Слайд 1Fitness Expert — амбициозный интернет-проект, призванный стать рабочим инструментом для
каждого профессионала фитнес-индустрии. Полезная информация, общение с коллегами, поиск сотрудников,
помещений и оборудования — неполный перечень того, что поэтапно будет реализовано в этом проекте.
Трижды в год мы проводим виртуальную конференцию Online Fitness Summit - Продажи | Управление | Маркетинг, слушатели которой получают практические инструменты для организации более эффективной работы своих фитнес- и велнес-клубов.
На страницах ресурса мы собираем самые свежие новости спортивно-оздоровительного бизнеса, статьи, анонсы значимых событий и массу другой полезной и интересной информации — от азов ведения бизнеса в целом до тонкостей работы отдельных департаментов.
Слайд 2Решения для
фитнес-индустрии
Слайд 3Решения для
фитнес-индустрии
Слайд 4Индивидуальные решения для компаний
Слайд 5Индивидуальные решения для компаний
Слайд 6Индивидуальные решения для компаний
Слайд 7Индивидуальные решения для компаний
Слайд 8Индивидуальные решения для компаний
Слайд 9Мониторинг рынка печатных СМИ спортивно-оздоровительных
и фитнес-услуг
Зачем нужен PR
фитнес-клубу и может ли PR приносить денег
фитнес-клубу?
С чего
начать PR деятельность?
Обзор рынка СМИ спортивно-оздоровительных и фитнес-услуг
Как общаться со СМИ?
Собственное печатное СМИ: Корпоративное издание. Кейсы
Слайд 10Верность традициям
Традиционно мы привыкли использовать лишь некоторые стандартные методы продвижения
нашего бренда на рынке. Вот они:
• реклама в печатных СМИ
•
наружная реклама (перетяжки, билборды)
• реклама в Интернете (баннеры, контекстная реклама)
• промоакции (как самостоятельные, так и совместные)
• спонсорство различных мероприятий
• участие в выставках
• direct marketing
• word of mouth
Слайд 11 Зачем нужен PR фитнес-клубу?
Чтобы эффективно продвигать свои услуги:
О вас
должны знать (и регулярно узнавать)
Вам должны поверить (как эксперту, профессионалу
своего дела)
Вам должны довериться
Слайд 12 Зачем нужен PR фитнес-клубу?
Для создания репутации, образа бренда и
его коммуникаций с целевой аудиторией. Именно репутация, образ, коммуникации и
дают возможность компании:
Привлечь внимание потенциального клиента;
Продать свой товар или услугу.
Грамотно построенный PR позволяет сформировать нужный имидж бренда, компании, персоны, услуги. (!) PR не продает напрямую товар или услугу, а создает предпосылку, «готовит почву» для продажи
Слайд 14Факты говорят
4000 в России и только 8 клубов с пиар-отделом
или одним пиарщиком - 0,2%
В фитнес-индустрии, анализируя сегодняшнюю ситуацию, пиар
используется далеко не на всю мощность, и здесь есть еще над чем работать специалистам рынка.
Каковы же основные причины смены расстановки сил в маркетинговых коммуникациях?
Слайд 15Расстановка сил
Реклама в привычном ее понимании пришла в упадок из-за
отсутствия доверия к ней.
Чтобы сегодня добиться успеха, необходимо создать узнаваемый
бренд. На это способен только PR.
Слайд 16Основные тенденции медиа рынка
Сегментирование СМИ
Сокращение рекламы
Конкуренция: Разработка качественного, интересного контента.
Слайд 17PR-стратегия. С чего начать?
Своими силами, пиарщик в штат или PR-агентство?
Слайд 18PR-стратегия. С чего начать?
Цель
Задачи
Целевая аудитория
Медиапредпочтения
Выбор каналов коммуникации
Определение тем
и форматов медиасообщений
Пул СМИ
Эксперты
Слайд 19Цель и задачи PR-компании фитнес-клуба
Цель: Продвижение услуг фитнес-клуба
Задачи:
-
Cоздание положительного имиджа среди целевых групп;
- Налаживание коммуникаций с целевой
аудиторией;
- Разработка PR-сообщений.
