Слайд 1Эссе как жанр
Московкина И.И., ст. методист центра гуманитарного образования
Слайд 2 Значение термина
Эссе (еssai) – опыт, проба
К эссе относятся произведения,
имеющие характер «проб», нравоучительных зарисовок личного характера, в которых поднимается
вопрос о соотношении категорий «я и мир»
Слайд 3Рождение жанра Эссе
М. Монтень «Опыты» (1580 г.) – западный
Сей Сенагон
«Записки у изголовья» (Xв.) -
восточный
Слайд 4Причины появления жанра эссе
Принятие обществом идей Реформации с её критическим
отношением к средневековой схоластике, монополии церкви на толкование текстов превратили
безымянного комментатора в автора, наделённого индивидуальным, субъективным мнением
Слайд 5 Доминанта эссе
Намерение автора передать личный опыт осмысления феноменов окружающей
действительности
Слайд 6Жанры - источники
Западный – проповедь
Восточный – дневниковые записи
Слайд 7Определение жанра
Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции,
выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу
и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и имеет философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику. (Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.)
Слайд 8Определение жанра
Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет
не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. (Краткий словарь
литературоведческих терминов. – М., 1978.)
Эссе – жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса. (Словарь литературоведческих терминов. – М., 1974.)
Слайд 9Определение жанра
Эссе – специфическая форма очерка (или статьи-размышления), трактующая о
предмете, строго говоря, только в той мере, в какой он
произвел впечатление на автора. (Британская энциклопедия.)
Слайд 10Особенности жанра
а) обращение к философским, историческим, искусствоведческим, литературным проблемам;
б) субъективность,
ярко выраженная личностная позиция автора, порой исповедальный характер произведения;
в) свободная,
непринужденная, доверительная форма общения с читателем, яркий, афористичный, образный язык;
г) отсутствие заданной композиции, сравнительно небольшой объем.
Слайд 11Особенности жанра
Эссе – способ рассказать о мире через себя
и о себе с помощью мира
(Публицист А. Эльяшевич)
Слайд 12Подумайте над вопросами
– На какую особенность жанра эссе указывает определение
критика?
– Каким главным качеством должен обладать, по вашему мнению, автор
эссе?
Слайд 13Законы жанра
Предельная открытость автора, его позиции;
автор выступает одновременно и
рассказчиком, и героем:
«авторская проза», проза «прямого непосредственного авторского высказывания»
(критик Наталья Иванова)
Слайд 14Законы жанра
Эссе передает личные впечатления, вызванные восприятием какого-либо явления, и
поэтому часто непредсказуемо, содержит неожиданные, парадоксальные выводы.
Слайд 15Законы жанра
Интересная авторская мысль будет точнее воспринята читателем, если автор
найдет для нее неповторимый «облик-выражение» (Р. Музиль). Для поисков такого
«одеяния» часто используются разнообразные аналогии, параллели, сравнения, ассоциации, уподобления. Автор эссе использует широкий арсенал тропов, фигур поэтического синтаксиса.
Слайд 16Цель эссе
Главное – заставить читателя думать, разбудить в нём удивление,
самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении
(О.Ванштейн)
Слайд 17Восприятие эссе в Великобритании
Маленькое по объёму произведение, в котором
позиция автора нова и интересна отличным от общепринятого взглядом на
положение вещей
(Ф. Бэкон)
Слайд 18Американская теория жанра
Термин «эссе» используется для обозначения любой небеллетристической литературы
небольшого объёма
(Р. Шулес, К. Клаус)
Слайд 19Основные модели эссе ХIХ века
1. Салонное эссе, выполненное в возвышенно-патетическом
стиле;
2. Научно-популярное эссе, совмещающее в себе логику научного стиля изложения
и стилистику бытового общения;
3. Художественное эссе, близкое к автобиографическим записям воспоминаний ностальгического или назидательного характера;
Слайд 20Основные модели эссе ХХ века
1. Публицистическое эссе (сменило салонное эссе),
вобравшее в себя принцип образности, принцип раскованной интеллектуальной беседы;
2. Художественное
эссе;
3. Научно-популярное эссе;
4. Академическое эссе, служащее преимущественно для проверки уровня знаний и логичности хода рассуждений абитуриента или студента;
5. Официально-деловое
(последние два лишь формально относятся к этому жанру)
Слайд 21Процесс Эссеизации художественного творчества
Роман- эссе, повесть-эссе – новый жанр?
Слайд 22Предназначение эссе в жизни современного общества
Призвано фиксировать процесс развития самосознания
человечества или отдельного человека (рассуждение и описание как основные функционально-смысловые
типы речи)
Слайд 23Как начать?
цитата
вопрос
случай из жизни
Слайд 24Финал
«закон края»
Повторение главной мысли
Слайд 25
Тема соответствует жанру эссе, если она
полемически заострена,
нацелена на
нравственный и эстетический выбор личности,
является «свободной», обращённой к субъективному опыту
автора,
реализует принцип сравнения и сопоставления.