Слайд 1Интервью: шаг за шагом
ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ
2 семестр
Мария Михайловна Лукина,
Доцент кафедры новых
медиа
Слайд 2Помните: никто не обязан вам давать интервью
Слайд 3За исключением...
По закону о СМИ предоставлять информацию журналистам обязаны лишь
госуд.органы и организации, обществ.объединения (их представители: руководители, замы, пресс-секретари). Срок
предоставления информации: 7 дней (з-н!)
Слайд 4Как договариваться об интервью
Договариваться лучше при личной встрече (например, после
пресс-конференции), но чаще всего – по телефону или email. Представиться
лично и свое издание
Рассказать о том, что вы хотите узнать (формулируйте предмет беседы так, чтобы собеседнику это было а)понятно, б)интересно
Слайд 5Будьте готовы к отказу
Почему отказывают:
недоверие к журналисту (новичку)
сомнение
в репутации издания
усталость от общения, интервью
нехватка времени
отсутствие у собеседника интереса
к предмету беседы (ошибка журналиста!)
недостаток знаний (ошибка журналиста!)
Слайд 6И убеждайте собеседника...
Он может
Высказать свою точку зрения на проблему
Просветить людей, разрушить предрассудки
Помочь другим людям избежать ошибок
Получить
известность (вас увидят на экране друзья, родственники)
Слайд 7
Внимание: когда назначается встреча, не забудьте
взять разрешение на запись (аудио,
видео), на фотосъемку
на разговор с членами семьи,
а также договоритесь,
на каких условиях передается информация
Слайд 8Передача информации: «договор» с собеседником
Для печати
Без ссылки на источник
Для фона
Не
для печати
Слайд 9Правильная рассадка (выбрать вариант)
Оппозиционная – удобно отстаивать свою позицию
Перекрестная –
угол стола разделяет людей, однако хороший визуальный контакт, не надо
делить территорию стола
За круглым столом – подчеркнут равный статус (для дискуссий, совещаний, круглых столов)
Рядом – собеседники выступают общим фронтом, объединяют взгляды
Слайд 10Разминка
Цель: «подобрать ключ» к собеседнику, развеять напряжение и настороженность, сформировать
дружелюбную, неагрессивную атмосферу
Не затрагивать провокационных сфер:
политические взгляды
доходы
межнациональные отношения
религиозные
убеждения и т.п.
Слайд 11Как составлять вопросы
Вопрос ради ответа
Формулируйте вопрос таким образом, чтобы вы
получили прямой и полный ответ
Не пытайтесь удивить своим вопросом собеседника
Признайтесь
в своем незнании
Задавайте такие вопросы , чтобы ваш собеседник стал думать
Уважайте собеседника, его время, его «территорию»
Прямой вопрос лучше непрямого, но нередко и непрямой может быть более эффективным
Открытые вопросы предпочтительней закрытых. Помните: отвечая на закрытый вопрос, ваш собеседник может произнести заранее заготовленную речь
Слайд 12Тактика вопросов: приемы зависят от ситуации
Логический, хронологический или импровизационный прием
Хронология:
в центре внимания события (история развивается по законам времени, «что
потом?»)
Логика: история развивается по законам разума, сопоставление оценок и доводов, причин и следствий («почему?», «в чем причина?»)
Импровизация (в центре внимания человек), последовательность вопросов интуитивная
Слайд 13«Смертные» грехи интервьюера
Вопросы, допускающие односложные ответы («да», «нет»)
Утверждение в вопросе
Перегруженные
и слишком сложные для понимания вопросы
Два вопроса в одном
Наводящие на
ответ вопросы
Комментарии и собственные оценки, предположения и домыслы в вопросе
Навешивание ярлыков и преувеличение в вопросе
Слайд 14Вопросы: главные правила
Открытые
Нейтральные
Простые
Слайд 15Вопросы для ознакомления
Прием «контроля» за информацией
Просмотра вопросов требуют должностные или
официальные лица, чтобы заранее продумать стратегию ответов, подготовиться к встрече
Должностные,
официальные лица по закону имеют право требовать «запрос» в письменной форме. Но журналист должен помнить, что он вправе требовать ответ в течение трех дней
Часто эксперты просят ознакомиться с вопросами заранее, чтобы дать продуманный, аргументированный ответ. Если они не относятся к группам влияния, это не страшно
Для портретного интервью – хуже, т.к. теряется свежесть реакции, элемент импровизации
Слайд 16Правила использования записывающей техники
Проверка записи
Получить разрешение на запись беседы (искл.
массовые и мероприятия для прессы)
Не демонстрировать навязчиво технику (страхи)
Ситуация «Выключить
диктофоны»: сигнал «не для печати»
Слайд 17Владимир Набоков: «Нет, никаких диктофонов. Так не говорят с Набоковым.
Когда я вижу эту машину, я начинаю запинаться и мямлить,
мямлить и запинаться... Прямо хэмингуэйщина какая-то...»
Слайд 18Как долго хранить записи
До выхода материала в свет? Всю жизнь?
Зачем
хранить: продолжение темы и доказательство при разрешении спора (запись м.б.
использована в суде)
Нет норм для сроков хранения записей, но есть положение об опровержении сведений, не соответствующих действительности или порочащих честь или достоинство граждан
Срок этот определен законом: опровержение в течение
1 года. По истечении года со дня публикации в опровержении может быть отказано (ст.45 Закона о СМИ)
Слайд 19Скрытая запись
Скрытой считается запись, когда собеседнику не видно записывающее устройство
и когда он не знает, что ведется запись
Вас могут обвинить
в скрытой записи, если не получено разрешение (искл. общественные мероприятия, пресс-конференции)
Журналисты используют прием скрытой записи, хотя в этическом и в правовом смысле она уязвима (вводит собеседника в заблуждение)
В российском законе о СМИ нет положения, запрещающего скрытую запись, но есть ст.50, регламентирующая ее использование (см.!)
Слайд 20Вопросы для ознакомления
Просмотра вопросов требуют должностные или официальные лица, чтобы
заранее продумать стратегию ответов, «подготовиться к встрече» (прием «контроля» за
информацией)
По закону имеют право требовать «запрос» в письменной форме.
Но и журналист вправе требовать уведомление об отказе в течение трех дней (закон!)
Эксперты знакомятся с вопросами заранее, чтобы дать продуманный, аргументированный ответ.
Для портретного интервью – нет смысла: теряется свежесть реакции, элемент импровизации
Слайд 21Подготовка текста интервью для печати (советы)
Не следовать слепо расшифровке устной
беседы: интересный разговор в жизни может оказаться скучным на бумаге
Задать
себе вопросы: Для чего я хочу опубликовать этот материал? Что было самое интересное?
Слайд 22Приемы монтажа
Какой выбрать монтажный ход?
Приемы монтажа: хронологический, логический, драматургический
Хронология: в
центре внимания событие (развитие по законам времени, «что потом?»): репортаж
Логика:
в центре внимания проблема, конфликт интересов (развитие по законам разума, сопоставление оценок и доводов, причин и следствий («почему?», «в чем причина?»)
Эти приемы не подходят для интервью с известной персоной
Слайд 23Драматургический прием
Строится по законам драмы: завязка – кульминация – развязка
Кульминация
может быть в вопросе журналиста (злободневном, остром, нелицеприятном) или в
ответе собеседника (очень актуальный, яркий, неожиданный)
Слайд 24Голливудский прием
продуктивный для интервью-портрета
завязка – нормальная жизнь (он/она счастливые дети)
кульминация
– разрушение привычного уклада жизни (умирают родители, начинается война, уходит
муж/жена)
развязка – преодоление препятствий, восстановление справедливости, достижение успеха
Слайд 25Редактура: пределы вмешательства
Два подхода:
Пределы правки почти безграничны, если не нарушается
смысл, в руках журналиста инициатива (править или не править запись,
оставить ответы без правки безграмотными)
Можно вмешиваться в вопросы (журналиста), а в ответы на них вашего собеседника – нет (возможна лишь грамматическая правка)
Слайд 26Нужно ли заверять материал
Журналисты не обязаны визировать материалы, написанные с
чьих-то слов. При условии:
а) неискажения полученных сведений и смысла
высказывания
б) если высказывание передается без купюр, если соблюдено дословное цитирование (сохранять пленку!)
в) при соблюдении правила идентификации источника и журналиста (в тексте должно быть понятно, какие слова принадлежат источнику, а какие — журналисту)
Если журналист передает смысл собственными словами, то это дело его порядочности – указать на источник
Слайд 27Литература
Мария Лукина. Технология интервью. М., «Аспект Пресс», 2012