Создание общественного положительного имиджа: фитнес-клуб - организация, которая выполняет общественно-полезную и супер-важную задачу - пропаганда здорового образа жизни; обеспечивает максимальный уровень удовлетворения потребностей клиентов (не только предоставления качественных фитнес услуг, но и косметических, спортивного питания, и т.д.); быстро реагирует на требования рынка, учитывает потребности и интересы потребителей, повышает уровень традиционных услуг и создает новые; содействует развитию фитнес-индустрии города; оказывает обществу благотворительную и спонсорскую помощь.
Налаживание коммуникаций:
PR-мероприятия (дни открытый дверей, круглые столы, внутриклубные мероприятия и др)
Взаимодействие со СМИ (регулярное!)
Слайд 20Разработка PR-сообщений
Кому, что и как мы говорим?
Разработка стратегии PR-обращений фитнес-клуба
надо начинать с определения целевой аудитории (кому мы говорим), а
также точного и строгого ее описания.
Чтобы понять, что мы хотим сказать, надо знать что мы вообще можем сказать (выбор пула СМИ, анализ контента)
«Как мы говорим»? Коммуникация со СМИ
Слайд 21Целевая аудитория
Формат вашего клуба: полноформатный/студия. Семейный, бизнес, смешанная аудитория
Сегмент вашего
клуба: эконом, бизнес, luxory
Клиенты вашего клуба. Кто они? (анкетирование)
Целевая аудитория
Общее
количество клиентов
Процент взрослых клиентов от общего количества
Демография
Пол: % мужчин, % женщин
Возраст: до 35 лет
Образование: высшее+
Семейный доход
Детей в семье
Работа, досуг
Слайд 22Целевая аудитория
Структура аудитории:
Ядро – потенциальные покупатели фитнес-услуги
Периферия – ретрансляторы
(адепты) мнений – это не покупатели, но создатели масс-образа.
Контактные аудитории
– это структуры
и группы людей,
положительное взаимодействие
с которыми обеспечит продвижение ваших услуг.
Слайд 23Целевая аудитория
Потенциальные покупатели (ядро). Это активные люди в возрасте (психологический
возраст) от 22 до 45 лет, с высшим образованием (а
так же выпускники MBA, зарубежных бизнес-институтов); мужчины и женщины со средним и высоким достатком. Занимают средние высокие должности в крупных компаниях (от 100 человек), управляющие партнеры, собственники. Много времени посвящают работе и общественной жизни, общение с людьми и поддержание статуса – являются lifestyle - составляющей. Не менее двух раз в год совершают деловые или туристические поездки в другие страны. Как правило, это selfmade люди, с внутренне присущей самостоятельностью и индивидуальностью. Выбирают виды отдыха и досуга, сочетающие в себе активность, комфорт и заботу о своем здоровье.
Трансляторы (периферия). Социально активные люди, имеющие незаконченное и высшее образование, менеджеры среднего звена и домохозяйки, предпочитающие творческие профессии или имеют творческое хобби, увлекаются активными видами спорта. Большое значение уделяют социальным и культурным проектам. Большое количество личных ресурсов отводят на проведение досуга (культурные мероприятия, поездки). Приобретают дорогие вещи не только из-за их качества, но и для поддержания статуса. В силу своей социальной активности являются основными создателями и носителями общественного мнения, трендов.
Контактные аудитории:
• СМИ
• фитнес-клубы
• Спонсоры
• Профессиональные сообщества
• Собственный персонал фирмы (inside)
Слайд 24Медиа предпочтения ваших клиентов
Газеты, журналы, электронные СМИ
Пресса: деловая, политическая, развлекательная,
бульварная
Слайд 25Понимание целевой аудитории
с точки зрения медиапредпочтений
Поможет выбрать правильные каналы
коммуникации с вашей целевой аудиторией в рамках общей стратегии PR.
Поможет
четко формулировать пул СМИ и понять возможности общения со СМИ.
Слайд 26Выбор пула СМИ, анализ контента
Выбор конкретных СМИ, в рамках PR-кампании
фитнес-клуба, проводится на основе тщательного изучения СМИ, исходя из вашей
целевой аудитории и следующих параметров:
Тематика/категория (фитнес, здоровье (диета), спорт, стиль, хобби, мужские, женские)
Степени охвата вашей целевой аудитории (B2C)
Тираж
Популярность
Распространение
Это могут быть: a) специализированные фитнес-издания, b) Lifeslyle издания, с) местные газеты, d) кабельное телевидение (участие в программе утренняя аэробика, советы тренеров клуба по здоровому питанию);
Слайд 27Выбор пула СМИ, где искать?
