Разделы презентаций


Методологические основы исторической науки. Исторический процесс: стадии и

Содержание

Методологические основы исторической науки. Исторический процесс: стадии и закономерностиВопросы:Исторический процесс, его этапы и закономерности. Цивилизационный и формационный подходы к развитию общества, их значение в исторической науке. Концепция общественно-экономических формаций К. Маркса.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методологические основы исторической науки. Исторический процесс: стадии и закономерности
Вопросы:
История в

системе гуманитарных наук. Сущность и формы исторического знания.
Функции исторического

знания.
Предмет и объект исторической науки.
Методология и теория исторической науки. Методы, принципы и источники изучения истории.
Понятие и классификация исторического источника.
Историография - история исторической науки.
Мировая и отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.
Методологические основы исторической науки. Исторический процесс: стадии и закономерностиВопросы:История в системе гуманитарных наук. Сущность и формы исторического

Слайд 2Методологические основы исторической науки. Исторический процесс: стадии и закономерности
Вопросы:
Исторический процесс,

его этапы и закономерности.
Цивилизационный и формационный подходы к развитию

общества, их значение в исторической науке.
Концепция общественно-экономических формаций К. Маркса.
Цивилизационные исторические концепции О. Шпенглера, А. Тойнби, Н. Данилевского.
Современные исторические и историографические концепции. Концепция постиндустриального общества (Д. Белл, О. Тоффлер). Французская историческая школа «Анналов»: Л. Февр, М. Блок. Исторические подходы Ф.Р. Анкерсмита и У.Эко.
Методологические основы исторической науки. Исторический процесс: стадии и закономерностиВопросы:Исторический процесс, его этапы и закономерности. Цивилизационный и формационный

Слайд 31.1.История в системе гуманитарных наук. Сущность и формы исторического знания.


История – это наука о прошлом человеческого общества и его

настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.
Содержанием истории служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках.
История – наука многоотраслевая, включает историю экономическую; политическую; социальную; военную; государства и права; религии и т.д.
По широте изучения объекта история подразделяется на
- историю мира в целом (всемирную или всеобщую историю);
историю континентов (например, историю Азии и Африки);
историю отдельных стран и народов или группы народов (история России).
История тесно связана с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, математической статистикой, языкознанием и литературоведением и др..
В каждой науке есть исторический отдел: история этой науки
1.1.История в системе гуманитарных наук. Сущность и формы исторического знания. История – это наука о прошлом человеческого

Слайд 41.1.История в системе гуманитарных наук. Сущность и формы исторического знания.


Исторические науки:
этнография, изучающая быт и культуру народов;
археология, изучающая историю по

вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и т.д., а также целым комплексам – поселениям, могильникам, кладам.
Вспомогательные исторические дисциплины:
хронология – изучает системы отсчета времени;
палеография – рукописные памятники и старинное письмо;
дипломатика – исторические акты;
нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли;
метрология – систему мер;
геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей; ·
сфрагистика – печати;
генеалогия – происхождение городов и фамилий;
топонимика – происхождение географических названий;
краеведение – историю местности, региона, края;
источниковедение – вспомогательная историческая дисциплина, исследующая исторические источники;
историография – описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.


1.1.История в системе гуманитарных наук. Сущность и формы исторического знания. Исторические науки:этнография, изучающая быт и культуру народов;археология,

Слайд 51.2. Функции исторического знания.
Научно-познавательная функция - выявление закономерностей исторического развития.


Прогностическая функция – предвидение будущего на основе анализа исторических событий

прошлого и настоящего.
Функция социальной памяти: исторические знания выступают в качестве ориентации общества и личности, формируют мировоззрение и культуру
Воспитательная функция - формирование гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.
Идейно-политическая функция: формирование и установление общественно приемлемых образцов социального поведения с целью эффективного управления


1.2. Функции исторического знания.Научно-познавательная функция - выявление закономерностей исторического развития. Прогностическая функция – предвидение будущего на основе

Слайд 61.3. Предмет и объект исторической науки
Предметом исторической науки являются особенности

экономической, социальной, политической, культурной и других сфер жизни конкретного общества

в прошлом, совокупность отношений в обществе в их развитии.
Объектом исторической науки является все прошлое человечества или конкретное общество в конкретный исторический период, а также, конкретные исторические факты и события
1.3. Предмет и объект исторической наукиПредметом исторической науки являются особенности экономической, социальной, политической, культурной и других сфер

Слайд 71.4. Методология и теория исторической науки. Методы, принципы и источники

изучения истории.
Объективное изучение истории обеспечивается научной методологией. Методология – это

система принципов и методов научного исследования
Историко-генетический метод - последовательное раскрытие свойств и функций объекта в ходе его изменения.
Историко-сравнительный метод позволяет вскрыть сущность явлений по их сходству и различию, проводить сравнение во времени и пространстве. //Общественно-историческое развитие – это повторяющийся, внутренне обусловленный закономерный процесс. События, происходящие в разное время и в различных масштабах, во многом сходны, но и отличны. Путем сравнения появляется возможность объяснить их содержание. //
Историко-типологический метод служит для упорядочения фактов, объектов в виде качественно определенных типов (классов) на основе присущих им общих признаков и различий.
При историко-системном методе исследуется единство событий, явлений в общественно-историческом развитии. //Напр., рассмотрение истории России не как самостоятельного процесса, а как результата взаимодействия с другими странами в виде одного из элементов всей цивилизации.//

1.4. Методология и теория исторической науки. Методы, принципы и источники изучения истории.Объективное изучение истории обеспечивается научной методологией.

Слайд 81.4. Методология и теория исторической науки. Методы и источники изучения

истории.
Правдивость, истинность исторического познания зависит от научных принципов.
Принцип историзма -

изучение событий (явлений) в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и развитии..
Принцип объективности предполагает опору на факты в их реальном содержании. Важно раскрывать каждое событие в его многогранности и противоречивости, в совокупности положительных и отрицательных сторон.
Принцип социального подхода - рассмотрение историко-экономических и историко-политических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения и форм их проявления в обществе. Этот принцип обязывает соотносить интересы узкогрупповые с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в деятельности правительств, партий, личностей.
Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности, извлечь уроки на будущее.

1.4. Методология и теория исторической науки. Методы и источники изучения истории.Правдивость, истинность исторического познания зависит от научных

Слайд 91.5. Понятие и классификация исторического источника
Историческим источником называется любой документ, привлеченный

для познания исторической действительности.

1.5. Понятие и классификация исторического источникаИсторическим источником называется любой документ, привлеченный для познания исторической действительности.

Слайд 101.6. Историография - история исторической науки

1.6. Историография - история исторической науки

Слайд 111.7. Мировая и отечественная историография в прошлом и настоящем.

1.7. Мировая и отечественная историография в прошлом и настоящем.

Слайд 121.7. Мировая и отечественная историография в прошлом и настоящем.

1.7. Мировая и отечественная историография в прошлом и настоящем.

Слайд 131.8. Исторический процесс, его этапы и закономерности
Историческим процессом называется временная

последовательность сменяющих друг друга этапов развития общества в результате многообразной

деятельности многих поколений людей.
Основу исторического процесса составляют исторические факты, произошедшие или происходящие явления общественной жизни, которые оказали серьезное воздействие на жизнь людей.

СМЫСЛ ИСТОРИИ - понятие, предполагающее выяснение направленности исторического процесса; одно из ключевых понятий философии истории, характеризующее ту цель, которая стоит перед человечеством и которую оно  стремится реализовать в ходе своей постепенной эволюции.

1.8. Исторический процесс, его этапы и закономерностиИсторическим процессом называется временная последовательность сменяющих друг друга этапов развития общества

Слайд 141.8. Исторический процесс, его этапы и закономерности
«Исторический процесс может

прерваться, если мы забудем о том, чего мы достигли, или

если достигнутое нами на протяжении жизни исчезнет из нашей жизни. Даже почти бессознательная стабильность образа жизни и мышления, сложившаяся в силу привычки и само собой разумеющейся веры, стабильность, которая повседневно формируется всей совокупностью общественных условий и как будто коренится в самых глубинах нашего существования, начинает колебаться как только меняются общественные условия. Когда повседневность порывает с традицией, утрачивается исторически сложившийся этос, привычные формы жизни распадаются и воцаряется полнейшая неуверенность» (Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М., 1991. С. 144).

1.8. Исторический процесс, его этапы и закономерности «Исторический процесс может прерваться, если мы забудем о том, чего

Слайд 151.9. Цивилизационный и формационный подходы к развитию общества, их значение

в исторической науке.
Концепции исторического развития: формационный и цивилизационный подход
ФОРМАЦИЯ

– (от лат. formatio — образование, вид): определенная ступень развития чего-либо; общественно-экономическая формация — стадия общественной эволюции в марксистской философии.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ - (от лат. civilis — гражданский, государственный):
– уровень общественного развития; следующая за дикостью и варварством стадия;
- тип, своеобразие культуры и общественной жизни.


1.9. Цивилизационный и формационный подходы к развитию общества, их значение в исторической науке. Концепции исторического развития: формационный

Слайд 161.9. Цивилизационный и формационный подходы к развитию общества, их значение

в исторической науке.

1.9. Цивилизационный и формационный подходы к развитию общества, их значение в исторической науке.

Слайд 171.10.Концепция общественно-экономических формаций К. Маркса

1.10.Концепция общественно-экономических формаций К. Маркса

Слайд 191.11.Цивилизационные исторические концепции О. Шпенглера, А. Тойнби, Н. Данилевского Концепция

цивилизационного развития О.Шпенглера

1.11.Цивилизационные исторические концепции О. Шпенглера, А. Тойнби, Н. Данилевского  Концепция цивилизационного развития О.Шпенглера

Слайд 23Концепция «вызовов» и «ответов» А. Тойнби

Концепция «вызовов» и «ответов» А. Тойнби

Слайд 24Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского

Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского

Слайд 26Теория постиндустриального общества: совмещение цивилизационного и формационного подхода

Теория постиндустриального общества: совмещение цивилизационного и формационного подхода

Слайд 32ЗАДАНИЕ
Провести количественный и качественный анализ, определив типологию российского общества, представив

данные в таблице:
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ - ТИПОЛОГИЯ













ЗАДАНИЕПровести количественный и качественный анализ, определив типологию российского общества, представив данные в таблице: СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ - ТИПОЛОГИЯ

Слайд 331.12. Современные исторические и историографические концепции. Французская историческая школа «Анналов»:

Л. Февр, М. Блок.

1.12. Современные исторические и историографические концепции.  Французская историческая школа «Анналов»: Л. Февр, М. Блок.

Слайд 341.12. Современные исторические и историографические концепции. Исторические подходы Ф.Р.Анкерсмита и

У.Эко
Франклин Р. Анкерсмит
Голландия., род. 1945
Умберто Эко
Италия, 1932 - 2016

1.12. Современные исторические и историографические концепции.  Исторические подходы Ф.Р.Анкерсмита и У.ЭкоФранклин Р. АнкерсмитГолландия., род. 1945Умберто ЭкоИталия,

Слайд 35
«Историческую травму нельзя ни сгладить, ни замести никаким новым

положительным знанием о прошлом, потому что она сама является необходимым

условием для возникновения такого знания»
Анкерсмит Ф.М. Изучение истории как политическая проблема // Вопросы образования. 2006. № 4.


«Историческую травму нельзя ни сгладить, ни замести никаким новым положительным знанием о прошлом, потому что она

Слайд 36Семинар 1. План характеристики Древней цивилизации
1. Исторический период
2. Этапы развития
3.

Географическое расположение
4. Особенности хозяйственно-экономической жизни
5. Особенности государственно-политического устройства
6. Особенности социального

строя
7. Важнейшие культурные достижения и вклад в развитие мировой цивилизации

Семинар 1. План характеристики Древней цивилизации1. Исторический период2. Этапы развития3. Географическое расположение4. Особенности хозяйственно-экономической жизни5. Особенности государственно-политического

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика