Слайд 1МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
организации педагогисеского процесса
В ДОУ
Слайд 2Московский городской психолого-педагогический университет провел
Бурлакова Ирина Анатольевна, кандидат психолог.наук, профессор,
зав.кафедрой дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета
в
2010 г. выборочно в различных регионах
Российской Федерации
диагностику
уровня психического развития детей шестого года жизни
Результаты показали:
Слайд 3У детей
очень слабо развито образное мышление,
практически не развита фантазия,
неважно обстоят дела с развитием чувства ритма,
с умением
воспроизводить зрительно воспринимаемый образец;
детям нелегко дается понимание смысла сказки, воспринимаемой на слух;
крайне узок, имеющийся у них кругозор;
низкие показатели развития игры;
с выраженными трудностями в общении со сверстниками;
низкие показатели развития произвольности ребенка.
Слайд 4 Исследование проводились в ДОУ,
работающих по разным
современным образовательным
программам для дошкольников
Слайд 5Анализ существующих программ показал, что почти все программы на словах
(в частности, в пояснительных записках к программе) опираются на те
или иные психологические принципы развития ребенка, но на деле, в содержании программы и в методическом инструментарии, эти принципы просто игнорируются.
Слайд 6Так, все программы декларируют принцип психического развития ребенка,
но содержание
программ и методика их реализации направлены не на развитие, а
на выработку у дошкольников простейших ЗУН в основном школьного типа.
К выработке ЗУНов школьного типа сводилась и подготовка детей к школе.
Слайд 7 Педагогический процесс в ДОО должен строиться с учетом методологических
принципов развития ребенка на основе
качественного, возрастного, культурно-исторического, личностного и
деятельностного подходов
и
с учетом возрастных закономерностей психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Слайд 8Качественный подход к проблеме развития психики ребенка
(Л.С.Выготский, Ж.Пиаже)
Психика
ребенка качественно отличается от психики взрослого человека.
Только в
процессе развития она начинает обладать характеристиками взрослой особи.
Это положение развивается в трудах двух крупнейших психологов ХХ столетия –
Льва Семеновича Выготского и Жана Пиаже.
Слайд 9Возрастной подход к проблеме развития психики ребенка
(Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин,
Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Ж.Пиаже)
Психическое развитие на каждом возрастном этапе
подчиняется определенным возрастным закономерностям,
имеет свою специфику, отличную от другого возраста.
Слайд 10 Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский) к развитию психики человека.
Развитие определяется как
«...процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения
на каждой
ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» (Л.С.Выготский, 1956).
Слайд 11Основные принципы культурно-исторического подхода:
Активность
Инициативность
Субъективность в развитии ребенка
Опора на зону ближайшего
развития
Среда – источник развития
Обучение ведет за собой развитие
Общение – условие
развития
Слайд 12 Личностный подход к проблеме развития психики ребенка (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев,
Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец)
Все поведение ребенка определяется непосредственными и широкими
социальными мотивами поведения и деятельности.
В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами.
Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной (интересной), только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.
Слайд 13Основные принципы личностного подхода:
Активности, инициативности и субъективности в развитии
ребенка
Ведущая роль личностного развития по отношению к интеллектуальному и физическому
Принцип
уникальности и само ценности развития ребенка в дошкольном детстве
Принцип амплификации развития (А.В.Запорожец) в противоположность принципу интенсификации
Слайд 14АМПЛИФИКАЦИЯ РАЗВИТИЯ -
этот расширение возможностей развития психики ребенка-дошкольника
за счет максимального развития всех специфически детских видов деятельности,
в
результате чего происходит не только интеллектуальное, но и личностное развитие ребенка
ЭТО существенно отличается от идеи развития путем его интенсификации, т.е. ускорение в основном интеллектуального развития с целью, чтобы ребенок поскорее стал умнее и таким образом взрослее.
Слайд 15Деятельностный подход к проблеме развития психики ребенка
(А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец,
В.В.Давыдов) .
деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического
развития.
В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность,
внутри ЕЕ возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.
Слайд 16Основные принципы деятельностного подхода:
Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии
ребенка.
Деятельность является движущей силой развития ребенка.
Принцип амплификации развития(А.В.Запорожец).
Слайд 17Возрастные закономерности психического развития
1. Игра - ведущая деятельность дошкольного
возраста
это адекватная дошкольному возрасту форма обучения ребенка
Слайд 18 Игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым
(или другими детьми, умеющими играть), которые показывают ему общественно сложившиеся
способы игровых действий.
Но строить сюжетно-ролевую игру дети должны самостоятельно (создавать мнимую ситуацию, разыгрывать в ней роли);
взрослый может участвовать в ней лишь как равноправный участник. (Культурно-исторический подход к развитию ребенка).
Слайд 192. Необходимость развития всех специфически детских видов деятельности помимо
игры (принцип амплификации развития):
познавательно-исследовательская деятельность,
продуктивная деятельность (включая трудовую),
чтение детям художественной и научно-популярной литературы,
полноценное общение со взрослыми, сверстниками, природой.
Слайд 203. Непосредственная мотивация
Непосредственная мотивация (интерес) в дошкольном возрасте намного сильнее,
чем широкие социальные мотивы поведения (долг, ответственность, понимание значимости
учения )
Слайд 21Поэтому главным принципом воспитательной работы с дошкольниками должен быть принцип
заинтересованности ребенка
Ребенку обязательно должно быть нужно и интересно то,
что предлагает делать взрослый
Осмысленность для ребенка предлагаемого взрослым занятия - главный залог развивающего эффекта
Слайд 22 4. Существенной характеристикой психического развития ребенка дошкольного возраста
является непроизвольность:
ребенок не рождается с высшими психическими функциями (управляемыми
психическими процессами),
они развиваются в процессе онтогенеза (жизни ребенка)
до 7 лет дети еще слабо владеют произвольными психическими процессами, которые в этот период только формируются
потому обучение дошкольников не может опираться на высшие психические функции ребенка, а может только способствовать их развитию.
Слайд 235. В онтогенезе психические функции развиваются неравномерно:
в дошкольном возрасте
доминирующей функцией становится непосредственная память,
Вместе с тем, ребенок легко
и быстро запоминает лишь то, что ему интересно и понятно, т.е.
в результате действия непосредственной мотивации (она идет от деятельности, имеющей для него смысл)
Слайд 246. Процесс приобретения знаний в дошкольном возрасте не является
ни
целенаправленным ни систематическим,
а совершается только на основе
познавательных интересов детей к деятельности,
а знания являются «побочным продуктом» различных видов деятельности ребенка.
Слайд 25 7. Речевое развитие ребенка осуществляется не на специальных занятиях
по развитию речи,
а в процессе живого общения ребенка со
взрослым и другими детьми,
в процессе чтения детям художественной и научно-популярной литературы,
в процессе игры,
в процессе составления детьми рассказов по картинкам,
сочинения ими рассказов и сказок, разыгрывания инсценировок и др.
Слайд 268. Дошкольник учится только тогда, когда программа учителя становится его
собственной программой
(т.е. в меру того, что он в ней
принимает, что ему интересно).
В этом принципиальное отличие обучения в дошкольном возрасте от обучения в младшем школьном возрасте.
Слайд 279. Усвоение знаний детьми дошкольного возраста более эффективно происходит в
игре, чем в ситуации учебного занятия.
10. Учебные занятия по школьному
типу не являются адекватной формой обучения в дошкольном возрасте.
Слайд 2811. Готовность к школьному обучению возникает не на специальных учебных
занятиях по освоению простейших школьных ЗУН, а в результате полноценного
проживания ребенком дошкольного периода детства в соответствии с закономерностями психического развития в этом возрасте.
В связи с этим готовность к школьному обучению возникает
не ранее 7 лет.
Слайд 29. О готовности к школьному обучению имеет смысл говорить после
кризиса
7 лет, который Л.С.Выготский называл «кризисом потери непосредственности»
и
у ребенка возникает потребность занять в обществе людей новую социальную позицию, которая будет отражать его взросление,
названное Л.И.Божович «внутренняя позиция школьника».
Слайд 30«Внутренняя позиция школьника» позволяет говорить о преемственности между дошкольным и
начальным школьным образованием,
т.к., она является залогом превращения первоклассника в
субъекта учебной деятельности.