Если нужна актуальная инф-я по СМИ,
лучше пользоваться тремя каталогами:
1) http://www.mediaguide.ru
2) http://mediaatlas.ru
3) http://www.smi.ru/
Медиагайд лучше. Выборка по
категориям спорт, стиль, хобби, мужское, женское (чисто фитнеса, к сожалению, нет). Из них методом удаления ненужного получается прикидка по изданиям, гипотетически заинтересованных в теме фитнеса. Если чего-то не хватает, можно помониторить по smi.ru и атласу.
Слайд 35Cosmopoliten
Город: Москва
Субъект федерации: Москва
Федеральный округ: Центральный
Публикуется с 1994
Тираж: 1 050
000
Периодичность: ежемес.
Формат: А4, mini
Объем (стр.): 500
Бумага, цвет (внутр.): Мел./гл.,цвет
Бумага, цвет
(обл.): Мел./гл.,цвет
Тема: «журнал №1 в России для молодых женщин»
Распространение: розница, подписка
Язык: рус.
Издатель: Екатерина Кабакчи
Главный редактор: Алина Краснова
Издательский дом Sanoma Independent Media
Слайд 38Cosmopoliten
Пиар компанию надо планировать
не менее чем за 3 месяца
Слайд 42Shape
Город: Москва
Субъект федерации: Москва
Федеральный округ: Центральный
Публикуется с 1999
Тираж: 250000
Периодичность: ежемес.
Формат:
A4
Объем (стр.): 152
Бумага, цвет (внутр.): Мел./гл.,цвет
Бумага, цвет (обл.): Мел./гл.,цвет
Тема: «Фитнес,
красота, здоровье, питание»
Распространение: розница, подписка
Язык: рус.
Издатель: Инна Коробова
Главный редактор: Марина Родионова
Издательский дом Венетто
Журнал SHAPE распространяется по всей России, а также в странах Балтии. Более 100 компаний, от Калининграда до Владивостока, продают журналы Издательского дома «Венето». ИД «Венето» имеет собственные представительства по распространению: в Санкт-Петербурге (Северо-Западный регион), Екатеринбурге (Уральский регион), Волгограде (Южный регион) и Новосибирске (Сибирский регион).
SHAPE работает с 89 крупнейшими дистрибуторами по всей России, СНГ, странах Ближнего и Дальнего зарубежья
Слайд 61Красота и здоровье
Тираж 101 000 экз.
Периодичность 1 раз в месяц
Формат
А4
Цветность Полноцветный
Объем 200 полос
Издательство: «Деловой мир»
Слайд 65«Худеем правильно» - в каждом номере – информация, незаменимая для
тех, кто хочет знать правду обо всех методиках снижения и
поддержания веса; советы ведущих диетологов, психологов, фитнес-тренеров; рекомендации, действенность которых подтверждена клиническими исследованиями.
Слайд 66Сроки выхода номеров журнала и даты бронирования на 2011 год
Слайд 79Как общаться со СМИ?
СМИ - это авторы, корреспонденты, редактора, фоторедактора,
дизайнеры и верстальщики, многочисленные менеджеры по продажам, подписке и т.д.
«Журналист просто человек», а «СМИ тоже люди».
С любым редактором, даже с самым главным, вы можете связаться по телефону или электронной почте.
СМИ каждый день находятся в поиске интересных тем и сюжетов.
СМИ интересен фитнес
Слайд 80Как найти контакты....?
Masthead в журнале
На сайте издательства или издания
В социальных
сетях (livejournal, Facebook)
Слайд 81Стратегия общения со СМИ?
Внимательно с контентом издания. Рубрики, темы статей
Предложить
идею тем
Пригласите на мероприятие
Если вы написали письмо и не получили
ответа, обязательно позвоните!
Определиться, кто будет в клубе «говорящими головами»
Всегда говорить только правду!
Слайд 82Варианты общения со СМИ?
Экспертное мнение профессионала фитнеса - комментарии
Авторская
колонка
Модель в мастер-классах
Если в клубе занимается известный клиент - интервью
с ним
Внутриклубные мероприятия (пресс-, пострелиз)
Конкурсы среди журналистов, тематические семинары, круглые столы, пресс-ланчи
Совместные мероприятия ( Men’s Health Urbanathlon & Festival, Иль де Боте и клуб 100% фитнес)
Пресс-рассылки
Слайд 83Особенности PR в фитнесе
1. Свобода творчества
2. Работа с глянцем. Бесплатно!
3.
Широкий набор PR-инструментов
4. Прочная связь с продажами
Слайд 85Список литературы
1. PR: теория, понятие, метод
Блэк, С. Введение в паблик
рилейшнз: Пер. с англ./ Блэк Сэм. - Ростов н/Д: Феникс,
1998. - 318с. Экземпляры: всего:1 - к.х.(1)
Блэк, С. Паблик Рилейшнз. Что это такое?: Пер.с англ./ С. Блэк. - М.: Новости:Модино пресс, 1990. - 240 с Экземпляры: всего:17 - к.х.(1), аб/н(3), ч.з.(1), ф5(12)
Вингурт, А. Основы журналистики для PR-специалиста/ А.Вингурт //Советник. - 2003. - №1. - C. 20-26
Калиберда, Е.Г. Связи с общественностью: вводный курс: Учеб. пособие/ Е.Г.Калиберда. - М.: Логос, 2003. - 120 с Экземпляры: всего:2 - к.х.(1), ф5(1)
Королько, В.Г. Основы Паблик Рилейшнз: Учебник для студ.вузов/ В.Г. Королько; Отв. ред. С.Л. Удовик. - М.: Рефл-бук:Ваклер, 2000. - 526 с. - (Образовательная б-ка) Экземпляры: всего:1 - к.х.(1)
Кривоносов, А.Д. Жанры PR-текста: Учеб. пособие для студ. отделений связей с общественностью/ А.Д. Кривоносов; СПбГУ. - СПб.: СПбГУ, 2001. - 138 с Экземпляры: всего:2 - к.х.(1), аб/н(1)
Ольшевский, А.С. Антикризисный PR и консалтинг / А.С.Ольшевский .-СПб.: Питер, 2003.-426 с.: ил.-(Маркетинг для профессионалов). Экз.: 1 к/х
Осадчий, А. Российская специфика Паблик Рилейшнз / А.Осадчий // Маркетинг.-2003.-№6.-С.57-65.-Библиогр. в конце ст. Почепцов, Г.Г.
Паблик рилейшнз для профессионалов/ Г.Г. Почепцов. - 2-е изд., испр.. - М.: Рефл-бук: Ваклер, 2000, 2001. - 624 с. - (Образовательная б-ка) Экземпляры: всего:3 - ф5(2), к.х.(1)
Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации/ Г.Г. Почепцов. - М.: Рефл-бук:Ваклер, 2001. - 651 с. - (Образовательная б-ка) Экземпляры: всего:1 - к.х.(1)
Связи с общественностью: Введение в специальность: Учеб. пособие для студ. отд. связей с обществ./ СПбГУ; СПбГУ. - СПб.: СПбГУ, 2001. - 99 с Экземпляры: всего:2 - к.х.(1), аб/н(1)
Словарь-справочник по рекламе, связям с общественностью, средствам массовой информации/ СПбГУ; Авт.-сост. А.А. Чесанов. - СПб.: СПбГУ, 1998. - 149 с Экземпляры: всего:2 - ч.з.(1), к.х.(1)
Чумиков, А.Н. PR-кампания в Интернете: [Глава из книги] / А.Чумиков, М.Бочаров // Советник.-2002.-№11.-С46-48; 2003.-№3.-С.50-53.
