Разделы презентаций


МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ организации педагогисеского процесса

Содержание

Московский городской психолого-педагогический университет провелБурлакова Ирина Анатольевна, кандидат психолог.наук, профессор, зав.кафедрой дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университетав 2010 г. выборочно в различных регионах Российской Федерации диагностику

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ организации педагогисеского процесса
В ДОУ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ  организации педагогисеского процесса  В ДОУ

Слайд 2Московский городской психолого-педагогический университет провел
Бурлакова Ирина Анатольевна, кандидат психолог.наук, профессор,

зав.кафедрой дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета

в

2010 г. выборочно в различных регионах
Российской Федерации
диагностику
уровня психического развития детей шестого года жизни

Результаты показали:
Московский городской психолого-педагогический университет провелБурлакова Ирина Анатольевна, кандидат психолог.наук, профессор, зав.кафедрой дошкольной педагогики и психологии  Московского

Слайд 3У детей
очень слабо развито образное мышление,

практически не развита фантазия,



неважно обстоят дела с развитием чувства ритма,

с умением

воспроизводить зрительно воспринимаемый образец;

детям нелегко дается понимание смысла сказки, воспринимаемой на слух;

крайне узок, имеющийся у них кругозор;
низкие показатели развития игры;

с выраженными трудностями в общении со сверстниками;

низкие показатели развития произвольности ребенка.

У детейочень слабо развито образное мышление, практически не развита фантазия, неважно обстоят дела с развитием чувства ритма,

Слайд 4 Исследование проводились в ДОУ,

работающих по разным

современным образовательным



программам для дошкольников

Исследование проводились в ДОУ, работающих по разным современным образовательным программам для дошкольников

Слайд 5Анализ существующих программ показал, что почти все программы на словах

(в частности, в пояснительных записках к программе) опираются на те

или иные психологические принципы развития ребенка, но на деле, в содержании программы и в методическом инструментарии, эти принципы просто игнорируются.
Анализ существующих программ показал, что почти все программы на словах (в частности, в пояснительных записках к программе)

Слайд 6Так, все программы декларируют принцип психического развития ребенка,
но содержание

программ и методика их реализации направлены не на развитие, а

на выработку у дошкольников простейших ЗУН в основном школьного типа.
К выработке ЗУНов школьного типа сводилась и подготовка детей к школе.  
Так, все программы декларируют принцип психического развития ребенка, но содержание программ и методика их реализации направлены не

Слайд 7 Педагогический процесс в ДОО должен строиться с учетом методологических

принципов развития ребенка на основе
качественного, возрастного, культурно-исторического, личностного и

деятельностного подходов
и
с учетом возрастных закономерностей психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Педагогический процесс в ДОО должен строиться с учетом методологических принципов развития ребенка на основе качественного, возрастного,

Слайд 8Качественный подход к проблеме развития психики ребенка (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже)
Психика

ребенка качественно отличается от психики взрослого человека.

Только в

процессе развития она начинает обладать характеристиками взрослой особи.

Это положение развивается в трудах двух крупнейших психологов ХХ столетия –
Льва Семеновича Выготского и Жана Пиаже.
Качественный подход к проблеме развития психики ребенка   (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже)Психика ребенка  качественно отличается от психики

Слайд 9Возрастной подход к проблеме развития психики ребенка
(Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин,

Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Ж.Пиаже)
Психическое развитие на каждом возрастном этапе

подчиняется определенным возрастным закономерностям,
имеет свою специфику, отличную от другого возраста.
Возрастной подход к проблеме развития психики ребенка (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Ж.Пиаже) Психическое развитие на каждом

Слайд 10 Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский) к развитию психики человека.
Развитие определяется как

«...процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения
на каждой

ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» (Л.С.Выготский, 1956).
Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский) к развитию психики человека.Развитие определяется как «...процесс формирования человека или личности, совершающийся путем

Слайд 11Основные принципы культурно-исторического подхода:
Активность
Инициативность
Субъективность в развитии ребенка
Опора на зону ближайшего

развития
Среда – источник развития
Обучение ведет за собой развитие
Общение – условие

развития
Основные принципы культурно-исторического подхода:АктивностьИнициативностьСубъективность в развитии ребенкаОпора на зону ближайшего развитияСреда – источник развитияОбучение ведет за собой

Слайд 12 Личностный подход к проблеме развития психики ребенка (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев,

Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец)
Все поведение ребенка определяется непосредственными и широкими

социальными мотивами поведения и деятельности.
В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами.
Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной (интересной), только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.
Личностный подход к проблеме развития психики ребенка (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) Все поведение ребенка определяется

Слайд 13Основные принципы личностного  подхода:
Активности, инициативности и субъективности в развитии

ребенка

Ведущая роль личностного развития по отношению к интеллектуальному и физическому

Принцип

уникальности и само ценности развития ребенка в дошкольном детстве

Принцип амплификации развития (А.В.Запорожец) в противоположность принципу интенсификации


Основные принципы личностного  подхода: Активности, инициативности и субъективности в развитии ребенкаВедущая роль личностного развития по отношению к

Слайд 14АМПЛИФИКАЦИЯ РАЗВИТИЯ -
этот расширение возможностей развития психики ребенка-дошкольника

за счет максимального развития всех специфически детских видов деятельности,
в

результате чего происходит не только интеллектуальное, но и личностное развитие ребенка
ЭТО существенно отличается от идеи развития путем его интенсификации, т.е. ускорение в основном интеллектуального развития с целью, чтобы ребенок поскорее стал умнее и таким образом взрослее.
АМПЛИФИКАЦИЯ РАЗВИТИЯ - этот  расширение возможностей развития психики ребенка-дошкольника за счет максимального развития всех специфически детских

Слайд 15Деятельностный подход к проблеме развития психики ребенка (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец,

В.В.Давыдов) .
деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического

развития.
В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность,
внутри ЕЕ возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.
Деятельностный подход к проблеме развития психики ребенка  (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов) .деятельность наравне с обучением рассматривается

Слайд 16Основные принципы деятельностного  подхода:
Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии

ребенка.

Деятельность является движущей силой развития ребенка.

Принцип амплификации развития(А.В.Запорожец).


Основные принципы деятельностного  подхода:Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка. Деятельность является движущей силой развития ребенка.

Слайд 17Возрастные закономерности психического развития
1. Игра - ведущая деятельность дошкольного

возраста

это адекватная дошкольному возрасту форма обучения ребенка

Возрастные закономерности психического развития 1. Игра - ведущая деятельность дошкольного возраста  это адекватная дошкольному возрасту форма

Слайд 18 Игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым

(или другими детьми, умеющими играть), которые показывают ему общественно сложившиеся

способы игровых действий.
Но строить сюжетно-ролевую игру дети должны самостоятельно (создавать мнимую ситуацию, разыгрывать в ней роли);
взрослый может участвовать в ней лишь как равноправный участник. (Культурно-исторический подход к развитию ребенка).
Игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым (или другими детьми, умеющими играть), которые показывают

Слайд 192. Необходимость развития всех специфически детских видов деятельности помимо

игры (принцип амплификации развития):
познавательно-исследовательская деятельность,
продуктивная деятельность (включая трудовую),


чтение детям художественной и научно-популярной литературы,
полноценное общение со взрослыми, сверстниками, природой.

2. Необходимость развития  всех специфически детских видов деятельности помимо игры (принцип амплификации развития): познавательно-исследовательская деятельность, продуктивная

Слайд 203. Непосредственная мотивация
Непосредственная мотивация (интерес) в дошкольном возрасте намного сильнее,


чем широкие социальные мотивы поведения (долг, ответственность, понимание значимости

учения )

3. Непосредственная мотивацияНепосредственная мотивация (интерес) в дошкольном возрасте намного сильнее, чем широкие социальные мотивы поведения (долг, ответственность,

Слайд 21Поэтому главным принципом воспитательной работы с дошкольниками должен быть принцип

заинтересованности ребенка

Ребенку обязательно должно быть нужно и интересно то,

что предлагает делать взрослый

Осмысленность для ребенка предлагаемого взрослым занятия - главный залог развивающего эффекта

Поэтому главным принципом воспитательной работы с дошкольниками должен быть принцип заинтересованности ребенка Ребенку обязательно должно быть нужно

Слайд 22 4. Существенной характеристикой психического развития ребенка дошкольного возраста

является непроизвольность:
ребенок не рождается с высшими психическими функциями (управляемыми

психическими процессами),

они развиваются в процессе онтогенеза (жизни ребенка)
до 7 лет дети еще слабо владеют произвольными психическими процессами, которые в этот период только формируются
потому обучение дошкольников не может опираться на высшие психические функции ребенка, а может только способствовать их развитию.
4. Существенной характеристикой психического развития ребенка дошкольного возраста является непроизвольность: ребенок не рождается с высшими

Слайд 235. В онтогенезе психические функции развиваются неравномерно:
в дошкольном возрасте 

доминирующей функцией становится непосредственная память,

Вместе с тем, ребенок легко

и быстро запоминает лишь то, что ему интересно и понятно, т.е.
в результате действия непосредственной мотивации (она идет от деятельности, имеющей для него смысл)


5. В онтогенезе психические функции развиваются неравномерно: в дошкольном возрасте  доминирующей функцией становится непосредственная память, Вместе с

Слайд 246. Процесс приобретения знаний в дошкольном возрасте не является
ни

целенаправленным ни систематическим,
а совершается только на основе

познавательных интересов детей к деятельности,
а знания являются «побочным продуктом» различных видов деятельности ребенка.

6. Процесс приобретения знаний в дошкольном возрасте не является ни целенаправленным ни систематическим,  а совершается только

Слайд 25 7. Речевое развитие ребенка осуществляется не на специальных занятиях

по развитию речи,
а в процессе живого общения ребенка со

взрослым и другими детьми,
в процессе чтения детям художественной и научно-популярной литературы,
в процессе игры,
в процессе составления детьми рассказов по картинкам,
сочинения ими рассказов и сказок, разыгрывания инсценировок и др.
7. Речевое развитие ребенка осуществляется не на специальных занятиях по развитию речи, а в процессе живого

Слайд 268. Дошкольник учится только тогда, когда программа учителя становится его

собственной программой
(т.е. в меру того, что он в ней

принимает, что ему интересно).
В этом принципиальное отличие обучения в дошкольном возрасте от обучения в младшем школьном возрасте.

8. Дошкольник учится только тогда, когда программа учителя становится его собственной программой (т.е. в меру того, что

Слайд 279.  Усвоение знаний детьми дошкольного возраста более эффективно происходит в

игре, чем в ситуации учебного занятия.

10. Учебные занятия по школьному

типу не являются адекватной формой обучения в дошкольном возрасте.

9.  Усвоение знаний детьми дошкольного возраста более эффективно происходит в игре, чем в ситуации учебного занятия.10. Учебные

Слайд 2811. Готовность к школьному обучению возникает не на специальных учебных

занятиях по освоению простейших школьных ЗУН, а в результате полноценного

проживания ребенком дошкольного периода детства в соответствии с закономерностями психического развития в этом возрасте. 
В связи с этим готовность к школьному обучению возникает
не ранее 7 лет.
11. Готовность к школьному обучению возникает не на специальных учебных занятиях по освоению простейших школьных ЗУН, а

Слайд 29. О готовности к школьному обучению имеет смысл говорить после

кризиса
7 лет, который Л.С.Выготский называл «кризисом потери непосредственности»
и

у ребенка возникает потребность занять в обществе людей новую социальную позицию, которая будет отражать его взросление,
названное Л.И.Божович «внутренняя позиция школьника».
. О готовности к школьному обучению имеет смысл говорить после кризиса 7 лет, который Л.С.Выготский называл «кризисом

Слайд 30«Внутренняя позиция школьника» позволяет говорить о преемственности между дошкольным и

начальным школьным образованием,
т.к., она является залогом превращения первоклассника в

субъекта учебной деятельности.
«Внутренняя позиция школьника» позволяет говорить о преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием, т.к., она является залогом

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика