ФРАНКЛИН
ПИТЕР ВАН ИНВАГЕН
СОЛ СМИЛЯНСКИ
ДЕРК ПЕРЕБУМ
КОМПАТИБИЛИЗМ
ЛИБЕРТАРИАНСТВО
ИНКОМПАТИБИЛИЗМ
1. КАУЗАЛЬНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ ВЕРЕН.
2. СВОБОДА ВОЛИ
СОВМЕСТИМА С КАУЗАЛЬНЫМ ДЕТЕРМИНИЗМОМ.
3. ЛЮДИ ОБЛАДАЮТ СВОБОДОЙ ВОЛИ.
1. КАУЗАЛЬНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ ЛОЖЕН.
2. СВОБОДА ВОЛИ НЕСОВМЕСТИМА С КАУЗАЛЬНЫМ ДЕТЕРМИНИЗМОМ.
3. СВОБОДА ВОЛИ СОВМЕСТИМА С КАУЗАЛЬНЫМ ИНДЕТЕРМИНИЗМОМ.
4. ЛЮДИ ОБЛАДАЮТ СВОБОДОЙ ВОЛИ.
1. КАУЗАЛЬНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ ВЕРЕН.
2. СВОБОДА ВОЛИ НЕСОВМЕСТИМА С КАУЗАЛЬНЫМ ДЕТЕРМИНИЗМОМ.
3. СВОБОДА ВОЛИ ТАКЖЕ НЕСОВМЕСТИМА С КАУЗАЛЬНЫМ ИНДЕТЕРМИНИЗМОМ.
4. ЛЮДИ НЕ ОБЛАДАЮТ СВОБОДОЙ ВОЛИ.
Компатибилизм – группа философских теорий, которые утверждают, что моральная ответственность агента за совершенные им действия существует даже тогда, когда у него отсутствует возможность поступить иначе (нет возможных альтернатив для совершенного им действия). Моральная ответственность предполагает контроль агента над совершаемым действием (в противном случае действие не являлось бы добровольным). Существуют два вида контроля – регулирующий и направляющий. Регулирующий контроль подразумевает доступ агента к возможности альтернативных действий (т.е. возможность поступить иначе), в то время как направляющий контроль не предполагает такого доступа. Агента можно с полным основанием считать морально ответственным за совершенные им действия, когда он обладает направляющим контролем, даже если он лишен регулирующего (т.е. не может поступить иначе). Это значит, что для моральной ответственности (и нашего понимания свободы воли) метафизический доступ к возможности альтернативных действий (регулирующий контроль) не требуется, она зависит только от того, как разворачиваются фактические последовательности практических размышлений агента. Каузальный детерминизм лишает агента регулирующего контроля, но оставляет место для направляющего, следовательно, агент в каузально замкнутом мире может обладать свободой воли.
Либертарианство – группа философских теорий, которые утверждают, что моральная ответственность агента за совершенные им действия существует, поскольку агент несет «изначальную ответственность» за свои свободные, не детерминированные прошлыми событиями поступки. Принято различать два типа либертарианских теорий – агент-каузальные и событийно-каузальные. Агент-каузальные теории считают, что свобода воли обеспечивается существованием агентов, которые в силу своих свойств (например, наличия сознания) обладают каузальной силой делать выбор для своих действий, не будучи детерминированными к нему. Событийно-каузальные теории исходят из того, что агент в процессе своей жизни сталкивается с необходимостью свободно выбирать между разными альтернативными действиями, каждое из которых не детерминировано прошлыми событиями в жизни агента. Такие свободные выборы формирую характер и поведенческие диспозиции агента, которые в свою очередь влияют (детерминируют) его будущие действия. Свобода воли имеет место в тех ситуациях, когда агент желает достичь двух и более несовместимых между собой целей. Мотивы в пользу каждого альтернативного желания достаточно сильны, чтобы создать для агента неразрешимый внутренний конфликт. Внутри агента в таких ситуациях формируются два и более борющихся друг с другом воления, результатом чего становится событие, которое никак не детерминировано прошлыми событиями из жизни агента. Делая выбор в таких ситуациях внутреннего конфликта, агент формирует устойчивые поведенческие диспозиции и несет за это моральную ответственность, которая распространяется в том числе и на те будущие действия, которые будут детерминированы этими сформировавшимися свободно устойчивыми поведенческими диспозициями. Каузальный индетерминизм делает возможным существование агентов, наделенных свободой воли.
Инкомпатибилизм – группа философских теорий, согласно которым агент всегда детерминирован в своих действиях причинами, которые находятся за пределами возможного контроля с его стороны. Компатибилизм ложен, потому что ни один агент не способен контролировать каузальные ряды событий, существующих до возникновения этого агента. Если физиология агента детерминирует его психологию, физические состояния мозга непосредственно определяют конкретные действия, совершаемые агентом. Физические состояния мозга агента детерминированы 1) фактами, имевшими место до его появления, и 2) законами природы. Агент не имеет контроля над такими фактами, равно как над законами природы. Следовательно, агент не имеет контроля над своими действиями (не может поступать иначе, чем он в действительности поступает). Эмпирическим свидетельством этого может стать возможность предсказывать решение агента действовать так, а не иначе, прежде чем сам агент примет для себя такое решение (эксперименты Бенджамина Либета). Каузальный детерминизм делает невозможным существование агентов, наделенных свободой воли. Либертарианство ложно, потому что для агента невозможно контролировать случайные индетерминированные действия. Не существует никаких разумных условий, позволяющих агенту иметь контроль над тем, будет ли принято решение совершить то или иное действие. Каузальный индетерминизм также делает невозможным существование агентов, наделенных свободой воли.