Слайд 1ЕГЭ - 2015
Некоторые задачи, решения, ошибки учеников
Слайд 3Из 6344 выпускников республики, сдававших ЕГЭ по физике, 312 человек (4,9%) не набрали
минимального количества баллов, установленных Рособрнадзором. Средний балл по Башкортостану составил 53,5.
Всего 12 стобалльников, Более 80 баллов набрали 454 человека (7,2%).
Слайд 4В Российской Федерации наиболее популярными предметами по выбору, как и
в прошлом году, стали: обществознание (сдавали 51,2% участников ЕГЭ); физика
(22,0%); история (20,0%); биология (17,4%). Процентное соотношение наиболее часто выбираемых предметов в России и в нашей республике можно увидеть на следующей диаграмме.
Слайд 5ЕГЭ – 2015 по физике
В Республике Башкортостан во
всех этапах проведения ЕГЭ-2015 по физике приняли участие 6503 человека,
из которых 6325 – выпускники общеобразовательных организаций текущего года; 11 – обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования и 167 выпускников прошлых лет.
Минимальное количество баллов ЕГЭ по физике, необходимое для поступления по программам бакалавриата и программам специалитета, в 2015 году определено 36 баллами. 325 чел. (5,0%) по республике не смогли преодолеть данный порог. В 2014 году 922 участника (12,9%) не преодолели минимальный порог (в 2013 году – 4,9%, в 2012 – 10,7%).
Средний балл, показанный всеми участниками ЕГЭ по физике, равен 53,6 баллам. Участников ЕГЭ по физике, набравших 80 баллов и более в 2015 году – 470 (7,2%), из которых 12 участников (0,2%) набрали максимальные 100 баллов. В 2014 году 344 участника (4,8%) набрали 80 баллов и выше, из них 1 участник стал «стобалльником».
Слайд 6Карта средних баллов ЕГЭ – 2015 по физике
Слайд 9Выполнение заданий с развернутым ответом
По мнению экспертной комиссии
РПК РБ по физике задачи с развернутым ответом (28-32) в
2015г. были по шкале «сложности» менее трудными, по сравнению с задачами группы С прошлого года. Однако, первые три задачи (28-30) участниками ЕГЭ-2015 были выполнены (полностью решены) хуже аналогичного типа задач прошлогодними выпускниками, а последние две задачи намного лучше.
Слайд 10Система оценки в соответствии с ФГОС
ФГОС:
системно-деятельностный подход
комплексный подход
уровневый подход
Изменение требований
к оценке
Оценка учебных достижений на деятельностной основе
Оценка как предметных, так
и метапредметных результатов
Уровневый подход к содержанию оценки и интерпретации результатов
Изменение контрольно-оценочной деятельности учителя
(Требования к составлению и оценке контрольно-измерительных материалов ЕГЭ согласно ФГОС)
Слайд 11Деятельностный подход
Основа для кодификатора -
планируемые результаты
Предмет оценки –
способность
к решению
учебных задач
Слайд 13, Раздел 2. Требования к уровню подготовки выпускника
Слайд 14Операционализация ПР
Отличать гипотезы от научных теорий
Умения, характеризующие достижение планируемого результата:
1.
объяснять научные факты,
2. предсказывать явления и их особенности,
3. использовать физические
модели,
4. определять границы применимости законов и теорий
Слайд 15Операционализация ПР
4. Понимание текстов физического содержания (ОГЭ)
Умения, характеризующие достижение этого
результата
4.1 Понимание смысла использованных в тексте физических терминов
4.2 Умение отвечать
на прямые вопросы к содержанию текста.
4.3 Умение отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста
4.4 Умение использовать информацию из текста в измененной ситуации
4.5 Умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую
Слайд 16Вопросы к тексту «Гром и молния»
16. Для того чтобы оценить,
приближается к нам гроза или нет, необходимо
измерить
1)время, соответствующее паузе между
вспышкой молнии и
сопровождающими её раскатами грома 2)время между двумя вспышками молнии
3)время двух последовательных пауз между вспышками молнии и
сопровождающими их раскатами грома 4)время, соответствующее длительности раската грома
Ответ:
17. Какое(-ие) утверждение(-я) справедливо(-ы)?
А. Громкость звука всегда ослабевает в конце громовых раскатов.