Чумиков, А.Н. Связи с общественностью: Учеб.пособие для студ. управленч. спец. вузов/ А.Н.Чумиков; МГУ. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2001. - 296 с. - (Наука управления) Экземпляры: всего:15 - к.х.(1), ч.з.(1), аб/н(1), ф5(12)
Слайд 86Список литературы
2. Технологии PR
Борисов, Б.Л.Технологии рекламы и PR: Учеб. пособие/
Б.Л.Борисов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 624 с.: ил Экземпляры:
всего:1 - к.х.(1)
Буари, Ф.А. Паблик рилейшнз, или стратегия доверия/ Филипп А. Буари. - М.: ИНФРА·М; М.: ИМИДЖ-Контакт, 2001. - 178 с. - (Современные консалтинговые технологии) Экземпляры: всего:5 - к.х.(1), ч.з.(1), ф5(3)
Викентьев, И.Л. Неизбежность public relations: [Глава из книги "Приемы рекламы и public relations. Программы-консультанты: 400 примеров, 22 учебных задач, 20 практических приложений"] / И.Л.Викентьев // Управление персоналом.-2002.-№12.-С.22-26.
Почепцов, Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века/ Г.Г. Почепцов. - М.: Рефл-бук:Ваклер, 2000, 2001. - 348 с. - (Образовательная б-ка) Экземпляры: всего:5 - к.х.(1), аб/н(3), ч.з.(1)
Стернин, И. Деловая игра как инструмент развития корпоративной культуры / И.Стернин // Советник.-2002.-№11.-С.20-23.
Студеникин, Н. Эмоциональное заражение с кумулятивным эффектом: [О методе "фокус-группа"] / Н.Студеникин, Е.Волковская // Советник.-2004.-№4.-С.25-26.
Чумиков, А. Тендер: конкурс планов проведения PR-кампании: [Глава из книги] / А.Чумиков, М.Бочаров // Советник.-2002.-№10.-С.50-54.
Слайд 87Список литературы
3. Коммуникационный менеджмент
Алешина, И.В. Паблик рилейшнз в менеджменте и
маркетинге / И.В.Алешина // Маркетинг.-1996.-№3.-С.108-111. Алешина, И.В. Паблик рилейшнз для
менеджеров/ И.В. Алешина. - М.: ИКФ "ЭКМОС", 2004. (Шифр -133739) Экземпляры: всего:3 - к.х.(1), ф5(2)
Алешина, И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров/ И.В. Алешина; Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". - М.: Гном-Пресс, 1997. - 255 с Экземпляры: всего:2 - к.х.(1), ч.з.(1)
Виноградов, В.Г. Эффективный PR-отдел в компании. Управление, кадры, реальный результат / В.Г.Виноградов // Управление персоналом.-2004.-№4.-С.17-18.
Вэньхуа Фэн Связи с общественностью и управление предприятием/ Фэн Вэньхуа, Юй Ся, Чжао Юнхуа //Маркетинг. - 2002. - №3. - C. 64-72
Зверинцев, А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR/ А.Б. Зверинцев. - 2-е изд., испр.. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 288 с Экземпляры: всего:2 - ф5(2)
Карпухин, О.И. "Паблик рилейшнз" как информационный менеджмент / О.И.Карпухин // Социально-политический журнал.-1998.-№4.-С.139-150.
Паблик Рилейшнз: Связи с общественостью в сфере бизнеса. - М.: ТАНДЕМ:ЭКМОС, 1999. - 351с. Экземпляры: всего:1 - к.х.(1)
Парамонова, Т. Формирование общественного лица фирмы / Т.Парамонова, И.Красюк // Маркетинг.-1998.-№6.-С.60-63.
Синяев, В. Стратегии PR в системе антикризисного управления организации / В.Синяев // Маркетинг.-2003.-№2.-С.86-93.
Синяева, И. Инфраструктурная составляющая паблик рилейшнз / И.Синяева, С.Земляк // Маркетинг.-2001.-№5.-С.44-56.
Синяева, И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебник для студ. вузов/ И.М. Синяева; Ред. Г.А. Васильев. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 287 с.: табл Экземпляры: всего:2 - ф5(2)
Сянлэй Ван. "Паблик рилейшнз" и управление предприятием // Российский экономический журнал.-1992.-№9.-С.95-96.
Ханов, Г. Репутация, создающая стоимость / Г.Ханов // Советник.-2004.-№4.-С.4-7.
Худяков, С. Внутрифирменный "паблик рилейшнз" в системе управления персоналом: [На прим. зарубеж. предпринимательства] / С.Худяков // Российский экономический журнал.-1993.-№11.-С.58-64.
Худяков, С. "Паблик рилейшнз": новый шанс в бизнесе / С.Худяков // Российский экономический журнал.-1993.-№1.-С.69-72.
