной Рай, отдыхают там, забывают о былых грехах своих и взлетают в небеса, уже в “настоящий” Рай. Самые достойные повыше и поближе к верховному божеству, пребывающему в Эмпирее. Кому-то не подняться, допустим, выше Венеры, но и это в представлении Данте очень плохо.
Слайд 7О том, что происходило в Аду, Чистилище и Раю тогда,
когда у живых землян была весна 1300 г., Данте рассказал
якобы как очевидец, посетивший все три загробные царства. Тем самым он поставил себя в исключительное положение, поскольку живым вход в потусторонний мир недоступен. “Путь жизненный пройдя до половины”, т. е. в 35-летнем возрасте, он будто бы оказался в дремучем лесу, сбился с дороги и погиб бы “в грехе”, но его спасла возлюбленная небожительница Беатриче. Она из Эмперия спустилась в первый круг Ада, в Лимб, и попросила скорбящего там древнеримского поэта Вергилия помочь заблудшему. Тень Вергилия покинула пределы Ада, встретила Данте и повела его за собой. Спасти его - это значило показать ему загробный мир: пусть сделает из увиденного надлежащие выводы.
Слайд 9Из трех частей “Комедии” наибольшую известность и любовь стяжал “Ад”.
И наименьшую - “Рай”. В подлинность безысходного отчаяния поверили. В
подлинности безмятежного счастья в небесах усомнились, к тому же разделять это сомнительное блаженство с ангелами, восхищенно созерцающими божество, скучновато. И читать трудно. На каждом шагу вас ожидает необходимость расшифровать мысль, постигать причудливое строение фразы и т. п.
Не хватает житейского, человечески-общеинтересного. Мало людей, людских характеров, что делает небесное царство отчасти похожим на небесную пустыню.
Кстати, сам Данте предупреждал большинство прочитавших “Ад” и “Чистилище”:
Не читайте “Рай”!Пропадете, сгините в бескрайнем море непостижимого. .
Слайд 10Есть странные встречи — те, что определяют судьбу. Есть странные
закономерности. Есть вещие сны. И есть люди, которым дано разгадать
таинственную связь собственной судьбы.
Таким был величайший поэт Возрождения Данте Алигьери.
Он верил Пифагору, утверждавшему, что миром правят числа, они — основа всего сущего, ключ к настоящему, прошлому и будущему. Исследуя часы и даты собственной жизни, Данте, вслед за Пифагором, выводил формулу своей судьбы и провидел грядущее родины — Флоренции. Тройка — вот основа основ, главное число: не случайно стихи Данте слагал терцинами, тройными созвучиями, дабы воплотить в слове Божественный замысел. Тройку и ее мистическое “производное” -девятку (трижды три)искал и находил Данте в любом важном событии, подбирая ключи к тайнам мирозданья.
Слайд 11РЫСЬ – ПРЕДАТЕЛЬСТВО
ВОЛЧИЦА – КОРЫСТОЛЮБИЕ
ЛЕВ - ГОРДЫНЯ
Слайд 12Данте верил в мистику чисел, и это запечатлелось в строении
комедии:
3 - священное число, число Троицы, поэтому в каждой
части по 33 песни.
Но “Ад” содержит 34 песни, оказываясь как бы неправильным элементом целого. Благодаря этой лишней песне их общее количество равняется 100 (число 100 — символ совершенства).
Комедия написана строфами из 3 строк - терцинами (это строфа, имеющая три строки, две из которых рифмуются между собой, а третья — с двумя строками следующей терцины. )
Суть -замкнутый круг. Терцина создает эффект безостановочного неутомимого движения.
Например:
1 Путь жизненный пройдя до половины,
Опомнился я вдруг в лесу густом,
Уже с прямой в нем сбившися тропины.
4 Есть что сказать о диком лесе том:
Как в нем трудна дорога и опасна;
Робеет дух при помысле одном,
7 И малым чем смерть более ужасна.
Слайд 13В верхнем Аду (1-5 круги) он помещает душу грешников, наказуемых
за невоздержанность - сладострастие, чревоугодие, скупость, расточительность, гневливость, т. е.
за пороки не столь тяжкие, а в нижнем -- души тех, кто караем за зло, совершенное сознательно и преднамеренно: насилие, обман и предательство.
Самого Аристотеля вместе с другими жившими до пришествия Христа мудрецами и поэтами древности Данте помещает в первом круге - Лимбе.
Души Гомера, Горация, Овидия, Платона, Демокрита не претерпевают в Лимбе никаких мучений, прогуливаясь по зеленому лугу. Они печальны оттого, что пребывают в вечной полутьме, лишенные света истинной веры. Нижний Ад ограждают железные стены дьявольского города Дита.
Внутри 6 круга, караются еретики, лежащие в огненных гробах…
Слайд 14Джоконда
В трех поясах седьмого круга, который отделяется от 6 глубоким
обрывом, Данте помещает богохульников и насильников над ближними и собой
(самоубийц). Тираны — убийцы варятся в алом кипятке под надзором кентавров; ветви деревьев, в которые превратились самоубийцы, клюют птицы - гарпии; богохульников сжигает пламя огненного дождя.
Еще ужаснее мучения обитателей восьмого круга, состоящего из 10 Злых Щелей. Он находится в пропасти, куда низвергается адская река Флегетон. Данте и Вергилий спускаются сюда на спине планирующего вниз Гериона - диковинного пестро раскрашенного дракона с человеческим лицом, воплощающего обман и коварство.
