Разделы презентаций


Методика работы над сочинением ГИА С2

Содержание

Тематика сочинений на лингвистическую темуЛексика и грамматика: 1,2,3,7,8,9,12,13,21,22,23,25,26,27,28,30,31,35.Лексика и фразеология:3,7,8,12,17,22,23,26,32,35.Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности:11,12,17,18,23,24,26,35.Морфология: 4,14,29.Синтаксис и пунктуация: 5,8,15,16,19,20,36.Язык и речь (устная и письменная):6,8,10,21,33,34.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методика работы
над
сочинением
ГИА
С2

Методика работынад сочинениемГИАС2

Слайд 2Тематика сочинений на лингвистическую тему

Лексика и грамматика:
1,2,3,7,8,9,12,13,21,22,23,25,26,27,28,30,31,35.

Лексика и фразеология:
3,7,8,12,17,22,23,26,32,35.

Язык

художественной литературы. Средства речевой выразительности:
11,12,17,18,23,24,26,35.

Морфология: 4,14,29.

Синтаксис и пунктуация: 5,8,15,16,19,20,36.

Язык и

речь (устная и письменная):
6,8,10,21,33,34.

Тематика сочинений на лингвистическую темуЛексика и грамматика: 1,2,3,7,8,9,12,13,21,22,23,25,26,27,28,30,31,35.Лексика и фразеология:3,7,8,12,17,22,23,26,32,35.Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности:11,12,17,18,23,24,26,35.Морфология: 4,14,29.Синтаксис и

Слайд 3 Слова автора высказывания в сочинении С2 являются

тезисом, ими можно либо начать свою работу, либо вынести их

в вывод.

Внима-
ние!

Слова автора высказывания в сочинении С2 являются тезисом, ими можно либо начать свою работу,

Слайд 4Теоретический уровень рассуждения

Важной задачей

сочинения на теоретическом уровне является объяснение (пояснение) учащимися в 1-2

предложениях смысла высказывания, предложенного в задании.
Обратите внимание!
Нельзя в сочинении сразу после тезиса приводить примеры из текста! Должен быть элемент рассуждения ученика о том, как он понимает эти слова!

«…Насколько правильно понят исходный тезис, можно только тогда, когда в работе есть комментарий, в котором учащийся своими словами формулирует понимание исходного тезиса…».
(«Учебно-методические материалы для подготовки председателей и членов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом»)
Теоретический уровень рассуждения      Важной задачей сочинения на теоретическом уровне является объяснение (пояснение)

Слайд 5Прочитайте высказывание. О каких языковых явлениях
в нём говорится? Подчеркните

в цитате ключевые слова.
Запишите, как Вы понимаете смысл высказывания.
Найдите в

предложенном тексте явления, иллюстрирующие
тезис; подчеркните предложения (номера предложений), в
которых они есть.

Объясните роль указанных явлений; следите за тем, чтобы
указанные функции соответствовали тезису.





Напишите сочинение-рассуждение по любой из схем.
Помните
об абзацном членении текста сочинения;
о необходимости пояснения высказывания;
о примерах-аргументах из текста (цитирование или номера
предложений);
Внимательно проверьте свою работу. В сложных случаях
обращайтесь к словарю.



Прочитайте высказывание. О каких языковых явлениях в нём говорится? Подчеркните в цитате ключевые слова.Запишите, как Вы понимаете

Слайд 6Схемы сочинений С2
Схема 1
Тезис

Рассуждение о смысле высказывания


Пример явления 1, его

роль


Пример явления 2, его роль


Вывод
Схема 2
Тезис

Рассуждение о

первой части тезиса


Пример явления 1, его роль

Рассуждение о второй части тезиса


Пример явления 2, его роль


Вывод



Схемы сочинений С2Схема 1ТезисРассуждение о смысле высказыванияПример явления 1, его рольПример явления 2, его роль  ВыводСхема

Слайд 7Обратите внимание!

Учащийся может объединить в один абзац анализ явлений, представленных

в тексте, и снижать балл за нарушение абзацного членения не

следует.

Схемы сочинений С2

Схема 3

Небольшое вступление (пояснение к тезису)

Пример явления 1, его роль


Пример явления 2, его роль


Тезис (вывод)

Обратите внимание!Учащийся может объединить в один абзац анализ явлений, представленных в тексте, и снижать балл за нарушение

Слайд 8Пишем сочинение в научном стиле


Лингвистическое

сочинение в научном стиле – это рассуждение, целью которого является

доказательство истины, заявленной в тезисе.

Для научного стиля характерны
точность (недопустимы искажения фактов),
логичность изложения (выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному);
отвлечённость и обобщённость проявляется в особенностях употребления категории вида глагола: около 80 % составляют формы несовершенного вида;

Логичность изложения подчеркнут средства связи, указывающие на
- последовательность развития мысли ( вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, действительно, итак…)
- причинно – следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того, к тому же…)
- переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к…, обратимся к…; рассмотрим; остановимся на…; рассмотрев, перейдем к…: необходимо остановиться на…; необходимо рассмотреть…)
-итоги, выводы ( итак, таким образом, значит, в самом деле, следовательно, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать…).


Пишем сочинение в научном стиле     Лингвистическое сочинение в научном стиле – это рассуждение,

Слайд 9 Пишем сочинение в публицистическом стиле
Лингвистическое сочинение в публицистическом стиле –

это рассуждение,
цель которого - не только информировать читателей

о лингвистической проблеме, заявленной в тезисе, но и убедить их в справедливости этого тезиса.

Для публицистического стиля характерны
четко выраженное авторское отношение к проблеме;
образность;
эмоциональность;
оценочность.

Языковые черты стиля:
1)Совмещение в одном тексте книжных и разговорных слов; использование экспрессивно-оценочных слов и выражений.
2) Широкое использование побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, прямых обращений к собеседнику, риторических вопросов, экспрессивных повторов, рядов однородных членов; параллельный способ связи предложений, обратный порядок слов.

Пишем сочинение в публицистическом стиле Лингвистическое сочинение в публицистическом стиле – это рассуждение,  цель которого

Слайд 10Приводим аргументы (клише)
Так, в предложении…
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся

к предложению ….
В качестве примера можно привести предложение … текста.

В нём…
Это можно доказать, обратившись к предложению…
В подтверждение этого тезиса можно привести пример из предложения…, иллюстрирующий (указать, какое) явление.
Например, в предложении…
Действительно, в предложении…
Рассмотрим предложение…. В нём использовано такое (указать, какое) явление, как …
Проиллюстрировать это (указать, какое) явление можно на примере предложения …текста.
В справедливости этой мысли можно убедиться на примере предложения…, в котором автор использует такое (указать, какое) явление, как …
и т.д.

Приводим аргументы (клише)Так, в предложении…  Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению ….В качестве примера можно привести

Слайд 11Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего

такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было

бы передать русским словом». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского:  «Нет ничего такого в жизни и в нашем

Слайд 12Исходный текст

Исходный текст

Слайд 13(1)Издавна воронихинские мальчишки враждовали с заовражными.
(2)Невысокому, болезненному Юлию влетало особенно

часто.
(3)Однажды у моста его встретил Яшка Кривоносый со

своей ватагой.
(4)— Ну, Цезарь, давай закусим, — сказал Яшка. (5)Наклонился, сгреб горсть земли.(6)— Ешь, Древний Рим!
(7)Двое ребят вывернули Юле руки, а Кривоносый прижал горсть земли к его плотно стиснутому рту. (8)Юла дергался, отбивался. (9)Земля противно скрипела на зубах, и только неожиданно появившийся милиционер спас его…
(10)Через несколько дней Юла опять нарвался на Яшкину компанию.
(11)— Эге! — сказал Яшка. (12)— Непорядок! (13)Цезарь-то был рыжим. (14)А Юла — черный! (15)Сейчас исправим…
(16)Он крепко держал Юлия, пока один из мальчишек сбегал домой, принес ведерко и кисть. (17)Яшка под дружный хохот мальчишек жирно ляпал краску на голову Юле, так что волосы у него слиплись и поднялись. (18)Огненно-яркой краской были вымазаны и лоб, и уши…
(19)Юла с ненавистью глядел на мучителя. (20)Если б мог, он стёр бы Яшку с лица земли. (21)Но как? (22)Яшка был на голову выше его и, конечно, гораздо сильнее.
(23)…Вскоре в город приехал цирк шапито, и Юлий пошел на представление.
(24)На арену вышел дядька в черном и громко объявил:
(25)— Всемирно знаменитый силач Али Махмуд!
(1)Издавна воронихинские мальчишки враждовали с заовражными.(2)Невысокому, болезненному Юлию влетало особенно часто.  (3)Однажды у моста его встретил

Слайд 14(26)Под гром аплодисментов на ковер вступил настоящий силач. (27)На арену

вывели лошадь, и Али Махмуд поднял ее так просто, будто

лошадь игрушечная, потом так же легко пронёс по арене шест, на каждом конце которого висело по трое мужчин.
(28)Маленький, тщедушный Юла восторженно следил за каждым движением могучего Али Махмуда.
(29)«Быть бы мне таким силачом!» — замирая от счастья, мечтал Юла. (30)Сколько чудесного смог бы он тогда сделать! (31)И самое первое — задал бы тогда Яшке перцу!
32)После представления за кулисами Юла спросил Али Махмуда:
(33)— А трудно стать силачом?
(34)Али Махмуд ответил почти не задумываясь:
(35)— Это очень просто, мальчик. (36)Пятнадцать подтягиваний утром, пятнадцать вечером — вот и все. (37)Через год ты станешь вдвое сильнее.
(38)Кончилось лето, началась учеба в школе. (39)И в первый же день занятий Юла снова напоролся на Яшку Кривоносого.
(40)— Чего ж ты не здороваешься, древний? — Яшка с силой провел ладонью Юле от подбородка до лба, больно задрав ему кончик носа.
(41)— Стой! — яростно крикнул Юла.(42)— Мы деремся. (43)Один на один. (44)Но не сейчас, а ровно через год. (45)Запомни: в будущем году первого сентября я тебя поколочу. (46)Клянусь!
(26)Под гром аплодисментов на ковер вступил настоящий силач. (27)На арену вывели лошадь, и Али Махмуд поднял ее

Слайд 15(47)— А если не побьешь? — ехидно вклинил Яшка.
(48)—Если я

не побью, выкрасишь мне волосы суриком, и я целую неделю

буду так ходить по всему городу…
(49)Столько злости и правдивости было в голосе Юлы, что ему поверили.
(50)— Ладно! — с угрозой сказал Яшка (51)— Ровно через год, ловлю тебя на слове. (52)Смотри, Цезарь!...
(53)Много боли и мучений пришлось вынести Юлию, но через два месяца он уже делал без перерыва пятнадцать подтягиваний…
(54)Прошел год. (55)Первого сентября Юла вместе со своим одноклассником Колькой Самохиным прошел к реке. (56)Там уже собралась целая толпа воронихинцев.
(57)— Ну, — сказал Яшка,— начнем?
(58)У него руки чесались быстрее выкрасить своему врагу голову, поэтому он подскочил к Юле и ударил его…
(59)Они дрались уже долго. (60)Многие думали, что Юла вот-вот свалится, сдастся. (61)Но зрители не замечали, что Яшка уже устал и сует кулаками почти наугад, а Юла еще свеж.
(62)Он ударил Яшку в подбородок, как показалось ему самому, совсем несильно, но вдруг у того подогнулись колени, и он мягко осел на землю.
(63)— Ура! (64)Нокаут! — радостно заорал Колька Самохин.
(65)Кажется, больше всех был удивлен сам Юла. (66)Он вовсе не ожидал, что его удар окажется таким могучим.(67) Оцепенели и зрители…
(68)Эта история стала началом спортивного пути чемпиона Европы, штангиста Юлия Петровича Старова.
(60)Разными путями приходят люди в спорт…
(По Б.Раевскому)
(47)— А если не побьешь? — ехидно вклинил Яшка.(48)—Если я не побью, выкрасишь мне волосы суриком, и

Слайд 16Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего

такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было

бы передать русским словом». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского:  «Нет ничего такого в жизни и в нашем

Слайд 17Пишем
сочинение

Пишемсочинение

Слайд 18Писатель К.Г.Паустовский прав, утверждая, что «нет ничего такого в жизни и

в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
В

самом деле, на протяжении веков в жизни русского народа, происходило множество самых разных событий, и лучшим хранилищем памяти о них стало именно слово, которое может передать многое, в том числе и ….(тончайшие оттенки состояния и действий человека, его отношение к окружающим, названия предметов, их качество, признак действия, признак признака и т.п.).

Действительно, в словах отражается образная память народа, который метко и точно дал названия, характеристику всему, что его окружало или с ним происходило, а поскольку история нашей страны очень богата, то так же богат и наш язык.

Да, в  мире в настоящее время существует около пяти тысяч языков, но одним из самых богатых и образных является русский. Наш народ, имея многовековую историю и культуру, обладает удивительной способностью давать точное название всему, отражать в слове всё многообразие мира и чувств.

Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря, и здесь русскому языку нет равных. Но как возникали различные слова? Наверное, прежде чем дать название какому-нибудь предмету, явлению, действию, человек его осмысливал, искал аналогии в уже известных понятиях…

Чем больше человек познает мир и самого себя, тем больше он открывает в нем нового, и все новое соответственно называет словами.
Писатель К.Г.Паустовский прав, утверждая, что «нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было

Слайд 19Вывод
Таким образом, чувствуя оттенки значений слов,

мы приобщаемся к духовной культуре своего народа, развиваем интеллект, образное

мышление.

Следовательно, лексика составляет смысловую сторону нашей речи.

Вот так буквально в двух словах автор точно сумел (дать характеристику герою, описать явление, событие, портрет и т.п)

В самом деле, мы убедились, что, находя точные слова и образные выражения, можно рассказать обо всем, что нам хочется.

Действительно, с помощью слова можно назвать абсолютно все предметы, явления, выразить самые отвлеченные и обобщающие идеи и понятия.


Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в словах отразилась работа человеческой мысли, и поэтому писатель Паустовский К.Г. прав.

Вывод    Таким образом, чувствуя оттенки значений слов, мы приобщаемся к духовной культуре своего народа,

Слайд 20







(Высказывание

К.Г.Паустовского опущено)

Варианты сочинений


Слайд 21
В самом

деле, умение человека подмечать и осмысливать предметы, действия, явления помогает

ему точно их охарактеризовать, передать свои чувства.
Так, эпитет «тщедушный» в предложении 28 зримо помогает представить слабенького, хилого Юлия.
Ясно, что мальчику очень хочется быть похожим на знаменитого силача: разговорное слово «влетало» в предложении 2 недвусмысленно говорит о том, что Юлу крепко доставалось от Яшкиной компании.
Вот так автор буквально в двух словах воссоздал и портрет главного героя, и историю его отношений с ватагой Яшки Кривоносого.
В самом деле, умение человека подмечать и осмысливать предметы,

Слайд 22 Именно слово, которое человек шлифовал веками, используя

свой житейский опыт, может передать многое, в том числе и

тончайшие оттенки его состояния, его действий.
Обратимся к тексту. Юла, на которого Яшка Кривоносый нападал со своей компанией, решил дать бой своему обидчику. Однако условие он оговорил заранее: фразеологизмом «один на один» (пр.43) мальчик дал понять Яшке, что драться они будут без постороннего вмешательства.
Наречие же «яростно крикнул», выражая признак действия, помогает почувствовать эмоциональное состояние мальчика, доведённого до отчаяния: терпение Юлы кончилось.
Эти примеры как нельзя лучше помогают читателю почувствовать настроение героя, его переживания.
Именно слово, которое человек шлифовал веками, используя свой житейский опыт, может передать многое, в

Слайд 23
"Собираем" сочинение


Слайд 24«Собираем» сочинение
Такое лексическое явление, как контекстные синонимы

«ватага» (пр.3) – «компания» (пр.10), подчёркивает сплоченность мальчишек,

подчиняющихся Яшке Кривоносому и участвующих в его жестоких развлечениях.

Однако глаголы в повелительном наклонении в предложениях 6, 52 («ешь», «смотри»), которые использует Кривоносый в речи, характеризуют его как человека, привыкшего командовать, приказывать.

Так, метонимимические обороты «Цезарь» (пр. 4) и «Древний Рим» (пр.6), которыми Яшка издевательски называет Юла, помогают понять, что он неплохо знает историю.

Слово же «мучитель» (предл.19) лишь усиливает негативное впечатление об этом подростке: суффикс
«-тель» образует в этом случае существительное со значением лица, истязающего безответного Юлия.

«Собираем» сочинение   Такое лексическое явление, как контекстные синонимы «ватага» (пр.3) – «компания» (пр.10), подчёркивает сплоченность

Слайд 25«Собираем» сочинение
Издевательское отношение Кривоносого к

Юлу, его имени, передано автором с помощью метонимии – описательного

оборота речи: «Цезарь» (пр. 4), «Древний Рим» (пр.6), «древний» (пр.40).

Яшка чувствует свою безнаказанность, ему нравится унижать слабого, и фразеологизм «чесались руки» (пр.58) как нельзя лучше свидетельствует о задиристом характере мальчишки.

Профессиональный спортивный термин «нокаут» (пр.63), который употребляет Колька Самохин, одноклассник Юлы, помогает читателю понять, что Яшка получил очень сильный удар, после которого не может встать.

А вот радость за друга, сумевшего дать отпор Кривоносому, передана разговорным словом «заорал». (пр.63)

«Собираем» сочинение     Издевательское отношение Кривоносого к Юлу, его имени, передано автором с помощью

Слайд 26В помощь учителю

В помощь учителю

Слайд 27






Егораева Г.Т.,
ведущий методист
издательства «Экзамен»
Благодарю за внимание

Егораева Г.Т., ведущий методист издательства «Экзамен»Благодарю за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика