Слайд 1Комплекс упражнений для звука Л
Кончик языка поднимается вверх и прижимается
к основанию верхних зубов, края языка опускаются, передняя и средняя
части спинки языка опускаются, задняя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю.
Слайд 2Наказать непослушный язык
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его
широким, распластанным.
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и
легонько «покусывать» язык (от кончика языка постепенно переходя к его средней части) верхними зубами, проговаривая «та-та-та…».
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…».
Методические указания:
1). Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
2). Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
3). Покусывать и похлопывать язык нужно несколько раз и на одном выдохе.
Слайд 3Вкусное варенье
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и
положение языка, близкое к форме чашечки.
Описание: Слегка приоткрыть рот и
широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания:
1). Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала «подсаживать» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).
2). Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3). Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным и спокойно ляжет на нижней губе, его надо шпателем поднять наверх и завернуть за верхнюю губу.
Слайд 4Пароход гудит
Цель: Вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание: Приоткрыть рот и
длительно произносить звук Ы (как гудит пароход).
Методические указания:
Следить, чтобы кончик
языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.
Слайд 5Качели
Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении
звука л с гласными а, ы, у, о.
Описание: Улыбнуться, показать
зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6раз.
Методические указания: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Слайд 6Лошадка
Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание: Улыбнуться,
показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка
цокает копытами).
Методические указания:
1).Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2). Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
3). Если у ребенка не получается пощелкивание, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.
4). Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
Слайд 7Индюк
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание: Приоткрыть
рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким
передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – словно поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
Методические указания:
1). Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2). Чтобы движения языка были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
3). Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Слайд 8Беззвучно пощелкивать кончиком языка
Цель: Вырабатывать движение языка вверх и помочь
ребенку определить место языка при произнесении звука Л.
Описание: Ребенок должен
производить те же движения языком, как и при выполнении упражнения «Лошадка», только беззвучно.
Методические указания:
1). Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.
2). Кончик языка не должен загибаться внутрь.
3). Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.