Разделы презентаций


Физические основы механики презентация, доклад

Содержание

Тема 1. ПРЕДМЕТ ФИЗИКИ И ЕЁ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ 1.1. Предмет физики1.2. Теория и эксперимент в физике1.3. Физика и другие науки1.4. Пространственно-временные отношения

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Физические основы механики
Сегодня

Физические основы механикиСегодня

Слайд 2 Тема 1. ПРЕДМЕТ ФИЗИКИ И ЕЁ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
1.1.

Предмет физики
1.2. Теория и эксперимент в физике
1.3. Физика и другие

науки
1.4. Пространственно-временные отношения
Тема 1. ПРЕДМЕТ ФИЗИКИ И ЕЁ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ 1.1. Предмет физики1.2. Теория и эксперимент

Слайд 31.1. Предмет физики
Главная цель любой науки, в том числе и

физики, рассматривается как приведение в систему сложных явлений, регистрируемых нашими

органами чувств, т.е. упорядочение того, что мы называем «окружающим нас миром».
Окружающий нас мир, все существующее вокруг нас и обнаруживаемое нами посредством ощущений, представляет собой материю.
1.1. Предмет физики	Главная цель любой науки, в том числе и физики, рассматривается как приведение в систему сложных

Слайд 4 Материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях.

Неотъемлемым свойством

материи и формой её существования является движение – это в

широком смысле слова – всевозможные изменения материи – от простого перемещения до сложнейших процессов мышления.
Материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях.	Неотъемлемым свойством материи и формой её существования является движение

Слайд 5 Дать строгое определение предмета физики довольно сложно, потому что границы

между физикой и рядом смежных дисциплин условные.
Академик А.Ф. Иоффе (1880

– 1960), российский физик, определил физику, как науку, изучающую общие свойства и законы движения вещества и поля.
Дать строгое определение предмета физики довольно сложно, потому что границы между физикой и рядом смежных дисциплин условные.	Академик

Слайд 6 В настоящее время общепринято, что все взаимодействия осуществляются посредством полей

(например, гравита-ционных, электромагнитных, полей ядерных сил).
Поле, наряду с веществом, является

одной из форм существования материи. Неразрывная связь поля и вещества, а также различие в их свойствах будут рассмотрены нами по мере изучения курса физики.
В настоящее время общепринято, что все взаимодействия осуществляются посредством полей (например, гравита-ционных, электромагнитных, полей ядерных сил).	Поле, наряду

Слайд 71.2. Теория и эксперимент в физике
В курсе физики мы часто

будем использовать понятия:
эксперимент,
гипотеза,
теория,
модель,
закон.
Каждая наука определяется

не только предметом изучения, но и специфическими методами, которые она применяет.

1.2. Теория и эксперимент в физике	В курсе физики мы часто будем использовать понятия: эксперимент, гипотеза, теория, модель,

Слайд 8 Основным методом исследования в физике является опыт – наблюдение исследуемых

явлений в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явлений,

многократно воспроизводить его при повторении этих условий.
Наиболее широко в науке используется индуктивный метод, заключающийся в том, что при наблюдениях накапливаются факты.
Основным методом исследования в физике является опыт – наблюдение исследуемых явлений в точно учитываемых условиях, позволяющих следить

Слайд 9Затем эти факты обобщают и выявляют общую закономерность, называемую гипотезой.

На следующем этапе познания ставят специальные эксперименты для проверки гипотезы.

Если результаты эксперимента не противоречат гипотезе, то последняя получает статус теории.
Однако научное познание нельзя представлять в виде механического процесса накопления фактов и «измышления» теорий. Это творческий процесс.
Затем эти факты обобщают и выявляют общую закономерность, называемую гипотезой. На следующем этапе познания ставят специальные эксперименты

Слайд 10 Теории никогда не выводят непосредственно из наблюдений, напротив, их создают

для объяснения полученных из опыта фактов в результате осмысления этих

фактов разумом человека. Например, к атомистической теории, согласно которой вещество состоит из атомов, ученые пришли вовсе не потому, что кто-либо реально наблюдал атомы (в XVIII веке это не удавалось никому).
Теории никогда не выводят непосредственно из наблюдений, напротив, их создают для объяснения полученных из опыта фактов в

