Слайд 1Эстетика Ренессанса
Работу выполнила студентка 1 курса ИКТ
Семёнова Маргарита Сергеевна.
ДКМ-102.
Слайд 2Введение
Ренессанс – это тема, которая не сходит со страниц всех
руководств по истории, по истории литературы и по истории искусства.
О Ренессансе накопилась такая безбрежная литература, что она не поддается никакому обзору и никакому достаточно полному историческому или теоретическому анализу.
Слайд 3Характеристика Ренессанса
Ренессанс обычно характеризуется как возрождение античных наук и искусств.
Это правильно. Однако сводить Ренессанс только на одну античность –
это значило бы не уловить в Ренессансе самого главного. Тут непонятно и то, с какой стороны воспроизводилась античность в Ренессансе; непонятно и то, какую античность надо иметь в виду. Говорят, что античность играла здесь роль земной опоры при отходе возрожденческого человека от средневековой твердыни. Однако в античности кроме земного было очень много и неземного, а возрожденческий человек в одних отношениях действительно отходил от средневековья, а в других отношениях пока еще вовсе не отходил. В истории, кроме того, никогда не бывает буквальных реставраций. Всякая реставрация старой и отжитой эпохи всегда несет с собой и нечто новое. Наконец, и в самом средневековье тоже не раз были периоды античной реставрации, как, например, при Карле Великом в VIII – IX вв. или в XII в. Иначе говоря, сведение Ренессанса на восстановление античности, как бы отчетливо эта последняя ни была здесь представлена, является некритическим набором слов, тоже лишенных всякого критического содержания.
Слайд 4Характеристика Ренессанса
Всем известно и все неустанно повторяют, что Ренессанс в
противоположность средневековой культуре был светской культурой и таким мировоззрением, которое
основывалось только на земных стремлениях человека. Что и говорить! Ни одна эпоха в истории европейской культуры не была наполнена таким огромным количеством антицерковных сочинений и отдельных высказываний. Если бы заняться вопросом об учете всей этой антицерковной литературы, то для одной Италии она составила бы целый большой том. Но вот оказывается, что Ренессанс вовсе не был полностью светским мировоззрением, если только всерьез учесть, что писалось и думалось в течение этой, нужно сказать, весьма длительной исторической эпохи.
Слайд 5Характеристика Ренессанса
При характеристике эстетики Ренессанса далеко не всегда учитывается историческая
и географическая сложность этой эпохи. Все-таки как-никак Ренессанс длился по
крайней мере четыре века (XIII – XVI). Неужели за сто, за двести, за триста лет в эстетике Ренессанса ровно ничего не менялось? Это невероятно. Формулировать единую хронологическую линию развития Ренессанса – предприятие не только очень трудное, но, пожалуй, едва ли даже возможное.
Слайд 6Каждому - своё!
Ренессанс был не в какой-нибудь одной стране, но
во всех странах, и каждая страна переживала свой Ренессанс по-своему
и хронологически, и по существу. Был, например, итальянский Ренессанс, а был еще и северный Ренессанс. К указанным четырем векам Ренессанса относится не только итальянский Ренессанс в узком смысле слова, но, например, еще и готика. Но тогда в характеристике Ренессанса нельзя миновать и готики. Была возрожденческая эстетика, а была еще и готическая эстетика.
Слайд 7Сложность фактического состава эстетики Ренессанса
Эстетика Ренессанса всегда создавала для своих
исследователей и толкователей огромные трудности, так как всем всегда хотелось
свести ее на какой-нибудь один-единственный принцип. Сделать это невозможно потому, что эстетика Ренессанса обладает чертами огромного и часто вполне стихийного субъективно-человеческого жизнеутверждения, еще далекого от последующих эпох господства тех или иных дифференцированных способностей человеческого духа. Эстетику Ренессанса нужно излагать не по отдельным именам или произведениям и даже не по отдельным ступеням общего культурно-исторического развития, но в первую очередь по отдельным точкам зрения, которые в самом невероятном переплетении и дозировке попадаются почти у всех представителей этой четырехвековой эпохи.
Слайд 8Противоречивость эстетики Ренессанса
Возрожденческая эстетика базировалась на стихийном самоутверждении человеческой личности
в ее творческом отношении как ко всему окружающему, так и
к себе самой. Жизнь и мир существовали в пространстве. Надо было побороть это пространство и творчески подчинить его себе. У человека были умственные способности и жажда применения их на практике. В эпоху Ренессанса хотели абсолютизировать человеческий ум и его стремление к вечному прогрессу. Где было искать опоры для такой синтетически понимаемой эстетики? Удивительным образом, и, однако, притом вполне закономерно, возрожденческая эстетика обратилась к мировому платонизму, или, точнее, к неоплатонизму.
Слайд 9Противоречивость эстетики Ренессанса
Платонизм привлекался в эстетике Ренессанса не для целей
самого платонизма как некоторого рода абсолютно правильной и надысторической философской
теории. Эстетика Ренессанса в основе своей оказалась неоплатонизмом, конечно вполне гуманистическим неоплатонизмом. И как бы это ни казалось противоречивым новому и новейшему исследователю, такое противоречие – безусловный факт, без которого нет никакой возможности формулировать эстетическую специфику Ренессанса.
Слайд 10Из новейшей литературы по вопросам эстетики Ренессанса
В новейшей литературе говорят
не об индивидуализме Возрождения, не о выдвижении проблем, связанных с
человеческой личностью, и не просто о светском характере подобного рода эстетики. Указывают на образ Великого Художника, который подчиняет себе пространство путем наложения на него разных форм и образов. Это не просто учение о боге. Ведь то, что бог творит мир, и творит его, между прочим, и художественно, об этом средневековье знало не хуже Возрождения. Дело заключается в том, что в эпоху Возрождения именно человеческая личность берет на себя божественные функции, человеческая личность представляется творческой по преимуществу и только человек мыслится как овладевающий природой.
Слайд 11Заключение
Ренессанс использовал неоплатоническую эстетику до чрезвычайности оригинально и совершенно небывало.
Он применил ее для своих вполне светских нужд, для своего
вполне реалистического искусства и для своего прогрессивно-гуманистического понимания личности и общества. В свое время мистическая сторона неоплатонизма была очень сильна, хотя не везде и не во всех отношениях. Но Ренессанс сумел так обойтись с этой мистикой, что либо устранил ее целиком, либо применил ее для целей реализма и гуманизма. Поэтому сначала дадим себе отчет в том, что такое платонизм и неоплатонизм, потом сформулируем его главнейшие разновидности и уже потом посмотрим, в каком виде и для каких надобностей неоплатонизм оказался необходимым эстетике Ренессанса.