Б. Измеряемый интервал времени между молнией и сопровождающим её
громовым раскатом никогда не бывает более 1 мин.
1) только А 2)только Б 3)и А, и Б 4)ни А, ни Б
Ответ:
18. Как направлен (сверху вниз или снизу вверх) электрический ток разряда
внутриоблачной молнии при механизме электризации, описанном в тексте?
Ответ поясните.
Слайд 17Планируемые результаты освоения:
Усвоение понятийного аппарат физической теории,
Решение задач,
Методологические знания,
Применение теории
в объяснении технологических процессов, технических устройств,
Применение знаний в жизни и
быту
Слайд 18Основные направления разработки моделей заданий
Использование групп заданий, построенных на
одном контексте
Расширение моделей заданий по проверке методологических умений
Использование
заданий, построенных на практико-ориентированных ситуациях
Модели заданий на применение информации из текста и имеющегося запаса знаний
Изменение критериев оценивания (в соответствии с новыми ПРО
Слайд 19Расширение моделей заданий по проверке методологических умений, ОГЭ
Слайд 20Основной этап. 28 (С1)
В теплоизолированном сосуде находится поршень, который
упирается на неподвижные уступы. Внутри сосуда под поршнем и снаружи
давление атмосферное. На графике состояние газа обозначено точкой. При нагревании газа поршень поднялся и газ занял состояние с 2р0 и 2V0. Начертить график процесса
2V0
V0
Т0
2Т0
4Т0
V
T
Слайд 21Решение.
При упоре сила тяжести поршня уравновешивается реакцией опоры, поэтому можно
считать, что он не оказывает давления на газ, только на
опору. Поэтому внутри и снаружи давления одинаковые. При нагревании газа его давление p` увеличивается, а реакция опоры уменьшается: N + p`S= p0S + mg. Объем при этом остается постоянной до температуры 2Т0. При отрыве N = 0, давление равно 2р0. Затем происходит свободное расширение, то есть при постоянном давлении до температуры 4Т0. (см. график)
Ответ: при Т0 < T <2T0 - процесс изохорный
при 2T0
Слайд 22Ошибки
2. Не рассматриваются отдельные процессы. Некоторые пытаются построить непрерывный график
функции V=f(T)
1. Трудно представляют физическую суть процессов. Почти у всех
– изобарный процесс с самого начала.
V
T
2V0
V0
Т0
2Т0
4Т0
Слайд 2328 (С1) (дополнительный этап) Небольшой пустой тонкостенный цилиндрический стакан переворачивают
вверх дном и погружают в глубокий водоем, удерживая ось стакана
в вертикальном положении. Над поверхностью водоема находится воздух. Затем стакан медленно погружают (поднимают) с поверхности на глубину. Как будет изменяться при этом модуль выталкивающей силы, действующей на стакан? Ответ поясните, указав какие явления и законы используются для объяснения. Температура воздуха над поверхностью воздуха и воздуха в стакане, воды в водоеме считать одинаковой и постоянной. (Задача обратная «картезианскому водолазу»)
Слайд 24Ответ: при погружении стакана в водоем увеличивается давление воды ϸ
= ρgh, которое по закону Паскаля передается воздуху в стакане.
Процесс изотермический, поэтому объем воздуха уменьшается по закону Бойля-Мариотта: ϸ1V1 = (ϸ1+ ρgh)V2. На стакан действует сила тяжести и выталкивающая сила, равная Fa = ρgV. При уменьшении объема воздуха, уменьшается и выталкивающая сила.
Слайд 25Ошибки
1. Ученики плохо знают причину возникновения выталкивающей силы. Отсюда ошибки:
«Действует
выталкивающая сила и сила Архимеда». «Действует сила давления воды и
архимедова сила»,
2. Неверно определяют причину изменения архимедовой силы: «Объем стакана постоянен, с глубиной увеличивается плотность воды, выталкивающая сила тоже увеличивается», «С глубиной увеличивается давление воды, выталкивающая сила тоже увеличивается (причина – давление, а не разность давлений на грани!)»
3. Мало работ с анализом изменения давления в водоеме, соответственно, объема воздуха в стакане.
Слайд 26(Дополн. этап)Небольшая шайба массой 10 г, начав движение из нижней
точки закрепленного вертикального гладкого кольца радиусом 0,14 м, скользит по
его внутренней поверхности. На высоте Н = 0,18 м она отрывается от кольца и свободно падает. Какова сила реакции опоры , действующая на шайбу со стороны кольца в начале движения? Сделайте рисунок с указанием сил, действующих на шайбу в нижней и верхней точках.
Решение
Определить силу реакции опоры в начальной точке по 2 з.Н
N = mg + mv02/R
Применить з.с.э. для точек О и А
v02 = v2 + 2gH
3. Применить 2 з.Н для точки А
mgx = mv2/R; gsina = v2/R;
sina = H-R/R
Ответ: N = 3mgH/R = 0,386 Н
Слайд 2729. (основной этап) Шайбу массой 1 кг спускают с высоты
3 м. В точке наверху на высоте 2,5 м давление
шайбы на стенку F = 4 Н. Определить радиус кривизны «мертвой петли».
H
Решение
Закон сохранения энергии
2. 2 закон Ньютона для шайбы в координатном виде в проекции на радиус кривизны:
3 закон Ньютона: F = N
4. Определение cosa:
5. Решение системы уравнений:
.
Ответ:
R = 2,5 м
Слайд 28Ошибки учеников
1. Неверно определяют силы действующие на шайбу, отсюда выражения:
«на шайбу действует сила тяжести, сила F, реакция опоры и
центробежная (или центростремительная) силы, сила трения и сила тяги». Не умеют проецировать силы на ось ОХ, направленную по ускорению, радиусу.
2. Не умеют пользоваться 3 законом Ньютона. Cила F приложена к шайбе (!).
3. Энергия – вектор (!). Зачем-то определяют скорость в нижней точке.
4. Не обращают внимания на полученный численный результат
Слайд 29
30 (дополнительный этап). В вертикальном закрытом с обоих концов сосуде
имеется легкоподвижный поршень, по обе стороны которого находится 1 моль
вещеста. В равновесном состоянии при температуре Т объем верхней части сосуда в 2 раза больше объема нижней части. После того, как воздух в нижней части нагрели до 400 К объемы стали равными. При этом температура в верхней части осталась такой же. Определить начальную температуру воздуха в сосуде.
T
T
T1
Слайд 30Решение
Можно:
Сравнить состояния для верхнего и нижнего
сосудов в первом случае
с учетом силы
тяжести поршня. Тогда
2. Сравнить состояния для верхнего
и нижнего
сосудов во втором случае с учетом объемов:
3. Сравнить состояния для верхнего сосуда
для первого и второго случаев, при которых
температура постоянна. При этом учитываем его объем относительно общего объема: V1 = 2/3V и V`1 = 1/2V. Получаем:
4. Рассчитать начальную температуру в сосудах:
T = 4T1/7 = 299 K.
Т
Слайд 31Ошибки учеников
1. Практически мало кто довел задачу до конца, так
как длинные алгебраические действия.
2. «Легкоподвижный поршень» не означает «легкий». Не
учитывали массу поршня. Отсюда незаконченность решения и ответ: начальная температура тоже 400 К.
Слайд 3230. (Основной этап)
а) В теплоизолированном сосуде находится пористая перегородка,
который делит сосуд на равные части. В начальный момент слева
находится гелий в количестве 2 молей, в правом – аргон такого же количества. Газы находятся при одинаковой температуре. Пористая перегородка пропускает только гелий. Определить отношение внутренних энергий газов при установлении равновесия.
б) В теплоизолированном сосуде находится теплопроводная перегородка. Объем всего сосуда V0 = 2 м3. В начальный момент слева находится гелий массой 1 кг, в правом – аргон такой же массы. Температура гелия Т1 = 300К, аргона Т2 = 600К.. Определить внутреннюю энергию аргона после установления равновесия.
Слайд 33Решения
Перегородка - не поршень. Она не может двигаться!
а)
Отсюда, опреляется отношение
внутренних энергий после
установления равновесия.
б) U`1/U`2 = 1/3
Ошибки учеников
Равновесие ассоциируется только с тепловым равновесием. Не представляют процесс диффузии, который приводит к равновесию по ее завершению.
Путаница между U и ΔU. Слова: «ΔU» увеличивается. Изображение сосудов в виде сообщающихся. Видно, что ученики ни разу не решали задачи с теплоизолированными сосудами.
He, ν1
Ar, ν2
N
Слайд 34Q
He, T1
Ar, T2
б) По условию задачи Q = 0, А
= 0. По
первому закону термодинамики ΔU = 0.
U1 +
U2 = U`1 + U`2. Подставив значения внутренних энергий, определяем температуру теплового равновесия:
Определяем внутренюю энергию аргона после установления теплового равновесия.
U2 = 102 кДж
Ошибки учеников
Большинство не догадались применить 1 закон термодинамики к теплоизолированному сосуду.
Слайд 3531. При силе тока 1 А полезная мощность в цепи
4 Вт, при 5 А – 10 Вт. Определить ЭДС
батареи.
Решение
Записывается значение полезной мощности
и закон Ома для полной цепи
P1 = I12R1, P2 = I22R2 I1 = E/R1 + r , I2 = E/R2+r
= 4,5 В
Ошибки учеников
1.Не все учитывали внутреннее сопротивление источника тока
2. Рисунок, приведенный в КИМ спровоцировал ошибку, что сопротивления в обоих случаях одинаково.
Слайд 36
31 (дополнительный этап)
Даны мощности, выделяемые на сопротивлениях R1
и R2 при разомкнутом ключе, Р1 = 2 Вт и
Р2 = 1 Вт. Определить, какая будет мощность Р`2 на сопротивлении 2 при замкнутом ключе. Внутренним сопротивлением источника тока пренебречь.
Решение
1. определить мощность в цепи при
замкнутом ключе
2. Определить мощность в цепи при разомкнутом ключе: P =P1 + P2
Отсюда:
Ошибки
Ток один и тот же как при первом режиме, так и во втором.
Ключ соединен параллельно, поэтому во втором случае резисторы параллельно (?!)
Слайд 3732 (основной этап). На пластинку с работой выхода А падает
свет с длиной волны λ, вследствие чего происходит фотоэффект. Определить
импульс фотоэлектрона.
Ошибки
Путаница в уравнении Эйнштейна: импульс фотоэлектрона путают с импульсом фотона, поэтому рассчитывают по формуле р = mc, игнорируя уравнением Эйнштейна. Кинетическую энергию электрона определяют в виде E = mc2/2
Слаба математическая подготовка! Не умеют оперировать со степенями, например, 10-50 + 1010 = 10-40,
Не умеют оценивать значения физических величин, например, длину волны и скорость электрона: например, λ = 1036 м, 10-36 м, даже длину волны измерили в кг. Скорость электрона равна или больше скорости света.
Зачем-то ищут красную границу фотоэффекта, чтобы выяснить, происходит ли фотоэффект, когда в задаче четко указано, что он есть.
Слайд 3832 (дополнительный этап)
Электрон, выбитый излучением с длиной волны 300 нм
из металлической пластины с работой выхола 2 эВ, попадает в
однородное магнитное роле с индукцией 10-3 Тл,
а) вектор его скорости составляет угол 300 с вектором индукции. С какой максимальной силой может действовать поле на электрон?
б) вектор скорости направлен перпендикулярно линиям индукции. Каково максимальное возможное ускорение электрона в магнитном поле?
Решение
Уравнение Эйнштейна
Формула для силы Лоренца
Максимальная сила означает подстановку максимальной скорости фотоэлектрона, а не сosa = 1. Ученики и не обращают внимания на слово «максимальная сила» (и правильно делают)
Движение по окружности, значит Fл = maц
Ошибки : 1. Силу Лоренца пишут с косинусом. Под ускорением понимают только тангенциальное ускорение!
2. Математические ошибки!!!
Слайд 39Типичные ошибки. Математика
Пример.
(51% выполнения)
Слайд 42Качественная задача
Пример (2 и 3 балла – 11%)
Слайд 44Расчетные задачи
Пример (выполнение - 18%)
Слайд 45Пример (выполнение - 7%)
Решение
Определить, на каких участках двигатель получает
тепло.
Определить значение Q1:
Определить, на каком участке тепло выделяется для
вычисления работы цикла:
4. Рассчитать искомую величину: ΔТ12/ΔТ34 = 1,2
Слайд 46Механика – квантовая физика
Пример.
(1 балл – 45%,
2
балла – 33%)
Слайд 47Пример.
(1 балл – 17%,
2 балла – 24%)