Слайд 88Список литературы
Чукаева, У.А. Корпоративная культура и паблик рилейшнз (PR) в
промышленных организациях / У. А. Чукаева //Социологические исследования. - 2000.
- N 8. - С. 74-78.
Юрко, В. PR-менеджмент в российском бизнесе / В.Юрко, А.Миронова, Я.Аршинова и др. // Управление персоналом.-2004.-№4.-С.19-21.
Яновский, А. "Паблик рилейшнз" как средство обеспечения экономического благополучия предприятия / А.Яновский // Маркетинг.-1998.-№2.-С.48-56.
4. PR и реклама
Доти, Д. Паблисити и Паблик рилейшнз: Пер .с англ./ Дороти Доти. - 2-е изд.,стереотип.-М.: Филинъ, 1998. Экземпляры: всего:1 - ч.з.(1)
Комаров, В.Г. Как разграничить PR и рекламу?: (К курсу лекций)/ Комаров В.Г.. - СПб.: СПбГУ, 1999. - 35 с Экземпляры: всего:1 - к.х.(1)
Кузякин, А.П. Реклама и PR в мировой экономике: Учеб. пособие / А.П.Кузякин, М.А.Семичев.-[М.]: ООО "ТК Велби", 2002.-320 с.
Орлова, Т.М. "Паблик рилейшнз" и реклама в системе маркетинга / Т.М.Орлова // Маркетинг в России и за рубежом.-1997.-Июль-авг.-С.20-28.
Реклама: внушение и манипуляция: Медиа-ориентированный подход: Учеб. пособие для фак-тов психологии, социологии, экономики и журналистики.-Самара: Изд. Дом "БАХРАХ-М", 2001.-746 с.-Из содерж.: Паблик рилейшнз / И.В.Алешина.-С.137-168.
Реклама и связи с общественностью: теория и методика профессионального творчества:Учебное пособие для студ.по спец."Связи с общественностью"/ Под ред.Шишкиной М.А. Ч.2. - СПб.: СПбГУ. - 1999.-240 с. Экземпляры: всего:1 - к.х.(1)
Яновский, А. Влияние на потребителей с помощью непрямой рекламы / А.Яновский // Маркетинг.-1998.-№6.-С.50-59.-Библиогр. в конце ст.
Слайд 89Список литературы
5. Управление процессом PR
Гудым, Д. Управление габитарным имиджем компании-работодателя
/ Д.Гудым // Управление персоналом.-2004.-№4.-С.14-16.
Котлер, Ф. Управление рекламой, стимулированием сбыта
и связями с общественностью // Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент.- 10-е изд.-СПб., М., Харьков, Минск, 2003.-С.585-622.-Гл.19.
Управление общественными отношениями: Учебник/ РАГС; Ред. В.С. Комаровский. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - 400 с. - (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации) Экземпляры: всего:2 - к.х.(1), ф5(1)
6. PR: практические аспекты
Арнольд, Н. Тринадцатый нож в спину российской рекламе и public relations/ Н. Арнольд. - М.: Топ-Медиа, 1997. - 224 с.: ил Экземпляры: всего:2 - к.х.(1), ф5(1)
Бажанова, Е. Профессиональные PR-объдинения глазами PR-специалистов/ Е. Бажанова, Е.Баженова // Советник. - 2003. - №2. - C. 34-38
Блэк, С. PR:международная практика: пер. с англ./ Сэм Блэк. - М.: Довгань, 1997. - 180с.: ил. Экземпляры: всего:1 - к.х.(1)
Варшавская, Е. О тенденциях развития Паблик Рилейшнз/ Е.Варшавская //Маркетинг. - 2002. - № 5. - C. 62-69.
Василенко, А. "ЛУКОЙЛ": PRактические PRимеры/ А.Василенко //Советник. - 2002. - №11. - C. 4-8.
Войнов, И. Как PR шагает до северных морей: [Пиарщики Архангельской области] / И.Войнов // Советник.-2004.-№2.-С.36-38.
Гудим, Ф. Связующее звено: Нынешние специалисты по связям с общественностью освоили не только древние, но и высокие технологии / Ф.Гудим, Е.Карих, О.Питиримова // Карьера.-2002.-№12.-С.38-43.
Иванченко, Г.В. Реальность Паблик рилейшнз/ Г.В. Иванченко. - М.: Смысл, 1999. - 153 с. - (Бизнес-образование) Экземпляры: всего:2 - к.х.(1), ф5(1)
Лукашина, Ю. Уральский PR встал на "крыло"/ Ю.Лукашина //Советник. - 2002. - №12. - C. 12-14
МЕГАинструкция начальника отдела по связям с общественностью: выбери подходящие положения // Справочник кадровика.-2003.-№11.-С.111-114.-(Банк должностных инструкций).
Парамонова, Т. Формирование общественного лица фирмы / Т.Парамонова, И.Красюк // Маркетинг.-1998.-№6.-С.60-63.
Слайд 90Список литературы
Пашенцев, Е.Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики/ Е.Н.Пашенцев.
- 2-е изд. - М.: Финпресс, 2000. - 240 с.
- (Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом).-Библиогр.: с.224-229. Экземпляры: всего:4 - ф5(3), к.х.(1)
[PR-агентства: Статьи] // Карьера.-2004.-№1.-С.52-81.-Из содерж.: Два берега одной PR-реки / С.Перцова, А.Дмитриев; Агенты национальной пристрастности: Top list российских PR-агентств / В.Сосновская; Как это делают в Америке / Е.Перов.
Садовский, И. Какого цвета ивановский PR/ И.Садовский //Советник. - 2003. - №1. - C. 45-46.
Связи с общественностью в России: Законодательное регулирование, нормативные документы, практика : Настольная справочная книга : Сборник/ Агентство "Деловые коммуникации"; Сост., научю ред. С.А. Болышева. - Екатеринбург: РИО Каменск-Урал.гор.тип., 1998. - 494 с Экземпляры: всего:2 - к.х.(1), ф5(1)
Тихомирова, Е.Б. Лоббизм как специфическая форма коммуникаций с общественностью / Е.Б.Тихомирова // Вестн. Моск. ун-та. Сер.18. Социология и политология.-2002.-№3.-С.113-127.
Тихомирова, Е.Б. Связи собщественностью в Украине: трудный путь становления / Е.Б.Тихомирова // Вестник Московского университета. Сер.18. Социология и политология.-2003.-№3.-С.127-138.
Честара, Дж. Деловой этикет: Паблик рилейшнз для всех и для каждого: Пер. с англ./ Дж.Честара.-М.:ФАИР-ПРЕСС, 2001.-336 с.-(Настольная книга бизнесмена). Чумиков, А. PR-кампания в Интернете/ А.Чумиков //Советник. - 2002. - №11. - C. 46-49; 2003.-№3.-С.50-54.
7. Коммуникативное пространство
Коханов, Е.Ф. Общение как взаимодействие социальных субьектов (к основам социальной психологии паблик рилейшнз) // Менеджмент в России и за рубежом.-2001.-№5.-С.49-59.
Соловьев, А.И. Коммуникация и культура: противоречия поля политики / А.И.Соловьев // Полис.-2002.-№6.-С.6-17.-(Политический дискурс).
Гречко, С. Менеджмент PR как профессия: цели, предмет, ПВК: [Личные качества PR-специалиста] / С.Гречко // Советник.-2004.-№2.-С.52-54.
Гудим, Ф. Связующее звено: [Специалисты по связям с общественностью] / Ф.Гудим, Е.Карих, О.Питиримова // Карьера.-2002.-№12.-С.38-43.
PR-образование: когда количество перейдет в качество //Советник. - 2002. - №9. - C. 7-12
Современные модели PR-образования // Средства массовой информации в современном мире. 2000: тезисы науч.-практ. конф.-СПб., 2000.-241-255.-Из содерж.: Эффективность американских паблик рилейшнз / Н.Матухно; Комплекс маркетинга и современные модели PR-образования / М.Петров; Использование регионального опыта избирательных кампаний в PR-образовании / Н.Сапелкин.
Храмова, Е. Российско-американское PR-образование: $280 тысяч на стажировки/ Е.Храмова //Советник. - 2003. - №1. - C. 43-45
Шутов, А. PRофессия и PRизвание: О новой концепции PR-образования в России / А.Шутов; Беседу с проф. МГУ им. М.В.Ломоносова вела М.Мироненко // Советник.-2002.-№9.-С.14-16.