Слайд 1ГОУ ВПО КГМУ Росздрава
кафедра фармации
3 курс 6 семестр
Управление и экономика
фармации
доктор фармацевтических наук,
профессор кафедры фармации
Бат Нафисет Масхудовна
Слайд 2Лекция № 8
Тема: «Фармацевтический маркетинг и логистика»
План
1.Понятие, задачи и функции
фармацевтического маркетинга
2.Принципы маркетинга
3.Элементы и комплекс маркетинга
4.Основные виды и инструменты маркетинга
5.Понятие
и сущность логистики
Слайд 31.Понятие, задачи и функции фармацевтического маркетинга
Маркетинг (от англ. «market»
- рынок) – это рыночная концепция управления деятельностью предприятий, направленная
на удовлетворение запросов потребителей производимыми товарами и услугами.
Фармацевтический маркетинг процесс реализации фармацевтической помощи. Фармацевтический маркетинг – это рыночная концепция управления деятельностью фармацевтических предприятий, направленная на удовлетворение запросов потребителей лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и другой фармацевтической продукцией.
Фармацевтическая помощь – деятельность, направленная на удовлетворение запросов потребителей лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и другой фармацевтической продукцией.
Цель маркетинговой деятельности – получение прибыли, путем удовлетворения потребностей покупателя с сохранением интересов потребителя.
Слайд 4 Цель маркетинговой деятельности – получение прибыли, путем удовлетворения потребностей покупателя
с сохранением интересов потребителя.
Маркетинг выполняет 2 основные задачи:
♦Ориентация производства на
удовлетворение существующих и потенциальных потребностей.
♦Формирование и стимулирования спроса.
Слайд 5Функции маркетинга в лекарственном обеспечении населения РФ:
*Исследовательская:
1.сбор и обработку информации
о потребительском рынке ЛС
2.изучение потребности (платежеспособного спроса) и конъюнктуры рынка
3.исследования
мотивов поведения лечащих врачей (применение новых методов лечения, новых ЛС, либо консерватизм в выборе метода лечения)
4.исследование конкурентоспособности ЛС разных производителей (экспертная оценка эффективности ЛС)
5.исследование потребителя и сегментации рынка
6.анализ полученной информации
Слайд 6 *Планирование ассортимента и качества ЛС:
1.разработка ассортиментной политики
2.совершенствование товара
3.контроль качества
4.участие в
выставках, ярмарках
5.учет непрогнозируемых факторов (эпидемические вспышки заболеваний, появление новых препаратов,
методик и схем лечения)
6.формирование ассортиментной политики с учетом жизненного цикла товара
Слайд 7
*Ценообразование
*Сбыт и распределение (каналы реализации)
Стимулирование сбыта
1.продажа ЛС в кредит без
предоплаты
2.создание консигнационных складов
3.скидки для оптового покупателя
4.реклама
Слайд 8 ♦Принципы маркетинга
Сбывать не то, что можно произвести, а производить то,
что требуется покупателю. С обострением конкуренции в первую очередь необходимо
товаропроизводителю понять, какой товар нужен потребителю.
Обман потребителей и его ожиданий чреват крахом для предпринимателя.
Прямой обман – это изготовление дефектной (некачественной) продукции, невыдержанные сроки поставки, незавершенное строительство. Обман ожиданий потребителя – это отход от обещаний рекламы.
Потребитель имеет право выбора товара среди функционально однородной продукции. Кроме того, фирме необходимо помнить о конкуренции и защите прав потребителей.
Слайд 9 ♦Элементы и комплекс маркетинга
В фармации элементы маркетинга обозначаются пятью словами,
начинающимися в английском языке на «р».
Первое «р» – place (плейс)–
место, где осуществляется контакт между продавцом и покупателем, оптовиком и посредником, заказчиком и производителем.
Второе «р» - product (продакт)– продукт, т.е. аптечные товары.
Третье «р» – promotion (промоушен)– продвижение товара посредством рекламы и организации сбыта товаров.
Четвертое «р» - price (прайс) – цена потребления.
Пятое «р» – people (пипл) – люди, которые непосредственно связаны с реализацией товара (провизоры, фармацевты)
Слайд 10Комплекс маркетинга
Рынок
цена
товар продвижение
стимулирование
товара сбыта
Слайд 114. Основные виды и инструменты маркетинга
4.1.Основные виды маркетинга:
Внутренний маркетинг –
реализация товаров и услуг в рамках одной страны, ограничен ее
национальными границами.
Экспортный маркетинг – создание новых заграничных рынков сбыта.
Импортный маркетинг – организация успешных продаж, эффективного сбыта.
Научно – технический маркетинг – касается специфики продаж и закупки результатов научно – технической деятельности, патентов, лицензий.
Международный маркетинг – внешнеэкономический, охватывает рыночные территории большого числа стран.
Маркетинг по видам товаров и услуг – по товарный маркетинг (маркетинг промышленных товаров, маркетинг потребительских товаров).
Маркетинг в некоммерческой сфере деятельности – связан с задачами создания положительного общественного мнения в отношении конкретной организации или отдельного лица.
Микросреда фармацевтического маркетинга включает в себя совокупность данных , возникающих на предприятии в форма бухгалтерской, статистической отчетности и т.д.
Макросреда фармацевтического маркетинга система внешней информации объединяющей сведения о состоянии внешней среды предприятия, рынка поведения покупателей, поставщиков, конкурентов – факторы – демографические, экономические, природные, научно-технические, политические, культурные.
Слайд 124.2.Основные инструменты маркетинга - то, чем производится воздействие на потребителя.
Качество
– это соответствие требованиям стандартов.
Качество ЛС – соответствие ЛС
государственному стандарту качества ЛС.
Безопасность ЛС – характеристика ЛС, основанная на сравнительном анализе их эффективности и оценке риска причинения вреда здоровью.
Эффективность ЛС –характеристика степени положительного влияния ЛС на течение болезни.
Цена – которую согласен заплатить покупатель за ваш товар.
Сервисное обслуживание – гарантийный срок, обучение персонала работе с покупателями, работа с жалобами клиентов и т.п.
Ассортимент.
Реклама – рассматривается как искусство создания имиджа – образа фирмы (ярмарки, выставки, мероприятия по стимулированию сбыта).
Слайд 135. Понятие и сущность логистики.
Логистика – наука управления движением
материальных и информационных потоков (в пространстве и во времени) от
их первичного источника до конечного потребителя с минимальными издержками.
В последние годы в организации сбытовой деятельности стали использоваться новые идеи, базирующиеся на концепции логистики. Логистика призвана удовлетворить сформированный маркетингом спрос с минимальными затратами.
Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов, выбором вида транспортных средств и схемой доставки товаров. Микрологистика изучает локальные вопросы в рамках отдельных звеньев логистики (хранение и перемещение товаров, транспортно – складские и другие работы внутри организации).
Слайд 14Организация товародвижения, то есть создание организационных структур и обеспечение организации
труда, способствующих эффективному продвижению товаров аптечного ассортимента и формирование логистических
каналов распределения товаров. Совокупность организаций или отдельных лиц, обеспечивающих физическое перемещение товаров и передачу собственности на товар (или услуги) от производителя к потребителю называется каналами товародвижения, каналами распространения или каналами распределения товаров.
Типы каналов товародвижения
Прямые Косвенные
каналы нулевого уровня Одно- Двух-
уровневый уровневый
Слайд 15Наличие необходимых звеньев в каналах распределения разного уровня
Таблица.
Слайд 16
В фармацевтической службе традиционным является двухуровневый канал распределения.
Производители Аптечный склад
Аптека Потребители ЛС
мед. и фарм. Аптечная база Аптечный пункт и ИМН
продукции Аптечный магазин (население, ЛПУ)
Аптечный киоск
Слайд 17 Список литературы
1.Лобутева Л.А., Лопатин П.В., Чекова Л.П. Организация фармацевтической помощи:
системный маркетинговый подход (цикл лекций). – М.: ВУНМЦ МЗ РФ,
1999. – 174 с.
2.Лозовая Г.Ф., Генералова Е.М. Риск – менеджмент и прикладной маркетинг фармацевтической организации. – М.: МЦФЭР, 2001. – 280 с.