Разделы презентаций


Искусство Новгородской земли XII - XV в.в

Содержание

План:Эволюция новгородской архитектуры (12-15 в.в.)«Уличанский храм»Эволюция новгородской иконописиМонументальная живопись Новгорода Феофан Грек.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Искусство Новгородской земли XII-XV в.в.

Искусство Новгородской земли XII-XV в.в.

Слайд 2План:
Эволюция новгородской архитектуры (12-15 в.в.)
«Уличанский храм»
Эволюция новгородской иконописи
Монументальная живопись Новгорода


Феофан Грек.

План:Эволюция новгородской архитектуры (12-15 в.в.)«Уличанский храм»Эволюция новгородской иконописиМонументальная живопись Новгорода    Феофан Грек.

Слайд 3В начале XII века Новгород становится вечевой республикой. Боярство завладевает

государственным аппаратом, оттесняя князя на роль наемного военачальника города.
Православная

вера была идеологической и морально-нравственной основой жизни средневекового общества Новгорода. Принятие христианства постепенно превратило Новгород в мощный духовный центр Руси. 

В начале XII века Новгород становится вечевой республикой. Боярство завладевает государственным аппаратом, оттесняя князя на роль наемного

Слайд 4Архитектура Новгорода

Основным строительным материалом Новгородской земли всегда было дерево. Об

этом свидетельствуют письменные источники и археологические раскопки. Из дерева возводились

крестьянские дома и княжеские дворцы, крепостные стены, храмы, колокольни. Из дерева была построена и первая христианская церковь города во имя Софии Премудрости Божией (989 г.). 

При киевском князе Ярославе Мудром (1019–1054 гг.) столица Руси была украшена целым рядом каменных сооружений, среди которых следует особо выделить грандиозный Софийский собор (40-е годы XI в.) -  главный православный храм Великого Новгорода

 Несмотря на близость к киевскому собору, новгородская София существенно отличается от него не только в конструктивных особенностях, но и в своеобразии художественного замысла: она более проста, лаконична и строга. 

Архитектура НовгородаОсновным строительным материалом Новгородской земли всегда было дерево. Об этом свидетельствуют письменные источники и археологические раскопки.

Слайд 5Софийский Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на

Руси только в XI веке.
 У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная,

и боковые — округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи.
Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.
Основной объём собора вместе с галереями составляет длину 34,5 м ;ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола ( на 2 метра ниже современного), до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, толщиной 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны, скреплены  цемянкой. Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. В главной апсиде и в парусах под средним барабаном внутренние стены заполнены голосниками — керамическими сосудами округлой формы,которые обоегчали давление на несущие части здания.

Голосники

Софийский Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке.  У храма имеется

Слайд 7Софийский собор.
План в

наст. время

Софийский собор.       План в наст. время

Слайд 8Постройки первой четверти XII века продолжают ту линию в архитектуре Новгорода,

которая была намечена Софийским собором. Именно от этого первого каменного

храма города исходит как бы импульс, формирующий образные особенности последующих построек Новгорода. В каждой из них живёт унаследованный от Софийского собора образ мужественной силы, которая порождена духовной мощью. 
Постройки первой четверти XII века продолжают ту линию в архитектуре Новгорода, которая была намечена Софийским собором. Именно от

Слайд 9 После постройки Софийского собора в Новгороде почти 50 лет не возводили

каменных храмов. Строительство возобновилось в начале XII века, когда князь Мстислав

в своей загородной резиденции на Городище близ Новгорода закладывает церковь Благовещения (1103 г.).
Длительный перерыв в каменном строительстве, отсутствие собственных мастеров заставили новгородцев при его возобновлении обратиться к услугам южнорусских строителей.

Вот почему княжеские постройки начала XII века так близки по своему внутреннему и внешнему устройству киевским храмам второй половины XI – начала XII века. Церковь Благовещения известна по археологическим раскопкам, выявлены её нижние части. Это был шестистолпный храм с башней у северо-западного угла. 