В 8 кругу наказуются разного рода обманщики: лживые прорицатели, лицемеры, воры, фальшивомонетчики.
Слайд 15Преодолев Злые Щели, путники приближаются к 9 кругу –
самой
бездне Ада, на дне которого
застыло озеро-болото Коцит:
на его поверхность
Данте и Вергилия переносит в своей
ладони гигант Антей. В лед Коцита вморожены те,
кто изменил родным, отечеству, единомышленникам.
В центре Ада Данте видит вмерзшего
в лед Люцифера:
у него 3 пасти, и из каждой торчат
терзаемые тела
величайших в истории предателей:
Иуды, Брута и Кассия.
Ученик Иисуса, выдавший его властям,
и убийцы римского
правителя Юлия Цезаря почти уравнены
в их злодеяниях.
Слайд 16В момент лицезрения величайшего зла Данте оказывается на границе жизни
и смерти: “Я не был мертв, и жив я не
был тоже. . . ”
Ритуал инициации - получения высшего знания - предполагает прохождение испытуемого через такую временную смерть. Вергилий приводит подопечного в чувство и приказывает ему обнять себя, а сам, улучив момент, вцепляется в шерсть на груди Люцифера и начинает спуск-подъем по телу исполина.
Достигнув середины Туловища “червя”, пронзившего собой Землю, Вергилий переворачиваются головами вниз и оказываются у подножия Чистилища.
Слайд 17“ЧИСТИЛИЩЕ”
Если Ад — это относительная стабильность, то Чистилище —
это мир живой природы, место постоянных изменений обитающих там душ,
область, где совершается их моральное развитие. И первое, что видят герои, выбравшись на поверхность, — свет планеты Венера. Теперь Данте знает путь восхождения, он пройдет через любовь, свет истины и очищение.
Структура Чистилища повторяет структуру Ада. Шесть его кругов предваряются тремя кругами предчистилища, что в сумме составляет все ту же цифру девять. В этих кругах находятся нерадивые, которые ждут своего часа, чтобы очутиться перед вратами Чистилища. За ними начинается путь искупления.
В первом круге искупается гордыня, во втором — зависть, в третьем — гнев, в четвертом — уныние, в пятом — скупость и расточительность, в шестом — чревоугодие, а в седьмом, заключительном, искупается сладострастие.
Слайд 18В Чистилище происходят два важных события — Вергилий не может
больше сопровождать Данте, и вместо него эту роль берет на
себя таинственная грациозная девушка по имени Мательда.
Она приводит Данте к области Земного Рая, где на небесах разыгрывается величественный спектакль, в котором показана вся земная история со всеми ее противоречиями и преступлениями. Данте видит колесницу и женщину в алом платье под белым покрывалом. Он испытывает обаяние былой любви и предчувствует, кто откроется его взору под ним. Так происходит новая встреча Данте и Беатриче, встреча на ином, высшем уровне.
Слайд 19
События в Земном Раю подготовили Данте к восхождению на небо.
Начинается третья часть “Божественной комедии” - “Рай”, - в котором
завершаются странствия поэта.
Путешествовать в Раю Данте помогает Беатриче. Вместе с ней он поднимается все выше, от планеты к планете, из одной небесной сферы в другую, в каждой из которых находятся души разных людей.
Вначале это Луна, где пребывают праведники, нарушившие свой обет;
за ней идет Меркурий, где находятся честолюбивые деятели;
на Марсе остаются воители за веру;
на Венере -души любвеобильных;
на Солнце - - мудрецов;
на Юпитере - - справедливых;
на Сатурне -- созерцателей; в звездном небе -- души торжествующих.
В этой последней сфере души людские теряют всякое очертание материальности и становятся светящимися точками. Образ Беатриче в последней части “Божественной комедии” -- центральный. Но описания ее внешности уже нет, красота ее все светлеет и символизирует преображенную божественную мудрость. Последняя песнь повествует о видении Божественной Троицы.
Слайд 20Два круга, отраженные друг от друга подобно двойной радуге, --
это Отец и Сын, третий же круг, вставший над ними
как язык пламени, -- Святой Дух.
Данте попытался постигнуть сущность Божественной Троицы, но ему не хватило сил. Возложенную на него миссию Данте выполнил и рассказал миру обо всем, что увидел “в царстве торжества, и на горе, и в пропасти томленья”.
Он понял также, что даже там, где царит свет божественной истины, ответов на все вопросы не найти. Полностью познать истину невозможно. Можно лишь приближаться к ней, избавляясь от свойственных человечеству пороков, по мере сил совершенствуя самого себя.
Слайд 21Заключение:
Впервые в одном произведении соединяется Античность и Средневековье, и впервые
автор превращается в литературного героя, окрашивающего все описываемые события личным
отношением. Впервые человеческое “Я” со всеми его противоречиями становится в центре произведения, как бы предчувствуя будущий поворот к новому типу культуры, ростки которой уже начали пробиваться сквозь средневековую схоластику.
Слайд 22Странствие Данте - это иносказательное изображение пути к спасению всего
человечества, которое, невзирая на грехопадение, на все зло и на
все мерзости, которые творились и творятся на земле, также спасено - силой Божественной любви.