Слайд 11 Представление об этом было создано творческим разумом человека. Аналогичным образом

возникли и такие фундаментальные теории, как специальная теория относительности (СТО),

электромагнитная теория света и закон всемирного тяготения Ньютона.
Великие научные теории, как творческие достижения, можно сравнить с великими творениями литературы и искусства.
Представление об этом было создано творческим разумом человека. Аналогичным образом возникли и такие фундаментальные теории, как специальная

Слайд 12 Однако, наука всё же существенно отличается от других видов творческой

деятельности человека и основное отличие состоит в том, что наука

требует проверки своих понятий или теорий – её предсказания должны подтверждаться экспериментом. Действительно, тщательно поставленные эксперименты представляют собой важнейшую часть физики.
Однако, наука всё же существенно отличается от других видов творческой деятельности человека и основное отличие состоит в

Слайд 13 История свидетельствует о том, что созданные теории, отслужив свой срок,

сдаются в архив, а им на смену приходят новые теории.
В

некоторых случаях новая теория принимается учеными потому, что её предсказания согласуются количественно с экспериментом лучше, чем прежняя теория. Во многих случаях, новую теорию принимают, когда по сравнению с прежней теорией она позволяет объяснить более широкий класс явлений.
История свидетельствует о том, что созданные теории, отслужив свой срок, сдаются в архив, а им на смену

Слайд 14 Например, построенная Коперником теория Вселенной с центром на Солнце, не

описывала движение небесных тел более точно, чем построенная раньше Птолемеем

теория Вселенной с центром на Земле. Однако, теория Коперника содержит некоторые новые важные следствия. В частности, с её помощью становилось возможным определение порядка расположения планет Солнечной системы и расстояний до них, для Венеры были предсказаны фазы, аналогичные лунным.
Например, построенная Коперником теория Вселенной с центром на Солнце, не описывала движение небесных тел более точно, чем

Слайд 16 Весьма важным в любой теории является то, насколько точно она

позволяет получить количественные данные. Например, СТО Эйнштейна почти во всех

обыденных ситуациях дает предсказания, которые крайне слабо отличаются от предшествующих теорий Галилея и Ньютона, но она приводит к более точным результатам в предельном случае очень высоких скоростей, близких к скорости света.

Весьма важным в любой теории является то, насколько точно она позволяет получить количественные данные. Например, СТО Эйнштейна

Слайд 17 Эйнштейн Альберт (1879 – 1955) – выдающийся физик-теоретик, один из

основателей современной физики, создатель специальной и
общей теории относительности, коренным

образом изменивших представления о пространстве, времени и материи. Исходя из своей теории, открыл в 1905 г. закон взаимосвязи массы и энергии.
Эйнштейн Альберт (1879 – 			1955) – 	выдающийся 				физик-теоретик, один 	из 			основателей современной 			физики, создатель 					специальной и 	общей

Слайд 19 Под влиянием СТО Эйнштейна существенно изменилось наше представление о пространстве

и времени. Более того, мы пришли к пониманию взаимосвязи массы

и энергии на основе знаменитого соотношения

Таким образом, теория относительности резко изменила наши взгляды на природу физического мира.
Пытаясь понять и объяснить определенный класс явлений, ученые часто прибегают к использованию модели.

Под влиянием СТО Эйнштейна существенно изменилось наше представление о пространстве и времени. Более того, мы пришли к

Слайд 20 Законом называют некоторые краткие, но достаточно общие утверждения относительно характера

явления природы (таково, например утверждение о сохранении импульса). Иногда подобные

утверждения принимают форму определенных соотношений между величинами, описывающими явления: например, закон всемирного тяготения Ньютона, согласно которому

(1.2.1)

Для того, чтобы называться законом, утверждение должно выдержать экспериментальную проверку в широком классе наблюдаемых явлений, т.е. закон вносит объединяющее начало для многих наблюдений.
Таков основной путь развития человеческих знаний, в том числе и физических.