 После постройки Софийского собора в Новгороде почти 50 лет не возводили каменных храмов. Строительство возобновилось в начале XII века,

Слайд 10Георгиевский собор в Юрьеве монастыре
Георгиевский собор (1119—1130 ) вырастает перед нами

как образ торжествующей победы над тяжестью. В характере словно от

руки прорисованных архитектурных масс, в подчёркнутой асимметрии композиции, в строгой организованности и одновременно непринуждённости целого ,есть та особая стать, которую можно найти только в новгородской архитектуре.
Георгиевский собор в Юрьеве монастыреГеоргиевский собор (1119—1130 ) вырастает перед нами как образ торжествующей победы над тяжестью. В

Слайд 11Строить во второй половине XII – начале XIII века стали больше, но

заметно уменьшились размеры зданий, упростилось их внутреннее и внешнее убранство.

Изменилась социальная база каменного строительства, стала другой и архитектура, отражая возможности и вкусы демократических слоев города.
Новгородцы научились строить быстро, просто, без конструктивных или декоративных ухищрений. Часто храм возводили за 2–3 летних месяца. При этом образный лад, художественная выразительность новгородского типа остаётся легко узнаваемой и в этих постройках.
Устойчивость, повторяемость особенных черт и позволяют говорить о существовании новгородской архитектурной школы не только в XII–XIII, но и в более позднее время, в XIV–XV веках. 
Строить во второй половине XII – начале XIII века стали больше, но заметно уменьшились размеры зданий, упростилось их внутреннее

Слайд 12Образцами новгородского строительства второй половины XII – начала XIII века могут служить

хорошо сохранившиеся храмы Ладоги – Успенский и Георгиевский (третья четверть XII века).


Ладога, подобно Пскову и Руссе, находилась на положении пригорода и подчинялась светским и церковным властям главного города земли – Новгороду. Строительство каменных храмов в Ладоге началось в середине XII века возведением не сохранившейся до наших дней церкви Климента (1153 г.). Построенные вслед за ней храмы Успения Богоматери и Св. Георгия принадлежат к одному типу – это совсем небольшие четырехстопные одноглавые храмы. Построены они по-новгородски: об этом свидетельствуют материал, технические, конструктивные и декоративные особенности. Ладожские храмы – этап в развитии новгородской архитектурной школы. 

Церковь Успения Богородицы

Георгиевский собор, 1160-1180 гг.

Образцами новгородского строительства второй половины XII – начала XIII века могут служить хорошо сохранившиеся храмы Ладоги – Успенский и Георгиевский

Слайд 13В Новгороде малый тип храма получил широкое распространение несколько позже –

в конце XII – начале XIII века. Примерами таких храмов могут

служить церкви Благовещения у деревни Аркажи (1179 г.), Петра и Павла на Синичьей горе (1192 г.), Ильи на Славнее (1202 г.) и, в особенности, Спасо-Преображенский храм на Нередице (1198 г.). 

Церковь Благовещения в Аркажах

Церковь Благовещения представляет четырёхстопную, однокупольную постройку, с тремя апсидами. Выстроена с использованием известняковых плит, скрепленных цемянкой, и кирпича. Первоначально фасады завершались полуциркульными закомарами, кровля была посводной. При восстановлении в XVII веке кровлю сделали восьмискатной.  От первоначального её облика сохранилась лишь нижняя половина.

В Новгороде малый тип храма получил широкое распространение несколько позже – в конце XII – начале XIII века. Примерами

Слайд 14Храм Ильи Пророка на Славне. 
Церковь Ильи Пророка на Славне —

один из самых необычных памятников архитектуры в Великом Новгороде. Она

находится на Славенском конце Торговой стороны, одном из пяти районов древнего Новгорода, который получил свое название от поселка Славна. В наши дни церковь Ильи Пророка стала известна благодаря тому, что является старейшим обитаемым зданием в России.

Храму присущи традиции новгородского зодчества XII века — кубовидность, простота и массивность форм, наличие одного купола и трех апсид. 

