Слайд 1Изобразительное искусство символизма
Слайд 2 Символи́зм (фр. Symbolisme, символ) — направление в искусстве конца 19
– 20 веков, характеризуемое использованием символики, недосказанности, намёков, таинственных и
загадочных образов.
Символ – условный знак какой-либо идеи.
Символизм возник во Франции в 1870—1880-х годах и достиг наибольшего развития на рубеже 19 и 20 веков, прежде всего в самой Франции, а также в Германии, Бельгии и России.
Символизм выступает категорически против искусства реализма и натурализма, отрицая подражание реалистической, внешней природе. Символисты, напротив, делают попытку постичь внутреннюю тайну бытия, суть вещей и явлений, выразить их «изначальную идею», утверждая главенство символа, как основного способа выражения тонкого душевного состояния художника.
У символистов с романтизмом было немало общего: обращение к миру чувственной интуиции, поиски идеи и истины в потустороннем, мистическом пространстве, воспроизведение таинственных картин далекого прошлого (прежде всего Античности и Средневековья).
Слайд 3Гюстав Моро
Галатея. 1880 г.
Музей Орсе, Париж
1.Художественные принципы символизма
Гюстава Моро
Наиболее популярными темами символистов были религия и оккультизм, передача
различных чувств и эмоций, любовь, смерть, болезни и различные человеческие пороки.
В основе искусства символизма лежала идея двойственности мира (мир реальный и потусторонний). Главный тезис символистов сводился к тому, что искусство призвано выражать и облекать в плоть невыразимое и бесплотное. Таким образом, художник выступал в качестве посредника между миром видимым и невидимым.
Слайд 4Гюстав Моро
Эдип и Сфинкс. 1864 г.
Метрополитен музей, Нью-Йорк
Художники-символисты вдохновлялись
поэзией и литературой эпохи романтизма, различными легендами, сказаниями, мифологией и
библейскими историями, создавали свои полотна, наполненные персонажами и предметами, имеющими глубокий мифический, мистический и эзотерический смысл.
Слайд 5Гюстав Моро
Эдип и Сфинкс. 1864 г.
Частное собрание
Главной особенностью творчества
Гюстава Моро (1826-1898) является воспроизведение загадочного мира сильных человеческих эмоций,
феерических зрелищ, часто несущих в себе зловещий, роковой смысл. Он часто прибегает к мифологическим героям, воплощающим двойственное начало: красоту и порок. Фантастические пейзажи, экзотические растения и животные создают сказочное, нереальное пространство.
Слайд 6Гюстав Моро
Соломея, танцующая перед Иродом. 1876 г.
Музей Гюстава Моро,
Париж
На лицах героев практически никогда не встречаются положительные эмоции, так
как художник стремится донести до людей мысль о несовершенстве окружающего их мира.
Задний фон полотен обычно размыт и изображен в спокойной однотипной цветовой гамме, изображение на первом плане - весьма обобщенное и простое, заметны четки контуры самых мельчайших элементов.
Слайд 7Михаил Врубель
Царевна Лебедь. 1900 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
2.Символизм в
русской живописи
Творческое кредо Михаил Александрович Врубель (1856—1910) выразил в этих
словах: «Написать натуру нельзя и не нужно, должно поймать ее красоту».
Воображение художника переносит его в мир таинственных грез, смутных видений и предчувствий.
Его привлекает то время суток, когда догорают лучи заходящего солнца, сгущаются сумерки, а земля погружается в непроницаемую пелену мрака.
Слайд 8Михаил Врубель
Демон сидящий. 1890 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Неясные очертания
предметов то тревожно «тонут» в едва различимом пространстве, то неожиданно
вспыхивают или мерцают, переливаясь загадочными световыми бликами. В этом таинственном мире живут и действуют мифологические и сказочные персонажи Врубеля («Царевна Лебедь», «Муза», «Пан», «Шестикрылый Серафим», «Пророк», «Богатырь», «Микула Селянинович», «Снегурочка», «Волхова»).
Слайд 9Михаил Врубель
Сирень. 1900 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Реальность, мечта и
воображение переплетаются в его полотнах самым невероятным образом. Излюбленной в
творчестве М.А. Врубеля была тема природы, которая в его картинах приобретала символическое звучание.
В картине «Сирень» растет и дышит ночной прохладой огромный куст сирени. На этом фоне не сразу можно заметить таинственную хрупкую фигуру девушки.
В целом картина символизирует духовную связь человека и природы, звучит как гимн красоте, рождает взволнованное чувство загадочности бытия.
Слайд 10Михаил Врубель
Потрет С.И. Мамонтова 1897 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Черты символизма
нашли отражение и в портретном творчестве М.А. Врубеля. По представлениям
символистов, душа человека, заключенная в темницу тела, непреодолимо одинока и беспомощна перед лицом рока и смерти.
Поэтому почти все портреты Врубеля несут в себе мироощущение тревожного напряжения и трагического предчувствия. Неуравновешенность композиции, беспокойное чередование темного и светлого создают ощущение тревоги.
Слайд 11Виктор Борисов-Мусатов
Осенний мотив. 1899 г.
Саратовский государственный художественный музей
им. А. Н. Радищева
Одним из первых и наиболее последовательных символистов
в живописи был Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905).
Художник уводил зрителя в безвозвратно ушедшее прошлое, в мир старинных полуразрушенных усадьб и тенистых аллей парков, на берега заросших рек и искусственных водоемов.
Слайд 12Виктор Борисов-Мусатов
Водоем. 1902 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Милые женские
образы – главные героини его полотен «Осенний мотив» (1899), «Водоем»
(1902) – органично слиты с миром окружающей природы, погружены в безмолвное созерцание. Картины как бы превращаются в знак, символ внутреннего покоя и душевного равновесия.
Слайд 13Задание:
Напишите эссе «Врубель. Демон сидящий», используя вопросы:
Что послужило прообразом Демона?
Какой
художественный образ демона выбрал Врубель?
Какие средства выразительности использовал художник, для
передачи этого образа?
Какую проблему эпохи хотел символически представить Михаил Врубель в этой картине?
Ваше отношение к этому произведению.