Законом называют некоторые краткие, но достаточно общие утверждения относительно характера явления природы (таково, например утверждение о сохранении

Слайд 21 Однако известны случаи, когда путь открытия был противоположным описанному. Это

так называемый дедуктивный метод, когда на основе общих закономерностей выделяются

частные явления.
Так, на основе закона всемирного тяготения, Лаверье в 1848 г. открыл планету Нептун, а Тамбо, в 1930 г. – Плутон.
Однако известны случаи, когда путь открытия был противоположным описанному. Это так называемый дедуктивный метод, когда на основе

Слайд 221.3. Физика и другие науки
Как говорил Ричард Фейнман в своих

лекциях по физике:
«Физика – это самая фундаментальная, самая всеобъемлющая

из всех наук: огромным было её влияние на все развитие науки.
Действительно, ведь нынешняя физика вполне равноценна давнишней натуральной философии, из которой возникло большинство современных наук.
1.3. Физика и другие науки		Как говорил Ричард Фейнман в своих лекциях по физике: «Физика – это самая

Слайд 23 Не зря физику вынуждены изучать студенты всевозможных специальностей; во множестве

явлений она играет основную роль».
Химия (неорганическая) – испытывает на себе

влияние физики более, чем любая другая наука. Все химические процессы – это образование или разрушение связи между валентными электронами. Собственно, теоретическая химия – это физика.
Не зря физику вынуждены изучать студенты всевозможных специальностей; во множестве явлений она играет основную роль».		Химия (неорганическая) –

Слайд 24 Астрономия – старше физики. Но как наука астрономия встала на

ноги только тогда, когда физики смогли объяснить, почему планеты и

звезды движутся именно так, а не иначе. Самым поразительным открытием астрономии был тот факт, что звезды состоят из тех же атомов, что и Земля. Доказано это было физиками-спектроскопистами. Откуда звезды черпают свою энергию? Ясно это стало только к 1940 г., после открытия физиками реакции деления и термоядерного синтеза. Астрономия столь близка к физике, что трудно провести грань между ними.
Астрономия – старше физики. Но как наука астрономия встала на ноги только тогда, когда физики смогли объяснить,

Слайд 25 Биология. Механизм всех биологических процессов можно понять только на молекулярном

и внутриклеточном уровне. И здесь биологам не обойтись без знания

физики и без физической аппаратуры (например, электронных микроскопов, с помощью которых была открыта структура ДНК), а сложнейшие процессы нервной деятельности – по сути, электромагнитные явления.
Биология. Механизм всех биологических процессов можно понять только на молекулярном и внутриклеточном уровне. И здесь биологам не

Слайд 26 Здесь взяты примеры из областей науки, казалось бы, далеких от

физики. А все предметы, которые изучаются в техническом университете (кроме

истории, иностранных языков и т.д.) являются частными случаями различных разделов физики.
Например, электротехника началась с чисто физических исследований Эрстеда, Ампера, Фарадея, Максвелла.

Здесь взяты примеры из областей науки, казалось бы, далеких от физики. А все предметы, которые изучаются в

Слайд 27 Электроника – это синтез нескольких разделов физики: электромагнетизма, физики твердого

тела, физики вакуума и газов и т.д.
И даже королева наук

– математика является инструментом для физических исследований.
Лазеры – физика вынужденного излучения атомов и молекул. Голография – техническое использование явления интерференции и дифракции электромагнитных волн.

Электроника – это синтез нескольких разделов физики: электромагнетизма, физики твердого тела, физики вакуума и газов и т.д.	И

Слайд 28 Или такой пример, студенты электротехнических специальностей прекрасно понимают, что нужно

хорошо знать раздел электромагнитные колебания и волны. Необходимо знать также

и механические колебания. Есть такое понятие – надежность радиоэлектронной аппаратуры.
Вибрация – один из самых опасных факторов, ухудшающих параметры высокочастотных устройств, где незначительные изменения геометрии приводят к существенным изменениям параметров электрической цепи.

Или такой пример, студенты электротехнических специальностей прекрасно понимают, что нужно хорошо знать раздел электромагнитные колебания и волны.