Храм Ильи Пророка на Славне. Церковь Ильи Пророка на Славне — один из самых необычных памятников архитектуры в

Слайд 15Церковь Спаса на Нередице.
Постройка церкви относится к 1198 году,  заказчиком ее был князь Ярослав Владимирович. Она относится к числу  последних княжеских построек в Новгороде.
Церковь построена в княжеском

дворцовом монастыре.
Церковь Спаса-Нередицы представляет кубического типа постройку, почти квадратную

в плане, с четырьмя столбами внутри, несущими единственный купол. Узкий щелевидный ход в толще западной стены ведет на хоры. В отличие от более ранних построек, только средняя часть хор открыта внутрь церкви. В северо-западном и юго-западном углах на полатях помещались небольшие приделы.
Нередица не блещет геометрической точностью линий и форм, стены ее непомерно толсты, кладка грубовата. Кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов — все это придает церкви Спаса на Нередице особую пластичность, столь отличающую новгородское и псковское зодчество от памятников владимиро-суздальской архитектуры и зодчества ранней Москвы.
Церковь Спаса на Нередице. Постройка церкви относится к 1198 году,  заказчиком ее был князь Ярослав Владимирович. Она относится к числу  последних княжеских построек в Новгороде.Церковь построена в княжеском дворцовом монастыре. Церковь Спаса-Нередицы представляет кубического

Слайд 16Татаро-монгольское нашествие (конец 30–40-х годов XIII в.), ставшее для Руси национальной

катастрофой, не докатилось до Новгорода, тем не менее его последствия

отразились на всех сферах социальной и культурной жизни города, в том числе и на архитектуре.
Строительство возобновляется лишь в самом конце века. Показательно, что первый после долгого перерыва построенный каменный храм – церковь Николы на Липне (1292 г.) – повторяет в основных чертах один из последних храмов предмонгольской эпохи – церковь Рождества Богоматери в Перыне. Это знак цепкости, устойчивости традиционных представлений об архитектуре культовых зданий новгородцев .
Татаро-монгольское нашествие (конец 30–40-х годов XIII в.), ставшее для Руси национальной катастрофой, не докатилось до Новгорода, тем не

Слайд 17 Малый тип храма продолжает определять облик зодчества и в

XIV–XV веках, вплоть до 1478 года, когда Новгород утратил государственную независимость. В

этот период развитие архитектуры окончательно стабилизируется.

Неизменной остаётся структура четырёх-столпного, близкого в плане к квадрату, одноглавого храма с одной апсидой, выступающей за линию восточного фасада. В конце XIII – середине XIV века варьируются завершения фасадов: наряду с традиционным посводным (закомарным) перекрытием используется восьмискатная форма и трёхлопастное завершение.

Решительно изменяется с 60-х годов XIV века декорировка фасадов. Важные изменения происходят в технике строительства: вместо тонкой плинфы употребляется брусковый кирпич. Основным материалом для кладки стен остаётся местная порода известняка и частично используемый кирпич. Грубоватая тёска известняка лишает стены новгородских храмов жёсткого геометризма, придаёт им особое пластическое обаяние.

Самыми распространёнными конструкциями перекрытия оставались купольный и цилиндрический своды.
Малый тип храма продолжает определять облик зодчества и в XIV–XV веках, вплоть до 1478 года, когда Новгород утратил

Слайд 18Расцвет новгородской архитектуры приходится на вторую половину XIV – начало XV века.

К высшим достижениям новгородских зодчих этого периода относятся церковь Фёдора

Стратилата (1361 г.), Спасо-Преображенская церковь на Ильине улице (1374 г.), храм Петра и Павла в Кожевниках (1406 г.).

Церковь Фёдора Стратилата

Одним из выдающихся памятников новгородского зодчества является церковь Федора Стратилата на Ручью, выстроенная в 1360 - 1361 . Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. С западной стороны к церкви примыкает пристройка и колокольня, построенные в XVII веке.

Расцвет новгородской архитектуры приходится на вторую половину XIV – начало XV века. К высшим достижениям новгородских зодчих этого периода

Слайд 19Церковь Преображения, являясь характерной постройкой своего времени, отличается величественной монументальностью.

Она относится к распространенному в новгородской архитектуре XIV века типу

четырёхстолпного квадратного в плане храма с одной алтарной апсидой и одним куполом. Фасады имеют трёхлопастное завершение. В настоящее время кровля восьмискатная, придающая завершениям фасадов треугольную форму. Храм обладает выраженной высотностью, а форма кровли придаёт ему динамичность.
Церковь Преображения, являясь характерной постройкой своего времени, отличается величественной монументальностью. Она относится к распространенному в новгородской архитектуре

Слайд 20Храм Петра и Павла в Кожевниках,1406 г.

Храм Петра и Павла в Кожевниках,1406 г.

Слайд 21Почти все уличанские храмы одноглавые, с одной массивной апсидой, но без притвора.

Вместо него на западной стене паперть -крыльцо перед входом.
Уличанские храмы

крупнее, и весь их вид более парадный.
Уличанский храм – храм для узкого круга прихожан-жителей улиц и городских концов. По другому он назывался «кончанский» (конец города).
В качестве заказчиков храмов выступают не князья, а купцы, посадники, городские общины и т.д.
Новгородские храмы:
Четырех-фронтонная, восьмискатная форма кровли
Форма фронтона- трилистник
Фасад расчленен широкими лопатками на 3 прясла (вертикальные части фасада, разделённые лопатками или пилястрами) , сверху оформлен ползучей многолопастной аркой
Одна апсида пониженная, обычно ее высота соответствует нижней части фронтона. Апсида вынесена за пределы четверика ,в отличии от ранненовгородской  архитектуры
Декор:
Особо нарядный барабан
Апсида: ряд окон и ниш, по вертикали расчленена пряслами, аркатурный арочный пояс
Специфика окон: полуциркульные или стрельчатые, утоплены в ниши
(Описание по Церкви Федора Стратилата на Ручью)

Уличанский храм

Почти все уличанские храмы одноглавые, с одной массивной апсидой, но без притвора. Вместо него на западной стене паперть -крыльцо

Слайд 22Кон .12- нач 13 века Рисунок фасада - трилистник.На барабане

аркатурный пояс.
Конструкцию составляет динамичное трехлопастное завершение фасадов, здесь отсутствуют притворы,

боковые апсиды, развитый декор.
Идея устремленности вверх в перынской постройке выражается средствами :наклоном стен к центральной оси, сужением лопаток в верхней части, особым расположением окон, вписывающихся в треугольник, акцентированными высотными размерами. 

Церковь Рождества Богородицы на Перыни

Кон .12- нач 13 века Рисунок фасада - трилистник.На барабане аркатурный пояс.Конструкцию составляет динамичное трехлопастное завершение фасадов,

Слайд 23Древнейшие на Руси иконы сохранились в  Великом Новгороде.
Условная, как и

все древнерусское искусство, новгородская икона отличалась жизнеутверждающей силой. Художественный язык

новгородской иконы прост, лаконичен, четок. Композиция строится на противопоставлении крупных форм и ярких локальных тонов.

Из Софийского собора происходят несколько огромных икон, входивших в древнейшее убранство храма. Икона «Спас Златая риза», изображающая Христа на троне в золотых одеждах.

Спас Златая риза, XI век

Русская иконопись — развивавшееся в недрах православной церкви изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века крещением Руси. Иконопись оставалась ядром древнерусской культуры вплоть до конца XVII века, когда в петровскую эпоху была потеснена светскими видами изобразительного искусства.

Новгородская иконопись

Древнейшие на Руси иконы сохранились в  Великом Новгороде.Условная, как и все древнерусское искусство, новгородская икона отличалась жизнеутверждающей

Слайд 24Апостолы Пётр и Павел. Икона середины XI века. 
Необычным для

византийского искусства является гигантский размер икон, предназначенных для огромного храма.


Икона написана неизвестным мастером (византийским, киевским или местным новгородским), её стиль навеян фресковыми изображениями.

На иконе апостолы изображены в полный рост, над ними помещена полуфигура Иисуса Христа. Головы апостолов представлены в повороте на три четверти. В рукахапостола Павла находится книга, у апостола Петра — древко креста, свиток и три ключа.

Апостолы Пётр и Павел. Икона середины XI века.  Необычным для византийского искусства является гигантский размер икон, предназначенных

Слайд 25Благовещение «Устюжское». XII век. ГТГ.
Из Георгиевского собора Юрьева монастыря происходят две иконы 1130-х

гг: «Устюжское Благовещение» и ростовая икона святого Георгия .Иконы также большого размера

и превосходного исполнения. Размеру соответствует и монументализм образов.
Икона «Устюжское Благовещение» имеет редкие иконографические детали, выражающие христианское учение о Боговоплощении. Сверху на иконе изображён сегмент небес с изображением Ветхого Денми — символического образа Христа — от которого на Богоматерь сходит луч, показывающий действие Святого Духа. На фоне фигуры Богоматери в красных тонах написан сидящий Младенец Христос, воплотившийся в Её чреве.
Благовещение «Устюжское». XII век. ГТГ.Из Георгиевского собора Юрьева монастыря происходят две иконы 1130-х гг: «Устюжское Благовещение» и ростовая икона святого Георгия .Иконы

Слайд 26Иконография образа соответствует распространившемуся в Византии с X века изображению святого Георгия в образе воина,

а не молодого мученика[3]. Он изображён в полный рост с княжеским

венцом на голове. Фон иконы золотой, без позема. Правая рука святого прижата к груди, в ней находится копьё, левая рука опущена и держитмеч в ножнах. За спиной святого виден щит круглой формы.
Иконография образа соответствует распространившемуся в Византии с X века изображению святого Георгия в образе воина, а не молодого мученика[3]. Он изображён в полный

Слайд 27Плохо сохранилась чтимая новгородская икона Богоматери «Знамение», исполненная в 1130—1140-х

гг. Икона была изначально процессионной (выносной) и прославилась в 1169

году, когда Новгород был спасен от осады суздальскими войсками. На лицевой стороне изображена Богоматерь с медальоном на груди, в котором представлен Спас Эммануил.

Древняя живопись здесь почти совершенно утрачена. Лучше сохранился оборот иконы с фигурами апостола Петра и мученицы Натальи (по другой версии Иоакима и Анны — родителей Богоматери). Графическая проработка, в особенности стилизованные пробела и движки указывают на комниновский стиль ( произведения достигают уравновешенности между классической формой и одухотворенностью образа, они изящны и поэтичны).

Плохо сохранилась чтимая новгородская икона Богоматери «Знамение», исполненная в 1130—1140-х гг. Икона была изначально процессионной (выносной) и

Слайд 28Приблизительно во второй четверти XII века в художественной культуре Новгорода происходит

существенный перелом. В соответствии со стилистическими изменениями, наметившимися в византийском

искусстве, масштаб форм в местной живописи становится относительно умеренным, а образы — более эмоциональными и экспрессивными. 
Приблизительно во второй четверти XII века в художественной культуре Новгорода происходит существенный перелом. В соответствии со стилистическими изменениями,

Слайд 29В конце XII века была создана икона «Спас Нерукотворный» с

изображением на обороте поклонения кресту .Величественный лик Христа исполнен точным рисунком и

мягкой, плавной моделировкой
В конце XII века была создана икона «Спас Нерукотворный» с изображением на обороте поклонения кресту .Величественный лик Христа исполнен

Слайд 30Небольшая оглавная икона архангела Гавриила ,получившая название «Ангел Златые власы»-кон.12 в., некогда

являлась частью деисусного чина. Большой, занимающий почти все пространство иконы, лик архангела

с ещё более увеличенными глазами производит впечатление ясности и спокойствия. В то же время, этому образу свойственна особая лиричность и тонкая эмоциональность, унаследованная от комниновского искусства и близко воспринятая на Руси.
Небольшая оглавная икона архангела Гавриила ,получившая название «Ангел Златые власы»-кон.12 в., некогда являлась частью деисусного чина. Большой, занимающий почти все пространство

Слайд 31В Успенском соборе Москвы хранится небольшая новгородская икона Богоматери конца XII-

начала XIII века. Необычна её иконография: младенец Христос соприкасается с

Матерью щеками как в иконографическом типе Умиление, а в правой руке держит свиток, что характерно для типа Одигитрии. В благословляющем жесте сложена левая рука Спасителя. На голове Богоматери поверх мафория лежит ещё один тёмный плат. Камерность иконы сочетается с тяготением к ясному монументальному образу, как в иконах начала века.
В Успенском соборе Москвы хранится небольшая новгородская икона Богоматери конца XII- начала XIII века. Необычна её иконография: младенец

Слайд 32Центральными памятником новгородской иконописи второй половины XIII века является икона «Святитель Николай Чудотворец, с

избранными святыми на полях», исполненная в 1294 году Алексеем Петровым для

Никольской церкви на острове Липно. Святитель Николай, самый почитаемый святой на Руси, представлен как заступник всех христиан, как надежный защитник.
Центральными памятником новгородской иконописи второй половины XIII века является икона «Святитель Николай Чудотворец, с избранными святыми на полях», исполненная в 1294 году

Слайд 33Вторая половина XIV века была исключительно плодотворным временем для новгородского искусства.

Один из главных памятников 30–40 годов XIV столетия — иконы из праздничного ряда иконостаса

Софийского собора. Их пришлось писать в связи с ремонтом храма после большого летнего пожара 1340 года.
Вторая половина XIV века была исключительно плодотворным временем для новгородского искусства. Один из главных памятников 30–40 годов XIV столетия — иконы из

Слайд 35На рубеже XIV–XV веков в культуре византийского мира важнейшее значение получает

новый вариант позднепалеологовского стиля. Спокойные, незатесненные композиции, стройные фигуры, задумчивые

лики, ритмичные, округлые контуры, согласованные оттенки мягко светящихся красок передают гармонию небесного мира.
Восприятие нового стиля в Новгороде шло, в сравнении с Москвой, медленнее, а его воплощение в новгородской культуре XV века отличалось самостоятельностью и послужило толчком к исключительно интенсивному развитию местной иконописи. Поскольку сохранившиеся новгородские иконы первой половины XV века исполнены в ведущих мастерских, они с наибольшей достоверностью отражают оригинальный путь развития местной живописи. 
На рубеже XIV–XV веков в культуре византийского мира важнейшее значение получает новый вариант позднепалеологовского стиля. Спокойные, незатесненные композиции,

Слайд 36«Сошествие Святого Духа» из Духова монастыря — это плоть от

плоти новгородской иконописи конца XIV столетия, с ее глубоким, чуть приглушенным

колоритом и мерцанием тонкого золотого ассиста на одеждах.
«Сошествие Святого Духа» из Духова монастыря — это плоть от плоти новгородской иконописи конца XIV столетия, с ее

Слайд 37Самым ранним памятником новгородской монументальной живописи является совершенно уникальный по

своему стилю фрагмент росписи, сохранившийся в южной галерее собора св.

Софии в Новгороде. 

Этот собор был построен между 1045 и 1050 годами и оставался нерасписанным до 1108 года. По-видимому, до этого времени интерьер украшали лишь отдельные изображения святых, размещенные на столбах и выполнявшие роль своеобразных монументальных икон. К их числу и относится фрагмент южной галереи, на котором представлены св. Константин и Елена в рост. В лицах отсутствует малейший намек на моделировку. Изящные, графически точные линии проведены уверенной опытной рукой, искушенной во всех тонкостях каллиграфии. Светлые, нежные краски (преобладают воздушные голубые, белоснежные и розовато-оранжевые цвета) подкупают своей прозрачностью и какой-то особой легкостью.

Монументальная живопись

Самым ранним памятником новгородской монументальной живописи является совершенно уникальный по своему стилю фрагмент росписи, сохранившийся в южной

Слайд 38Св. Константин и Елена

Св. Константин и Елена

Слайд 39Карп, епископ Фиатирский, 1108 г.
Собор Святой Софии, Новгород
Фреска в южной световой арке.
Полуфигура

царя Соломона

Карп, епископ Фиатирский, 1108 г.Собор Святой Софии, НовгородФреска в южной световой арке.Полуфигура царя Соломона

Слайд 40 Другие памятники новгородской монументальной живописи раннего XII века —росписи Николо-Дворищенского

собора, возведенного в 1113 году и собора Антониева монастыря — говорят о

том, что в это время в Новгороде наблюдалось большое разнообразие стилистических направлений. Возможно, это было связано с деятельностью различных артелей живописцев, часть из которых могла быть и пришлой.

Николо-Дворищенский собор

Фрагменты фресок были открыты в юго-западной части подцерковья (остатки монументальной композиции Страшный суд и редко встречающейся сцены Иов на гноище) и в центральной апсиде (нижние части трех фигур святителей). Стройная фигура жены Иова, с тонким строгим лицом восходит к киевским традициям. Возможно, что это работа заезжего киевского мастера либо прошедшего киевскую выучку новгородского художника.

 Другие памятники новгородской монументальной живописи раннего XII века —росписи Николо-Дворищенского собора, возведенного в 1113 году и собора Антониева монастыря

Слайд 41Иов на гноище

Жена Иова

Иов на гноище Жена Иова

Слайд 42 Из иной школы вышли росписи собора Рождества Богородицы Антониева монастыря, исполненные,

согласно свидетельству I Новгородской летописи, в 1125 году.
Фрески повреждены насечками, сделанными

для того, чтобы лучше держался новый грунт, по которому были написаны новые фрески, долгое время закрывавшие старые росписи.
Массивные головы с крупными мясистыми чертами лица выделяются своим не совсем византийским типом. Лица очерчены энергичными красновато-коричневыми линиями,. Фактура широкая. Графическая стилизация светов, столь характерная для памятников XII века, почти отсутствует, намеки на нее имеются лишь в одном изображении — бородатого старца в центральной апсиде. Тяжелая и плотная колористическая гамма выдержана в холодных тонах с преобладанием серого тона.
По общему духу это суровое искусство сродни  памятникам романской живописи, в частности росписям Санта Кроче ин Джерузалемме в Риме (1144). Объяснение столь сильно выраженных романских черт не представляет особых трудностей, если вспомнить об оживленных культурных связях Новгорода с Западом. 
 Из иной школы вышли росписи собора Рождества Богородицы Антониева монастыря, исполненные, согласно свидетельству I Новгородской летописи, в 1125 году.  Фрески

Слайд 43Неизвестный преподобномученик
1125 г.
Обретение главы Иоанна Предтечи
1125 г.

Неизвестный преподобномученик1125 г.Обретение главы Иоанна Предтечи1125 г.

Слайд 44Целитель Кир
1125 г.
Неизвестный целитель
1125 г.

Целитель Кир1125 г.Неизвестный целитель1125 г.

Слайд 45Феофан Грек
Феофа́н Грек (около 1340 — около 1410) — великий русский и византийский иконописец, миниатюрист

и мастер монументальных фресковых росписей.
Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на

Русь работал в Константинополе,  генуэзских Галате и Кафе (ныне Феодосия в Крыму) (сохранились только фрески в Феодосии). Вероятно, прибыл на Русь вместе с митрополитом Киприаном.

Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе. Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи. До нас дошли также росписи апсиды — фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе, и «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающих к ним стенах. 

Феофан ГрекФеофа́н Грек (около 1340 — около 1410) — великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек),

Слайд 46Спас Вседержитель. 

Спас Вседержитель. 

Слайд 47Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела. Это орнамент, фронтальные фигуры

святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими ангелами, престол с подходящими к

нему четырьмя святителями и, в верхней части стены — Столпники, ветхозаветная «Троица», медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и фигура Макария Египетского.
Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела. Это орнамент, фронтальные фигуры святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими ангелами, престол

Слайд 48о.
Фреска церкви Спаса Преображения в Новгороде Великом изображает Ветхозаветную Троицу

(гостеприимство Авраама ). Фреска выполнена в сдержанном, практически монохромном колорите

.Средний ангел изображен с распростертыми крыльями. Часть фрески, на которой должен был находиться Авраам утрачена, внизу справа изображена жена Авраама Сарра. 
о.Фреска церкви Спаса Преображения в Новгороде Великом изображает Ветхозаветную Троицу (гостеприимство Авраама ). Фреска выполнена в сдержанном,

Слайд 50Даниил Столпник, 1378 Фрагмент фрески в Церкви Преображения
Фреска Архангел, 1378

Даниил Столпник, 1378 Фрагмент фрески в Церкви ПреображенияФреска Архангел, 1378

Слайд 51Феофан Грек оказал заметное влияние на развитие новгородского искусства. Его

мировоззрение и отчасти манера письма были восприняты местными мастерами, расписавшими

церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и Фёдора Стратилата на Ручью. Живопись в этих храмах напоминает фрески церкви Спаса на Ильине своей свободной манерой, принципом построения композиций и выбором красок для росписи. Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах — в иконе «Отечество» (XIV век) присутствуют серафимы, скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, а также в нескольких других произведениях. 

Архангел Гавриил. Фреска в притворе церкви Успения на Волотовом поле.

Феофан Грек оказал заметное влияние на развитие новгородского искусства. Его мировоззрение и отчасти манера письма были восприняты

Слайд 52Отечество

Отечество

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика