Слайд 2КОММУНИКАЦИОННЫЕ КАНАЛЫ
КОММУНИКАЦИОННЫЙ КАНАЛ – это реальная или воображаемая линия связи, по которой
сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту.
Коммуникационные каналы обеспечивают движение не
смыслов, а только материального воплощения сообщений, которое выражает смысловое содержание.
КОММУНИКАЦИОННЫЕ КАНАЛЫ – МАТЕРИАЛЬНАЯ СТОРОНА СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ.
Слайд 3ФУНКЦИИ КОММУНИКАЦИОННОГО КАНАЛА
Предоставляет коммуниканту и реципиенту средства для создания и
восприятия сообщения:
материальные носители сообщений
технические устройства для осуществления коммуникации
знаки, языки, коды,
обеспечивающие движение смыслов.
Слайд 4КОММУНИКАЦИОННЫЕ РЕВОЛЮЦИИ (эволюция средств коммуникации)
Появление речи
Изобретение письменности
Изобретение книгопечатания
Изобретение электронных средств
коммуникации (телефон, телеграф, радио, телевидение)
Изобретение персонального компрьютера
Слайд 5ПЕРВАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ
РЕВОЛЮЦИЯ – ПОЯВЛЕНИЕ РЕЧИ
В первобытном обществе усложнялась
техника ведения хозяйства.
Усложнение коллективных действий и общественных взаимоотношений повлекло за собой появление новых средств общения – РЕЧИ.
Слайд 6Речь становилась ведущим средством:
познания окружающего мира, инструментом мышления;
передачи накопленного
знания
и опыта;
регуляции взаимодействия;
информирования о чем-то;
внутренней самоорганизации и самоуправления
человека.
ПОЯВЛЕНИЕ РЕЧИ
Слайд 7ВТОРАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – ИЗОБРЕТЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ
«Человек исчезает, тело его становится
прахом, все близкие его исчезают с поверхности земли, но писания
заставляют вспомнить его устами тех, кто передает это в уста других. Книга нужнее построенного дома, лучше роскошного дворца, лучше памятника в храме»
Слайд 8ТРЕТЬЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – ИЗОБРЕТЕНИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ
Книга оказалась надежным средством коммуникации:
хранилищем
информации
средством ее трансляции
увеличила возможности коммуникационных контактов как между современниками, так
и между поколениями и представителями различных культур.
Слайд 10ТРЕТЬЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – ИЗОБРЕТЕНИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ
Промышленное производство книг привело к:
1.
Быстрому росту научной и образовательной сферы общества, увеличению доли грамотного
населения.
2. Развитию библиотечного дела.
3. Возникновению целой отрасли производства — бумажной промышленности.
Слайд 11ЧЕТВЕРТАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – ИЗОБРЕТЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ
Изобретение электричества, когда
создаются телефон, телеграф, радио и телевидение, способные накапливать и передавать
огромные информационные массивы.
Коммуникации стали осуществляться с более высокой оперативностью
Слайд 12ПЯТАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – ИЗОБРЕТЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА
Произвела переворот в информационной
сфере общества, изменила психологию и практику научной, педагогической и производственной
деятельности людей.
Впервые за всю историю развития цивилизации человек получил высокоэффективное средство для усиления своей интеллектуальной деятельности.
Слайд 13КОММУНИКАЦИОННЫЕ КАНАЛЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ
УСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Слайд 14УСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
КОММУНИКАНТ
ВЕРБАЛЬНЫЙ КАНАЛ
НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КАНАЛ
РЕЦИПИЕНТ
Слайд 15ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
КОММУНИКАНТ
ИСКУССТВЕННО СОЗДАННЫЙ КАНАЛ
РЕЦИПИЕНТ
Слайд 16ОСНОВНЫЕ ПОСРЕДНИКИ В ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
• архивы,
библиотеки
• библиографические службы,
• издательства,
• книжная
торговля,
• информационные и реферативные службы.
Слайд 17Электронные средства коммуникации
Современные электронные средства значительно меняют структуру социальной коммуникации.
Однако, появление и наличие электронных средств коммуникации нельзя выделять в
особый род коммуникации. Ведь в электронной среде мы видим и устную, и документальную коммуникацию.
Мы не можем назвать формы коммуникации, специфичные только для электронной среды.
Слайд 18КОММУНИКАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ
Совокупность внешних и внутренних причин и явлений, мешающих эффективной
коммуникации или полностью блокирующих её.
http://www.youtube.com/watch?v=nqauaxW5sac
Слайд 19Причины возникновения барьеров в коммуникации
информационный шум,
блокирование и искажение
информации,
свойства информации такие, как рассеяние, старение, кумуляция и
т. д.,
особенности коммуникативной компетентности участников коммуникации,
неоднозначность языка и т. д.
Слайд 20Виды коммуникационных барьеров
Физические, связанные с блокированием коммуникационного канала или с
ограничениями его использования.
Психологические, связанные с персональными особенностями участников коммуникации, затрудняющих
создание эффективного информационного сообщения отправителем и успешное его восприятие получателем.
Слайд 21ФИЗИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ
Географический барьер подразумевает нахождение информационного сообщения в определенном географическом
месте, удаленном от места нахождения получателя
Барьер рассеяния информации. В колоссальном
объеме информационного потока теряются по-настоящему важные сообщения.
Слайд 22ФИЗИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ
Институциональные барьеры, т. е. ограничение распространения определенных видов информации
при помощи законов и цензуры (гос. тайна, коммерческая тайна, авт.
право и т. д.)
Слайд 23ЦЕНЗУРА КАК КОММУНИКАЦИОННЫЙ БАРЬЕР
ЦЕНЗУРА - всякое ограничение распространения по коммуникационным
каналам каких-либо знаний, стимулов (призывов, волевых воздействий), эмоциональных настроений (возмущение,
одобрение, скорбь и пр.).
Слайд 24ЦЕНЗУРА
Контроль власти за содержанием и распространением ИНФОРМАЦИИ с целью ограничения
либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых этой властью вредными
или нежелательными.
Слайд 25Обоснование цензуры
Признание права государства на ограничение распространения любой информации, которую
государство считает вредной или нежелательной.
Слайд 26ВИДЫ ЦЕНЗУРЫ
По характеру регулируемой информации
военная
государственная
экономическая
коммерческая
политическая
идеологическая
нравственная
духовная.
Слайд 27ВИДЫ ЦЕНЗУРЫ
II. По способам осуществления:
Запретительная (предварительная)
Карательная (библиоцид, спецхран)
Корпоративная
Самоцензура
Слайд 28МЕРЫ ИНТЕРНЕТ-ЦЕНЗУРЫ
Сосредоточение в руках государства управления сетевыми коммуникациями
Предоставление возможности
доступа к интернет-ресурсам контролируемым компаниями
Контроль содержания интернет-ресурсов через подставные фирмы,
«неправительственные организации» или частных лиц
Слайд 29НОВЫЕ ФОРМЫ ЦЕНЗУРЫ
В ХХI ВЕКЕ
1. Глушение радио- и телесигнала
2.
Тотальный контроль за информацией, проходящей через стык национальных интернет-сетей с
мировыми (Китай, Северная Корея)
3. Анализ траффика.
4. Организация лже-ресурсов
3. Блокирование информационных ресурсов
4. Закрытие доступа к социальным сетям
Слайд 30МЕТОДЫ ОБХОДА ЦЕНЗУРНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ
эзопов язык — иносказание, намеренно маскирующее
мысль автора
публикация и распространение информации нелегально или за границей.
использование
разрешенных ресурсов для преодоления технических фильтров в сети Интернет (например, прокси-серверы).
Слайд 31ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ
Барьер избегания нежелательной информации вызывается механизмом защиты индивида от
информационных перегрузок или от информации, угрожающей стабильности состояния индивида (сопротивление
изменениям как угрозе стабильности).
«Убежать» от нежелательной информации можно физически (избегание контакта с носителем информации) и психологически (забывание информации, углубление в себя во время слушания)
Слайд 32ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ
Барьер авторитета. Информация существенно обесценивается через субъективное снижение авторитетности
ее источника.
Барьер стереотипизации. Использование стереотипов в оценке и восприятии информации.
Слайд 33ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ
Барьеры, связанные с искажением информации:
- манипуляция с информационным потоком;
-
умолчание (сокрытие) – передача неполной истинной информации;
- передергивание – подача
информации, связанная с привлечением внимания только к фактам, наиболее выгодным для источника информации.
- преуменьшение или преувеличение;
- фальсификация (подтасовка) – передача заведомо ложной информации;
- дезориентация – передача не относящейся к делу информации с целью отвлечения от существа вопроса;
- полуправда – смешивание лжи и достоверной информации, одностороннее освещения фактов, ссылка на несуществующие источники.
- создание «несуществующей реальности» - при помощи мелких, но выразительных деталей формируется несуществующее, фальшивое пространство;
- изменение контекста и др.
Слайд 34ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ
Барьеры слушания (человек слушает, но не слышит). Возникают, когда
человек склонен к формированию суждений и оценок еще до понимания
того, о чем говорится.
Слайд 35ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ
Языковые барьеры:
Собственно языковой барьер, когда сообщение создается на иностр.
языке.
Логический. Возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления, с разными
системами логики.
Фонетический. Препятствие, которое создается особенностями языка того, кто говорит.
Семантический. Возникает, когда партнеры пользуются одними и теми же знаками (и словами тоже) для обозначения совершенно разных вещей.
Стилистический. Связан с несоответствием стиля подачи информации, ее «упаковки» в словесную форму и ее содержания.