Слайд 29 Связь между физикой и горно-геологическими науками неоспорима.
Нельзя объяснить никакой

геологический процесс, не опираясь на физические законы, описывающие элементарные составляющие

этого процесса.
Связь между физикой и горно-геологическими науками неоспорима. 	Нельзя объяснить никакой геологический процесс, не опираясь на физические законы,

Слайд 30 Для иллюстрации перечислим часть из большого числа глобальных проблем геологии,

теснейшим образом связанных с физикой:
- происхождение Земли и других планет;
-

строение и состав различных геосфер;
- возраст Земли и датирование этапов её развития;
- термическая история Земли;
- разработка теории разрушения горных пород;
- прогноз геодинамических процессов (землетрясения, горные удары, внезапные выбросы газов и др.).

Для иллюстрации перечислим часть из большого числа глобальных проблем геологии, теснейшим образом связанных с физикой:	- происхождение Земли

Слайд 31 В результате связи физики и геологии обособились граничные области знаний:


геофизика,
петрофизика,
физика земной коры,
физика атмосферы,
физика пласта,
физика

океанов и др.


В результате связи физики и геологии обособились граничные области знаний: геофизика, петрофизика, физика земной коры, физика атмосферы,

Слайд 32 Есть надежда, что таким коротким экскурсом в проблемы связи

физики с другими науками автору удалось поколебать бытующее среди студентов

мнение, что физика им совершенно ни к чему.
Итак, физика в полном объеме важна и нужна для любого специалиста, но мы не сможем изучить все проявления физических законов в различных областях. Вы с ними встретитесь, изучая специальные предметы. Наша задача – изучить основные законы физики.
Есть надежда, что таким коротким экскурсом в проблемы связи физики с другими науками автору удалось поколебать

Слайд 33Пространство
Время
Движение

ПространствоВремяДвижение

Слайд 34"Я знаю,
что такое
время,

пока не начинаю

думать о нем"

Т. Аквинский


Слайд 35Классическое понимание
пространства и времени:

Субстанциональная и реляционная
концепции

Классическое пониманиепространства и времени:Субстанциональная и реляционнаяконцепции

Слайд 36Мир "погружен"
в пространство
и время!

Мир

Слайд 37Свойства пространства и времени
в классической картине мира
Высокая
симметрия
пространства:
непрерывность, однородность, изотропность, бескрайность...

Свойства пространства и временив классической картине мираВысокаясимметрияпространства:непрерывность, однородность, изотропность, бескрайность...

Слайд 38



Пространство есть форма бытия материи, которая выражает протяженность, структуру, порядок сосуществования

и рядоположенность материальных объектов.   Время - форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений, происходящих с объектами.
Пространство есть форма бытия материи, которая выражает протяженность, структуру,

Слайд 39 Асимметрия
времени: от прошлого
к будущему
Непрерывность,

однородность, бескрайность времени.

Асимметриявремени: от прошлого   к будущемуНепрерывность, однородность, бескрайность времени.

Слайд 40Современная физика-
реляционная концепция:


"Время создается
изменением вещей"
Августин Блаженный

Современная физика-реляционная  концепция:

Слайд 411.4. Пространственно-временные отношения
Механика – наука о простом перемещении тел в

пространстве и во времени.
Масштабы пространства, времени и скоростей перемещения могут

изменяться в очень широких пределах:

1.4. Пространственно-временные отношения	Механика – наука о простом перемещении тел в пространстве и во времени.	Масштабы пространства, времени и

Слайд 43 Масштабы пространства:
пространство Вселенной, доступное для наблюдения современными методами достигает 1026

м;
размеры ядер имеют порядок 10-15 м;
в опытах на мощных ускорителях

исследуется структура частиц до расстояний 10-18 м.
Масштабы пространства:пространство Вселенной, доступное для наблюдения современными методами достигает 1026 м;размеры ядер имеют порядок 10-15 м;в опытах

Слайд 44
Механика подразделяется на классическую и квантовую
и в

пределах каждой из них рассматривают релятивистское и нерелятивистское движение.

Механика подразделяется на классическую  и  квантовую и в пределах каждой из них рассматривают релятивистское и

Слайд 45 Квантовые и релятивистские представления имеют более общий характер и законы

классической и нерелятивистской механики вытекают из квантовых и релятивистских представлений

при переходе соответствующих границ.
Квантовые и релятивистские представления имеют более общий характер и законы классической и нерелятивистской механики вытекают из квантовых

Слайд 46Лекция окончена!!!

Лекция окончена!!!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика