Слайд 1Метод опроса в социальных исследованиях
Слайд 2Что это за метод и для чего он может быть
использован?
В первую очередь, необходимо понимать, что опросы применяются не только
в социологии – это более универсальный метод получения эмпирических данных, чем о нем принято думать. Следовательно, использование опроса не делает ваше исследование социологическим – гораздо более значимым в этом контексте можно назвать объект вашего изучения и тот теоретический фокус, который вы применяете к его анализу
Но зачем вообще может быть нужен опрос?
1) Установление некоторых фактов о социальной реальности (средний уровень дохода населения, количество людей с высшим образованием, потребительские или досуговые предпочтения и пр.)
2) Определение связи между фактами и характера этой связи (зависимость объема ежемесячных доходов от уровня образования человека – она, кстати, не всегда может быть положительной)
3) Выявление мнений о чем-либо (оценка внешней политики государства, различных событий или инициатив)
Слайд 3Что это за метод и для чего он может быть
использован?
Вне зависимости от выбранной задачи, опрос выражает в себе общий
принцип: «Чем больше респондентов – тем точнее результаты, а чем точнее результаты – тем более объективными, они являются». Следовательно, здесь акцент ставится на количественных, числовых показателях и их взаимосвязи, сопоставлении (сравнении) друг с другом
В то же время эти задачи четко задают ограничения данного метода – путем опроса мы можем узнать, к примеру, сколько ребят в лицее пишут ИВР в последнюю неделю, но вот корректно ответить на вопрос «Почему они поступают именно так?» или «Чем мотивирована такая стратегия поведения?» опрос ни в коем случае не сможет – для этого необходимы «качественные» методы исследований – например, интервью
Слайд 4Генеральная совокупность и выборка
Допустим, что мы корректно выбрали опрос в
качестве метода своего исследования. И допустим, что мы четко выбрали
свой эмпирический объект – пусть это будут, скажем, студенты НИУ ВШЭ. И здесь появляется важный вопрос – обязательно ли нам опрашивать всех представителей этой социальной категории?
Для ответа на этот вопрос в социологии были введены понятия генеральной и выборочной совокупности. Под генеральной совокупностью обычно понимается выбранный нами эмпирический объект в его полном объеме – в данном случае, ВСЕ студенты НИУ ВШЭ. Однако чаще всего охватить опросом всю генеральную совокупность оказывается попросту невозможно – одна ее часть может быть недоступной, другая – отказаться от участия в исследовании и т.д.
Здесь нам помогает формирование выборочной совокупности – предполагается, что мы можем осуществить такую процедуру отбора респондентов, что она не повредит объективному характеру данных, не «сместит» их, но сделает репрезентативными – т.е содержащими в себе все ключевые аспекты и взаимосвязи, характерные для генеральной совокупности в целом
Слайд 5Типы выборок: случайные
В социологии выделяется целый ряд принципов формирования выборочной
совокупности (или выборки), разделяемых на два типа – случайные и
неслучайные. Такое разделение указывает на характер отбора респондентов – он или может быть осуществлен случайным образом (с равной степенью вероятности их попадания в выборку), или нет
К случайным выборкам относятся:
1) Простая случайная выборка (используются либо возможности «рандомизации» данных в компьютерных программах – Excel, SPSS, либо более простые методы, моделирующие ту же ситуацию – игральные кубики, перемешанные бумажки с номерами респондентов и т.п.)
2) Механическая выборка (отбор каждого n-го (5-го, 10-го) респондента в совокупности; стартовая точка отсчета тоже чаще всего определяется случайным образом)
Слайд 6Типы выборок: случайные
3) Гнездовая (кластерная) выборка (усложненный вариант простой случайной
выборки – она осуществляется поэтапно – от более крупных к
более мелким объектам; если вам необходимо сделать исследование по школьникам г. Москвы, то сначала случайным образом отбираются школы (1 шаг), затем – классы (2 шаг), затем – сами школьники (3 шаг))
4) Стратифицированная выборка (первоначальная генеральная совокупность разбивается на «страты» (категории, отобранные по тому или иному принципу), в каждой из которых уже впоследствии происходит случайный отбор)
Слайд 7Типы выборок: неслучайные
К неслучайным выборкам, в свою очередь, относятся:
1) Квотная
выборка (репрезентативность результатов обеспечивается благодаря соблюдению пропорций между разными категориями
респондентов; предположим, что в НИУ ВШЭ 1000 студентов экономики и 500 студентов права – в таком случае для исследования нам потребуется сохранение данной пропорции (2:1), вне зависимости от общего количества опрошенных)
2) Метод снежного кома (применяется в случае закрытого характера изучаемой социальной группы; исследователь последовательно получает доступ к новым респондентам через тех, кто уже прошел исследование (происходит обмен контактами, рекомендациями и пр.))
Слайд 8Типы выборок: неслучайные
3) Выборка типичных случаев (составляется примерный портрет «типичного»
представителя изучаемой генеральной совокупности (по определенным признакам – пол, возраст,
доход, увлечения и т.д) и опрашиваются только те, кто ему соответствует)
4) Стихийная выборка (или выборка добровольцев)
(данные собираются «стихийным» образом – нельзя точно сказать, кто именно решил принять участие в исследовании, почему он это сделал и обладает ли он действительно необходимой информацией; чаще всего такую выборку можно увидеть при проведении интернет-опросов и, что очень важно, несмотря на свою широкую распространенность, ее можно назвать самой ненадежной из всех с точки зрения репрезентативности полученных в итоге данных)
Слайд 9Анкета и ключевые правила ее составления
Главным инструментом опроса можно назвать
анкету – своего рода структурированный набор корректно заданных вопросов, отвечающих
задачам исследования
В качестве основных принципов конструирования анкеты выделяются:
1) Максимальная краткость – в анкете должно быть ровно столько вопросов, сколько необходимо для решения ваших исследовательских задач – и не более
2) Очевидность, прозрачность формулировок – респонденту должно быть абсолютно понятно, что именно вы у него спрашиваете, что конкретно имеется в виду и в вопросах, и в вариантах ответов
3) Прямая связь анкеты с программой исследования – вопросы в анкете всегда должны напрямую вытекать из сформированных ранее исследовательских задач
Слайд 10Структура анкеты
Как правило, в исследовательских анкетах используется следующая структура:
1) Установление
контакта с респондентом («приветствие»)
2) Основные вопросы анкеты (связанные с содержанием
исследования)
3) Заключительные вопросы о социально-демографических или иных характеристиках респондента (пол, возраст, профессия, направление обучения и пр.)
Получается, что каждая анкета должна предваряться своего рода приветствием респондентов со стороны ее составителей. В этом приветствии должны содержаться указания на цель исследования, самих исследователей (к какому учебному заведению или к какой компании они принадлежат), время заполнения анкеты, а также, чаще всего – гарантии конфиденциальности предоставляемой информации и анонимного участия
Слайд 11Приветствие (пример):
Наша исследовательская команда проводит данный опрос в рамках научной
работы на тему «Представления студентов социологических факультетов о социологии и
важности ее публичной роли».
Мы просим Вас принять участие в исследовании и заполнить эту анкету. Наш опрос анонимный, индивидуальные данные не разглашаются. Заполнение анкеты займёт у Вас не более 15 минут. При ответе на вопросы отмечайте тот вариант ответа, который Вам наиболее близок и следуйте инструкциям, предложенным в опросе.
Ваше мнение очень важно для нас!
Если Вас заинтересовала тема исследования, то Вы можете оставить нам свой электронный адрес, и мы оповестим Вас о полученных нами результатах:
___________________________________________________
Слайд 12Основные вопросы анкеты (типы)
Основные вопросы анкеты – это ее главный
элемент – именно ответы на них позволяют сделать значимые для
исследования выводы, решить поставленные в нем задачи
Сами вопросы могут быть сформулированы во множестве форм (или типов), например:
1) Закрытые вопросы (предполагают четкий выбор ответа (одного или нескольких) из предложенного исследователем списка):
Хотели бы Вы в процессе своей работы изучать актуальные общественные проблемы? (отметьте один вариант ответа)
Определенно да;
Скорее да, чем нет;
И да, и нет.
Скорее нет, чем да.
Определенно нет;
Слайд 13Основные вопросы анкеты (типы)
2) Полузакрытые вопросы (то же самое, но
с добавлением варианта «другое» и возможностью дать собственный ответ):
В каком
университете Вы учитесь на данный момент? (Отметьте один вариант ответа)
МГУ
НИУ-ВШЭ
МГИМО
РГГУ
РЭУ имени Плеханова
Другое: _______________________________________________
3) Открытые вопросы (задаются без возможных вариантов ответов, т.е выбор здесь не предполагается):
Кем Вы видите себя через 5 лет (кем будете работать, в какой сфере деятельности)?
____________________________________________________________
Слайд 14Основные вопросы анкеты (типы)
В качестве отдельного типа вопросов выделяют также
специальные вопросы, из которых ключевыми можно назвать т.н вопросы-фильтры –
они задаются для того, чтобы отделить тех, кто действительно относится к изучаемой социальной совокупности от тех, кто, например, прошел опрос случайно или по ошибке и может исказить итоговые результаты:
Обучаетесь ли вы в бакалавриате НИУ ВШЭ в настоящий момент? (отметьте один вариант ответа)
Да, обучаюсь
Нет, не обучаюсь (уже закончил(а) или прохожу обучение в
другом университете)
Слайд 15Завершение анкеты («Паспортичка»)
Завершающим блоком анкеты является т.н «паспортичка» – традиционно
в нее входят вопросы о социально-демографических характеристиках респондентов – чаще
всего – о поле, возрасте и пр.
На самом деле сюда могут включаться все значимые для вас вопросы о характеристиках респондентов, которые не были отражены ранее – это могут быть доход, уровень или профиль образования и т.д.
Как правило, именно эти вопросы позволяют дифференцировать респондентов, проводить сравнения между ними (особенно если основная часть не предполагает построение классификации или типологии)
Слайд 16Ошибки при составлении анкеты
Как вам, наверное, известно, опрос стереотипно считается
главным методом исследования всего, что так или иначе относится к
людям как объектам изучения. Поэтому и применяется он сплошь и рядом – студентами, которым срочно нужно закрыть дедлайн по курсовым и дипломным работам, маркетологами без соответствующего образования и т.д. Разумеется, чаще всего использование опросной методики в таком случае оказывается совершенно некорректным
Это же относится и к составлению анкеты, которое зачастую происходит с множественными серьезными ошибками – именно основные из них мы сейчас и разберем, чтобы в своих работах вы их уже не допускали
Слайд 17Ошибки при составлении анкеты
1) Двойной вопрос (в одном вопросе содержатся
фактически два вопроса):
«Согласны ли Вы с последними экономическими и социальными
реформами, проводимыми в России?»
2) Наводящий вопрос (заранее делается акцент на наиболее желательном для исследователя ответе):
«Вы относитесь предубежденно к сексуальным меньшинствам?»
3) Отсутствие возможности уйти от ответа (среди ответов не предусмотрена позиция «затрудняюсь ответить» – в этом случае создается серьезный риск получения искаженных данных):
«Какую политическую партию Вы поддерживаете?»
Единая Россия
КПРФ
ЛДПР
Яблоко
Справедливая Россия
Слайд 18Ошибки при составлении анкеты
4) Использование сложных слов, терминов (потенциально создается
ситуация непонимания респондентом задаваемого ему вопроса):
«Назовите три любые характерные для
Вас референтные группы»
5) Использование сложных грамматических конструкций и длинных предложений (респондент может ответить лишь на часть вопроса или вообще пропустить его):
«Что бы Вы предпочли – обучение на том направлении, которое бы было интересным для Вас, мотивировало Вас ходить на занятия, читать дополнительную литературу, участвовать в исследовательских конференциях и т.д., или обучение на то направлении, где Вы точно были бы уверены, что после его окончания у Вас будет более высокий шанс найти достойную, высокооплачиваемую работу, вести тот образ жизни, который Вы считаете приемлемым для себя, занять в обществе место, которое считаете для себя подходящим?»
Слайд 19Ошибки при составлении анкеты
6) Несбалансированные шкалы (различающееся количество положительных и
отрицательных вариантов ответов):
«Как Вы относитесь к закону о запрете продажи
алкогольной и табачной продукции лицам до 18 лет?»
Отлично
Хорошо
В целом положительно
Нейтрально
Отрицательно
7) Пересечение пунктов шкалы (ситуация, когда границы выбранных числовых интервалов наслаиваются друг на друга):
«Укажите свой возраст»:
До 18 лет
18-25 лет
25-30 лет
Слайд 20Не описание, а анализ данных
Наконец, вы корректно составили анкету, правильно
сформировали выборку и получили те данные, с которыми вам теперь
предстоит работать
Самая частая ошибка на данном этапе – упор на описание полученных данных. Допустим, вы вставляете в работу диаграммы и таблицы с распределением ответов и просто описываете их: «Как можно увидеть, более половины респондентов не планируют в ближайшем будущем менять свое место работы»
Но настоящее научное исследование всегда предполагает не столько описание, сколько интерпретацию, анализ полученных данных – вы должны объяснить, о чем могут говорить ваши результаты, как следует их корректно трактовать, как они связаны с более широким социальным контекстом и как их можно потенциально использовать для решения тех или иных научных или социальных проблем