Слайд 1Методологические основы исторической науки. Исторический процесс: стадии и закономерности
Вопросы:
История в
системе гуманитарных наук. Сущность и формы исторического знания.
Функции исторического
знания.
Предмет и объект исторической науки.
Методология и теория исторической науки. Методы, принципы и источники изучения истории.
Понятие и классификация исторического источника.
Историография - история исторической науки.
Мировая и отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.
Слайд 2Методологические основы исторической науки. Исторический процесс: стадии и закономерности
Вопросы:
Исторический процесс,
его этапы и закономерности.
Цивилизационный и формационный подходы к развитию
общества, их значение в исторической науке.
Концепция общественно-экономических формаций К. Маркса.
Цивилизационные исторические концепции О. Шпенглера, А. Тойнби, Н. Данилевского.
Современные исторические и историографические концепции. Концепция постиндустриального общества (Д. Белл, О. Тоффлер). Французская историческая школа «Анналов»: Л. Февр, М. Блок. Исторические подходы Ф.Р. Анкерсмита и У.Эко.
Слайд 31.1.История в системе гуманитарных наук. Сущность и формы исторического знания.
История – это наука о прошлом человеческого общества и его
настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.
Содержанием истории служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках.
История – наука многоотраслевая, включает историю экономическую; политическую; социальную; военную; государства и права; религии и т.д.
По широте изучения объекта история подразделяется на
- историю мира в целом (всемирную или всеобщую историю);
историю континентов (например, историю Азии и Африки);
историю отдельных стран и народов или группы народов (история России).
История тесно связана с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, математической статистикой, языкознанием и литературоведением и др..
В каждой науке есть исторический отдел: история этой науки
Слайд 41.1.История в системе гуманитарных наук. Сущность и формы исторического знания.
Исторические науки:
этнография, изучающая быт и культуру народов;
археология, изучающая историю по
вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и т.д., а также целым комплексам – поселениям, могильникам, кладам.
Вспомогательные исторические дисциплины:
хронология – изучает системы отсчета времени;
палеография – рукописные памятники и старинное письмо;
дипломатика – исторические акты;
нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли;
метрология – систему мер;
геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей; ·
сфрагистика – печати;
генеалогия – происхождение городов и фамилий;
топонимика – происхождение географических названий;
краеведение – историю местности, региона, края;
источниковедение – вспомогательная историческая дисциплина, исследующая исторические источники;
историография – описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.
Слайд 51.2. Функции исторического знания.
Научно-познавательная функция - выявление закономерностей исторического развития.
Прогностическая функция – предвидение будущего на основе анализа исторических событий
прошлого и настоящего.
Функция социальной памяти: исторические знания выступают в качестве ориентации общества и личности, формируют мировоззрение и культуру
Воспитательная функция - формирование гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.
Идейно-политическая функция: формирование и установление общественно приемлемых образцов социального поведения с целью эффективного управления
Слайд 61.3. Предмет и объект исторической науки
Предметом исторической науки являются особенности
экономической, социальной, политической, культурной и других сфер жизни конкретного общества
в прошлом, совокупность отношений в обществе в их развитии.
Объектом исторической науки является все прошлое человечества или конкретное общество в конкретный исторический период, а также, конкретные исторические факты и события
Слайд 71.4. Методология и теория исторической науки. Методы, принципы и источники
изучения истории.
Объективное изучение истории обеспечивается научной методологией. Методология – это
система принципов и методов научного исследования
Историко-генетический метод - последовательное раскрытие свойств и функций объекта в ходе его изменения.
Историко-сравнительный метод позволяет вскрыть сущность явлений по их сходству и различию, проводить сравнение во времени и пространстве. //Общественно-историческое развитие – это повторяющийся, внутренне обусловленный закономерный процесс. События, происходящие в разное время и в различных масштабах, во многом сходны, но и отличны. Путем сравнения появляется возможность объяснить их содержание. //
Историко-типологический метод служит для упорядочения фактов, объектов в виде качественно определенных типов (классов) на основе присущих им общих признаков и различий.
При историко-системном методе исследуется единство событий, явлений в общественно-историческом развитии. //Напр., рассмотрение истории России не как самостоятельного процесса, а как результата взаимодействия с другими странами в виде одного из элементов всей цивилизации.//
Слайд 81.4. Методология и теория исторической науки. Методы и источники изучения
истории.
Правдивость, истинность исторического познания зависит от научных принципов.
Принцип историзма -
изучение событий (явлений) в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и развитии..
Принцип объективности предполагает опору на факты в их реальном содержании. Важно раскрывать каждое событие в его многогранности и противоречивости, в совокупности положительных и отрицательных сторон.
Принцип социального подхода - рассмотрение историко-экономических и историко-политических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения и форм их проявления в обществе. Этот принцип обязывает соотносить интересы узкогрупповые с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в деятельности правительств, партий, личностей.
Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности, извлечь уроки на будущее.
Слайд 91.5. Понятие и классификация исторического источника
Историческим источником называется любой документ, привлеченный
для познания исторической действительности.
Слайд 101.6. Историография - история исторической науки
Слайд 111.7. Мировая и отечественная историография в прошлом и настоящем.
Слайд 121.7. Мировая и отечественная историография в прошлом и настоящем.
Слайд 131.8. Исторический процесс, его этапы и закономерности
Историческим процессом называется временная
последовательность сменяющих друг друга этапов развития общества в результате многообразной
деятельности многих поколений людей.
Основу исторического процесса составляют исторические факты, произошедшие или происходящие явления общественной жизни, которые оказали серьезное воздействие на жизнь людей.
СМЫСЛ ИСТОРИИ - понятие, предполагающее выяснение направленности исторического процесса; одно из ключевых понятий философии истории, характеризующее ту цель, которая стоит перед человечеством и которую оно стремится реализовать в ходе своей постепенной эволюции.
Слайд 141.8. Исторический процесс, его этапы и закономерности
«Исторический процесс может
прерваться, если мы забудем о том, чего мы достигли, или
если достигнутое нами на протяжении жизни исчезнет из нашей жизни. Даже почти бессознательная стабильность образа жизни и мышления, сложившаяся в силу привычки и само собой разумеющейся веры, стабильность, которая повседневно формируется всей совокупностью общественных условий и как будто коренится в самых глубинах нашего существования, начинает колебаться как только меняются общественные условия. Когда повседневность порывает с традицией, утрачивается исторически сложившийся этос, привычные формы жизни распадаются и воцаряется полнейшая неуверенность» (Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М., 1991. С. 144).
Слайд 151.9. Цивилизационный и формационный подходы к развитию общества, их значение
в исторической науке.
Концепции исторического развития: формационный и цивилизационный подход
ФОРМАЦИЯ
– (от лат. formatio — образование, вид): определенная ступень развития чего-либо; общественно-экономическая формация — стадия общественной эволюции в марксистской философии.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ - (от лат. civilis — гражданский, государственный):
– уровень общественного развития; следующая за дикостью и варварством стадия;
- тип, своеобразие культуры и общественной жизни.
Слайд 161.9. Цивилизационный и формационный подходы к развитию общества, их значение
в исторической науке.
Слайд 171.10.Концепция общественно-экономических формаций К. Маркса
Слайд 191.11.Цивилизационные исторические концепции О. Шпенглера, А. Тойнби, Н. Данилевского
Концепция
цивилизационного развития О.Шпенглера
Слайд 23Концепция «вызовов» и «ответов» А. Тойнби
Слайд 24Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского
Слайд 26Теория постиндустриального общества: совмещение цивилизационного и формационного подхода
Слайд 32ЗАДАНИЕ
Провести количественный и качественный анализ, определив типологию российского общества, представив
данные в таблице:
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ - ТИПОЛОГИЯ
Слайд 331.12. Современные исторические и историографические концепции.
Французская историческая школа «Анналов»:
Л. Февр, М. Блок.
Слайд 341.12. Современные исторические и историографические концепции.
Исторические подходы Ф.Р.Анкерсмита и
У.Эко
Франклин Р. Анкерсмит
Голландия., род. 1945
Умберто Эко
Италия, 1932 - 2016
Слайд 35
«Историческую травму нельзя ни сгладить, ни замести никаким новым
положительным знанием о прошлом, потому что она сама является необходимым
условием для возникновения такого знания»
Анкерсмит Ф.М. Изучение истории как политическая проблема // Вопросы образования. 2006. № 4.
Слайд 36Семинар 1. План характеристики Древней цивилизации
1. Исторический период
2. Этапы развития
3.
Географическое расположение
4. Особенности хозяйственно-экономической жизни
5. Особенности государственно-политического устройства
6. Особенности социального
строя
7. Важнейшие культурные достижения и вклад в развитие мировой цивилизации